[09]ноября[2011]
 
41(000315)

>Читайте в [следующем номере]
«Могу ли я покритиковать действительность? Обратитесь лучше к Юре Шевчуку!»
* Михаил БОЯРСКИЙ

Юрий Александров: «Один из моих недостатков в том, что я быстро перехожу на ты с людьми, которых уважаю»

Прага:
красивая сказка про таксиста, горничную и Йозефа Слободу (Фоторепортаж)

Лаура ПАУЗИНИ: «Я получила больше того, что могла бы просить у Бога»


- 520 дней, которые «потрясли» Марс

- Коррекция после ралли

- Запишите меня в буржуи

- Андрей ВАСИЛЬЕВ: «Продукция красноярских сельхозпроизводителей должна занимать достойное место на рынке»

- Михаил ТАЛЬ: он уничтожал по три пачки «Кента», а боли заглушал коньяком

- Сабина МАКАРОВА, 18 лет, модельное агентство «Академия красоты» (Иркутск)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Потребитель, который изнежен комфортом и считает высочайшей ценностью своей жизни сохранение комфорта и благополучия, не способен на великие свершения. А сейчас многие люди даже не понимают, что такое «великие свершения».

КИРИЛЛ,
патриарх Московский и всея Руси.


 
520 дней, которые «потрясли» Марс

 

В Институте медико-биологических проблем РАН завершился масштабный эксперимент по моделированию полёта людей с планеты Земля на планету Марс – «Марс 500». В торжественной обстановке (Европейское космическое агентство даже вело прямую трансляцию церемонии) люк испытательного модуля был открыт, и шестеро участников эксперимента официально вернулись на Землю.
Считается, что первый эксперимент по моделированию длительного межпланетного перелета был поставлен в СССР в 1967 году. Тогда в обстановке строжайшей секретности трое космонавтов были помещены в блок с частично замкнутой системой жизнеобеспечения на 366 дней.
Целью того, советского эксперимента было выяснить, с какими трудностями может столкнуться экипаж во время такого полета, поэтому в 366 дней организаторы вместили всё, что могло прийти им в голову, – экстремальные перепады температуры (жара, когда участники вынуждены были ходить почти голые, сменялась холодом), голод, стрессовые ситуации. Эксперимент пришлось несколько раз прерывать из-за конфликтов между участниками, но некоторое количество данных психологи получить сумели.
В 90-х годах Роскосмос стал сотрудничать с Европейским космическим агентством, чтобы подготовить космонавтов ESA к длительному пребыванию на станции «Мир». Кульминацией той программы стал эксперимент «Имитация полета международного экипажа на космической станции» в Институте медико-биологических проблем РАН. В течение 240 дней экипаж жил в трех модулях. Объем самого большого из них составлял около 200 кубических метров. Среди прочего имитировался прилет грузовых кораблей, а также проводилось большое количество экспериментов, подготовленных учеными из России, Японии, Германии и США.
Хотя один из модулей, «ЭУ-37», и назывался «Марсолёт», речи о полете на Красную планету тогда не шло. Начавшийся в 2007 году проект «Марс 500», в свою очередь, изначально ориентировался на подобную миссию. Он задумывался как целый комплекс экспериментов – 640 штук. Например, пока люди сидели в полетном модуле, ученые на обезьянах изучали воздействие радиации, которая из-за отсутствия защиты со стороны магнитного поля Земли может оказаться одной из главных опасностей во время полета к Красной планете.
Все испытания были разделены на три стадии, привязанные непосредственно к изоляционным экспериментам (именно так по-научному называются опыты, которые ставят над людьми в ИМБП). Первый этап прошел в ноябре 2007 года. Тогда группа из шести российских добровольцев (5 мужчин и одной женщины) провела в специальном модуле 14 дней. В состав группы входили Сергей Рязанский, Олег Артемьев, Антон Артамонов, Александр Ковалев, Марина Тугушева, Дмитрий Перфилов.
Второй этап проводился в период с марта по июль 2009 года – всего 105 дней. В нем приняли участие четверо россиян – Сергей Рязанский, Олег Артемьев, Алексей Шпаков, Алексей Баранов, а также француз Сирил Фурнье и немец Оливер Книккель (Рязанский и Артемьев «летели» во второй раз). Вместе они проводили разного рода опыты, связанные, например, с изменением мозговых ритмов. По окончании «полета» каждый участник эксперимента заработал за участие в проекте по 17 тысяч долларов.
Третий этап, тот самый, который завершился на днях, 4 ноября 2011 года, изначально планировалось начать в конце 2009 года. Технические сложности, однако, сделать это не позволили, и старт состоялся 3 июня 2010 года. Поиск добровольцев для участия в проекте осуществлялся по всему миру. В результате было отобрано шесть человек – трое россиян, итальянец, француз и китаец. Должности между ними распределились следующим образом. Командиром экипажа стал Алексей Ситев, должность врача досталась хирургу Сухробу Камолову, а бортинженером стал француз Роман Шаль. Остальные трое – Александр Смолевский, Диего Урбина и Ванг Ю – стали исследователями.
В распоряжение «космонавтов» было предоставлено 4 основных блока – «ЭУ-50», «ЭУ-100», «ЭУ-150» и «ЭУ-250» – различного объема и назначения. Основное время участники эксперимента проводили в последних трех: «ЭУ-100» предназначался для проведения разного рода опытов, «ЭУ-150» служил добровольцам домом, а «ЭУ-250» был нужен для хранения продовольственных запасов и размещения специальной оранжереи. Все эти модули изнутри были обиты деревом, из-за чего общий антураж, по словам участников 105-дневного эксперимента, немного напоминал баню.
«ЭУ-50» имитировал посадочный марсианский модуль и был рассчитан на 2-3-месячное проживание трех человек. К нему же был подсоединен симулятор марсианской поверхности, внутри которого (как следует из названия) имитировалось непосредственное присутствие участников эксперимента на Красной планете. Официально «посадку» на Марс трое «космонавтов» совершили 12 февраля 2011 года в 12:00 по московскому времени. Первыми на другой планете «оказались» россиянин Александр Смолеевский, китаец Ван Ю и итальянец Диего Урбина.
Первый выход «на поверхность» состоялся спустя двое суток. Всего «на поверхности» Марса участники эксперимента провели 11 дней. Организаторы заготовили им испытание – во время «работы» один из космонавтов «сломал руку». В свободное от работы время участники эксперимента читали, слушали музыку, занимались на тренажерах для поддержания физической формы. Ван Ю, например, начал учить русский язык.
Примечательно, что, несмотря на ежедневные обязательные занятия, наблюдавшие за «космонавтами» доктора обнаружили заметное снижение физической активности. Также было зарегистрировано снижение скорости метаболизма. Полный отчет о результатах будет готов в ближайшие несколько дней, однако маловероятно, что его предоставят для изучения широкой общественности.
Все участники эксперимента, за исключением Ван Ю, получат денежное вознаграждение в размере трех миллионов рублей каждый. Как наградят Ю за участие, пока не известно. Большинство «космонавтов» уже заявили, что потратят деньги на отдых, ведь они, по сути, пропустили два лета. Итальянец Диего Урбина также заявил, что купит себе новую машину, а Сухроб Камолов – что потратит часть средств на повышение квалификации. Он также отметил, что изначально полагал, что гонорар достаточно большой. «Но сейчас, отработав на борту более 500 суток, я понимаю, что сумма не такая уж большая», – приводят информагентства слова хирурга.

Критика «марсианских хроник»

Еще до завершения эксперимента, стоимость которого оценивается в 15 миллионов евро (причем большую часть этих денег предоставил Роскосмос), многие ученые критиковали его за бесполезность. В частности, говорилось, что такие эксперименты мало что дают, поскольку по сути аналогичные исследования уже проводятся на Международной космической станции.
Одним из самых последовательных критиков эксперимента является космонавт и член-корреспондент РАН Валентин Лебедев. Еще в июне 2009 года он заявлял: «Это не что иное, как испытание обычных людей на долгое пребывание в замкнутой среде, где они вынуждены наладить жизнь и отношения, рассчитывая только на свои силы. Здесь всё условно, как если бы подготовку к дрейфу на льдине в Арктике проводили зимой на подмосковном пруду. Привлеченные к этому эксперименту люди могут в любую минуту отказаться от его продолжения, выйти и обнять своих близких. Так что такие исследования имеют слабое отношение к пониманию возможности осуществления межпланетного полета».
Член-корреспондент РАН Юрий Караш заявил, что эксперимент «может быть оправдан лишь постольку, поскольку Россия действительно ставила бы задачу полета к Марсу». Это, однако, не так, и подобных планов у Роскосмоса нет.

 

Егор ЗАДЕРЕЕВ,
учёный секретарь Института биофизики СО РАН (Красноярск):

– Эксперимент «Марс-500» – это очень похоже на то, чем занимаются красноярские учёные, работающие с системой жизнеобеспечения БИОС-3. В чем смысл проекта БИОС? Создать замкнутую систему жизнеобеспечения – Землю в миниатюре. Это «живая» станция: фрукты и овощи растут, кислород выделяют. Всё гораздо комфортнее и ближе к условиям жизни на Земле. Самое интересное, что 30 лет назад учёные Института биофизики и Института медико-биологических проблем работали вместе. В экспериментах, которые проходили в Красноярске, участвовали обе организации. Красноярцы занимались созданием замкнутой системы жизнеобеспечения. Москвичи наблюдали за бионавтами. Но с перестройкой все разбежались по своим квартирам. В Москве стали активно развивать проект «Марс-500». Красноярцы не могут похвастаться таким вниманием властей и прессы. Все попытки получить финансовую поддержку в Москве пока проваливаются. Кстати, немалая «заслуга» в этом московских когда-то коллег, а теперь конкурентов. Потенциально же БИОС-3 как проект можно раскрутить в не меньшем объёме.

 

Антонина ТИХОМИРОВА,
радиоведущая (Киров):

– Масштабные эксперименты, в любой научной отрасли, не могут не вызывать восхищения и уважения. Как бы банально ни звучало – радует то, что научно-технический прогресс не стоит на месте. Возможно, приспело время для разработки подобных исследований именно сейчас, в связи с небеспочвенными разговорами и о скором перенаселении на планете, и об опасности для Земли в связи с угрозой приближения планеты-кометы, которая может сместить магнитные полюса. Другой вопрос – насколько напоминают серьёзные научные разработки все вышеизложенные действия. Сидение «в бане» в течение продолжительного времени может, бесспорно, послужить поводом для учёного анализа. Но лишь для психологов. А вот то, что сами участники эксперимента в первую очередь живо обсуждают, достаточно ли им оговоренного гонорара, как-то для меня смещает полярность происходящего с плюса на минус. И делает весь этот эксперимент аналогом «Дома-2» или иного шоу «за стеклом».

 

Любовь МОЖАЕВА,
художественный руководитель творческого объединения «Союз криэйторов России» (Иркутск):

– Я думаю, что столь масштабный эксперимент, конечно, несёт и научный, и практический смысл, иначе в этот проект не вкладывали бы столько денег. Хотя лично мне сложно представить, как можно больше двух лет прожить в замкнутом пространстве, в одном коллективе, члены которого не являются друг другу родственниками. Это в некотором смысле напоминает реалити-шоу. Испытание на силу воли, характера и умение сосуществовать вместе. Некоторые критики этого проекта, кстати, высказывают именно такое мнение. Но я думаю, что это всё-таки здорово, что наш мир, наука и люди развиваются. На мой взгляд, такие репетиции позволят нам, жителям Земли, начать следующий этап освоения космоса. В космос уже летают туристы, и кто знает, может, не за горами то время, когда выбрать себе постоянное место жительства можно будет не только на планете Земля, но и на Марсе?

 

Владимир МАЗЕВИЧ,
кандидат физико-математических наук, доцент (Красноярск):

– Миссия «Марс-500» завершена успешно. Успешно для всех шести «астронавтов» международного «космического экипажа». Но это псевдомиссия, потому что на Земле не смоделируешь самого главного – невесомости и радиации. Непознанных факторов неизвестной пока ещё космической метеозависимости. И реального ощущения расстояния до Земли. И как находиться там. И как потом оттуда. Кстати, основная проблема в полёте на Марс – во влиянии невесомости на организм. Остеопороз, отёк сетчатки (вплоть до потери зрения). Так что при создании такой станции надо про искусственную гравитацию думать.

 

Алексей ГОЛОВКО,
старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики ИНЦ СО РАН (Иркутск):

– Безусловно, такие эксперименты очень значимы. Насколько я знаю, итальянское сообщество даже гордится тем, что их соотечественник принял участие в этой репетиции полёта на Марс. В стратегическом плане, я думаю, мысль Циолковского о том, что жизнь появится не только на Земле, по-прежнему актуальна. Мы же не знаем, какие катаклизмы произойдут в космосе, поэтому обязательно нужно развивать стремление выйти за пределы Земли. Конечно, пока это только эксперимент, и говорить о переселении на Марс нельзя – слишком уж отличаются условия от земных, но уже существуют целые станции, позволяющие наблюдать явления, которые мы никогда не увидим с Земли. Есть и практическое значение освоения Красной планеты. Например, на Марсе можно производить такие материалы, которые мы никогда не сможем производить на Земле. Быть может, мы сможем в будущем обнаружить там следы жизни или исчезнувших цивилизаций, но без полётов туда нам этого сделать не удастся. Так что я считаю такие эксперименты целесообразными и нужными.

 

Елена МАТАНЦЕВА,
директор КОГКУК «Музей К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики» (Киров):

– Мир надо познавать всегда. Нужно воспитывать детей в исследовательском духе. Что можно противопоставить этому стремлению? Что, мол, у нас нет дорог, заброшенные деревни, какой тут еще космос может быть? Мы не должны отнимать у человека право мечтать, стремиться к новым горизонтам, особенно у детей. Сроки запуска реального космического корабля на Марс объявлены, и, я думаю, это будет новой точкой отсчета и следующим витком космической эры Земли. Космос предлагает неограниченные возможности, и этим надо пользоваться.

Подготовила Анастасия МИНИНА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен