В красноярских магазинах сейчас огромный выбор продуктов питания, но далеко не все из них произведены на территории края. Разговоры о том, что необходимо целенаправленное внедрение местной продукции на краевой рынок, ведутся давно. В помощь местным товаропроизводителям издан краевой закон о мерах поддержки сбыта и продвижения их продукции. О текущей ситуации на внутреннем рынке и перспективах его развития «Конкурент» беседует с руководителем «Красноярского краевого продовольственного альянса» Андреем Васильевым.
– Андрей Витальевич, что такое «Красноярский краевой продовольственный альянс», для чего он был создан и чем занимается? – Одна из основных идей – это создание переговорной площадки для субъектов агропромышленного комплекса края с целью согласования интересов и выстраивания кооперативных цепочек. Речь не идёт исключительно о сельхозпроизводителях – мы смотрим на агрокомплекс несколько шире. Речь идёт обо всех предприятиях, которые работают на красноярском продовольственном рынке. То есть это и торговля продуктами питания, и предприятия по переработке, которые из сырья делают конечный продукт, и, соответственно, сырьевые отрасли сельского хозяйства. И отсюда проистекают остальные задачи альянса – это выработка единой стратегии агропромышленного комплекса и создание долгосрочных целевых программ. – Чего уже удалось добиться в этом направлении? – Главное – люди начали друг с другом общаться и договариваться. Сегодня у нас подписаны договоры с семью крупными торговыми сетями в Красноярске, в Канске. Это сеть «Красноярского хлеба», крупные краевые сети – «Красный яр», «Командор», «Каравай», это «Никса» – бывшая «Пятёрочка». Есть несетевые магазины, с которыми также подписаны соглашения. В них оформляются места продаж товаров наших производителей, которые заключили с нами договор в едином стиле «Енисей-продукт». – Краевой закон о поддержке сбыта местной продукции как-то помог вам в этом вопросе? – Да, сегодня альянс в терминологии закона стал логистическим оператором. Но тут оговорка: если говорить о транспортной и складской логистике, мы, конечно, этим не занимаемся – ни закупом, ни поставками. Мы занимаемся информационным сопровождением, пониманием и выстраиванием информационных потоков – где, что, сколько производится, где какие существуют дефициты. Также в законе предусмотрены субсидии предприятиям торговли и переработки. Это субсидии на прирост объёмов продаж, и предусмотрены деньги на продвижение продукции – выделение мест для продаж плюс рекламные, информационные услуги. – Чтобы увеличить производство местной продукции и спрос на неё, на что нужно в первую очередь обратить внимание – на развитие производственной базы или на рекламирование товаров? – На все аспекты. Надо отчётливо понимать, что потребление мы не можем увеличить. Если человек съедает 117 кг мяса в год, то он их и съедает, а не 138. Поэтому когда мы говорим о вводе наших предприятий на рынок, мы имеем в виду, что надо с кем-то бороться, кого-то с рынка выдавливать. Должно происходить замещение, потому что потребителей больше не становится. В конкурентной борьбе известно, что первично: это в первую очередь цена и то, как выглядит продукт, насколько он радует глаз. Бывает, что продукт по качеству лучше, но плохо оформлен, и потребитель инстинктивно идёт к тому, что более красиво оформлено. Далее должна следовать достаточно мощная рекламная кампания. Например, сейчас у Томского мясокомбината гораздо более интенсивная реклама, чем у наших мясников. Реклама создаёт в головах потребителей отчётливые предпочтения, она знакомит потребителя, с одной стороны, с качеством товара, с другой – сообщает, что такой продукт есть, и облегчает потребителю выбор на полках. При том разнообразии, количестве, ассортименте мясных продуктов – а это колбасы, окорока, ветчины, которых на наших прилавках просто нереальное количество, бывает по триста-четыреста наименований в одной сети, – как выбрать, как найти свой продукт? Только с помощью грамотного маркетингового сопровождения. И наши производители в этом смысле проигрывают соседям. – Местная продукция должна быть, по логике, дешевле. Так ли это на самом деле? – Так было до недавнего времени. Сегодня из-за всевозможных заменителей, связанных с удлинением срока хранения, при больших объёмах производства продукт сильно дешевеет. Грубо говоря, колбаса из натурального мяса всегда будет стоить дороже, чем колбаса, сделанная с большим количеством влагоудерживающих добавок, наполнителей, стабилизаторов, удлинителей срока годности. И если производство небольшого масштаба, то продукт дорог, если массовое – дешевле. Поэтому если мы говорим о местном натуральном продукте, то с высокой вероятностью он будет дороже. Но если говорить о продукте примерно равного качества, то местный будет, конечно, дешевле. Мы существенно экономим на транспорте. У нас места производства сырья достаточно близки к местам переработки. – Какова текущая ситуация – соотношение местных и привозных товаров в краевых магазинах? – Разные есть оценки, примерно доля местных продуктов составляет от 70 до 75 процентов. Это довольно высокий показатель, хотя уровень безопасности экономистами оценивается в более 90%. Мы пока недотягиваем. Во-первых, этот показатель серьёзно разнится по территории края и по тому месту, где продаётся. В крупных торговых сетях, я думаю, объём нашего продукта достаточно низкий, больше привозного. В магазинах, находящихся на территории, например, Енисейского района, скорее всего, выше уровень местного продукта. – У нас достаточно широко представлен продукт Томской, Кемеровской областей… – Да, наши производители проигрывают им на внутреннем рынке. – А наша продукция поступает к соседям? – Я точно знаю, что наша продукция есть в регионах, расположенных на восток от края. Это общая тенденция – западные регионы России везут товары в сторону Сибири, и наши регионы «двигаются» на восток. И в Томске, конечно, есть наша продукция, но она там в незначительных объёмах. А вот в Иркутске неплохо наш «Краскон» представлен, наши молочники. – У нас в крае несколько основных агропромышленных предприятий, и все они находятся недалеко от краевого центра. – Да, это во всех регионах так. Есть два-три флагмана, это достаточно крупные и с высоким объёмом производства компании. Остальные мелкие, но тоже занимают определённые ниши. В крае они находятся недалеко от города, многие вообще в черте города. Уяр, Ачинск – в принципе, всё рядом. Есть производства в Берёзовке, Емельяново. – А как ситуация с местными продуктами в других районах края? Скажем, на юге? – Если говорить о Минусинске – нас там Хакасия сильно поджимает. – А на севере как? – А на севере никак. Там есть свои небольшие производства. Вообще, там действует северный завоз – ещё советская система доставки товаров весной и осенью. Соответственно, что привезли, то и потребляют люди. А, например, в Норильске иная ситуация: с ходом приватизации «Норильского никеля» компания практически перестроила свои потоки, и у них все поставки идут морем. Они завозят товары из Санкт-Петербурга, Мурманска. Но там есть краевая продукция, и, кстати, сейчас есть тенденция к смене этой ситуации. Сегодня в «Норникеле» та структура, которая занимается снабжением предприятий, продовольствием, разместила достаточно большой заказ на краевые продукты питания. Это и молочка, и колбасы, и овощи. Они переориентируются на краевых производителей. Всё-таки с точки зрения экономики это более целесообразно. – Это что касается присутствия в северных районах краевых товаров. А когда на краевых прилавках появится северная продукция? Рыба, оленина, дикоросы? – Это больной вопрос и для северян, и для нас. Есть несколько проблем, и главное, надо понять, почему эта продукция такая дорогая. В первую очередь, конечно, это проблема транспортной доступности. С другой стороны – вопрос организации местного производства. Наша замечательная северная рыба – она есть на рынке, но в мизерных количествах, а спрос на неё высокий. Поэтому наш сиг стоит как дальневосточная сёмга. Мы рассматриваем этот вопрос, но пока ответов нет. Хотя продукция очень достойная и может быть востребованной не только на внутреннем рынке, но и идти на экспорт. – По-вашему, объединение краевых продуктов под единым брендом повысит уровень продаж? – «Енисей-продукт» – это и ряд местных краевых производителей продуктов питания, и ряд мест продаж этих продуктов. У нас пока недостаёт объёмов, чтобы делать целые прилавки, но вот по молочке уже такие есть. У нас ведь ещё идея приглашать не всех производителей подряд, а только тех, чья продукция соответствует определённым качественным показателям. Пока продукт отбирается на уровне конкретных торговых предприятий. Хотя изначально мы планировали создать центральную дегустационную комиссию, которая смотрела бы продукты, производимые в крае, и если продукт не проходит, она бы давала ещё определённые рекомендации. Думаю, что это будет востребованная услуга. Но данные процедуры явно не приведут к удешевлению продукта. – А к увеличению продаж и росту объёмов производства? – Местных – да. Когда народ оценит качество продукта и сможет достаточно легко находить его на полках, объём продаж увеличится, и это однозначно приведёт к росту производства. И тут будет ещё одна сложная задача – удерживать качество при росте объёмов. Это один из весьма сложных элементов. Есть много примеров, когда продукт становится всё более востребованным, начинается гонка и теряется качество. Мы намерены не допустить такого: красноярская продукция должна быть достойной и конкурентоспособной. |