Право выбора В ближайшем будущем всех россиян ждёт участие в серии выборов. Это ответственное и важное мероприятие для каждого из нас. Какие права есть у избирателей и какие нестандартные ситуации могут поджидать гражданина на пути реализации его конституционного права? «Что является основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке? Обязательно ли голосовать по месту прописки?» Елена, Красноярск. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами ФМС и главами местных администраций, а в случаях, предусмотренных законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (в пределах избирательного округа) по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. * * * «Что делать, если избирателя не оказалось в списке избирателей либо обнаружилась ошибка, неточность в сведениях?» Михаил Попов, Красноярск. Участковая избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщённые заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина и подтверждающего место жительства на территории данного избирательного участка. * * * «Законно ли проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, и каковы требования к опубликованию их результатов?» Анжелика Коротченко, Красноярск. Согласно избирательному законодательству опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет). * * * «Каким образом могут голосовать граждане, которые не могут в день голосования самостоятельно по состоянию здоровья, инвалидности прибыть в помещение для голосования?» Анна Михеева, Красноярск. Избиратель вправе проголосовать вне помещения для голосования (на дому, в больнице, в доме престарелых и (или) инвалидов и т.д.), если по состоянию здоровья, инвалидности не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в т.ч. переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. * * * «Могут ли быть расклеены предвыборные агитационные материалы на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии и в помещении для голосования?» Пересущенко Ольга, Красноярск. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. * * * «Как проголосовать, если в день голосования избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей?» Статейнов М. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборов глав муниципальных образований избиратель может проголосовать досрочно, если в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) он будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей. Для этого избирателю необходимо подать в соответствующую избирательную комиссию заявление с указанием причины досрочного голосования. Избирательная комиссия вправе проверить указанную в заявлении причину и в случае ее неподтверждения отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования. Досрочное голосование проводится в помещении избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии) за 15 – 4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования. Избиратель, который в день голосования не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45 – 20 дней до дня голосования) либо участковой (за 19 – 1 день до дня голосования) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель включен в список избирателей. Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность также может быть удостоверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого). * * * «Может ли наблюдатель давать советы избирателю, за кого голосовать?» Фёдоров А., Красноярск. Если наблюдатель в помещении для голосования даёт избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя. * * * «Может ли наблюдатель опрашивать избирателей в помещении для голосования, за кого они хотят проголосовать?» Игорь Дяченко, Канск. Если наблюдатель в ходе голосования в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение тайны голосования. * * * «Избиратель не имеет при себе паспорта или документа, заменяющего паспорт, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?» Андреев Максим, Красноярск. Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, избирательный бюллетень не выдается. Если избиратель настаивает на вынесении решения УИК об отказе в выдаче ему избирательного бюллетеня, то такое решение должно быть принято, оформлено в письменном виде и выдано на руки заявителю. * * * «Избиратель получил избирательный бюллетень, но, не опустив его в стационарный ящик для голосования, пытается вынести из помещения для голосования. Какие действия может предпринять комиссии в этом случае?» Соболева Е. И., Красноярск. В федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член УИК вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования. Свои вопросы вы можете задавать по электронной почте red@konkurent-krsk.ru. АП |