[28]декабря[2011]
 
48(000322)

>Читайте в [следующем номере]
«Согласно христианскому учению, чем человек беднее, тем больше в нём святости. И тем больше шансов попасть в рай»
* Наталия ПРАВДИНА

Максим БАРХАТОВ: «Проигрыш – отличная прививка
от звёздной болезни»

Громкие события 2011 года
(Фото для истории)

Адам ЛАМБЕРТ: «Впервые
я поцеловал музыканта на сцене совершенно спонтанно»


- Президент провозгласил в России масштабные демократические реформы

- Движение вбок

- СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

- Александр КЛИМЕНКО: «За сравнительно небольшое время Ленинский район превратился в динамично развивающуюся территорию Красноярска, обладающую немалым экономическим и интеллектуальным потенциалом»

- Аля КУДРЯШЕВА: «Я была ребёнком, недолюбленным друзьями»

- Маша ПИСАРЕНКО, 22 года, модель

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«В эпоху
интеллекта и глобализации стыдно выходить на улицу и бросаться камнями. Это неверный метод».

Лех ВАЛЕНСА,
экс-президент Польши.


Аля КУДРЯШЕВА: «Я была ребёнком, недолюбленным друзьями»

На российском литературном небосклоне появилась новая звезда.

В 2003 году 15-летняя питерская лицеистка завела ЖЖ под экзотическим ником Изюбрь (). Точнее – сделала это за неё подруга, у самой Али тогда и Интернета-то не было. И стала выкладывать свои стихи. Сначала их читали только знакомые. Потом подтянулись случайные люди. А через пару лет собралась армия поклонников из 13 000 подписчиков. Сегодня Аля Кудряшева – известная поэтесса, её стихи издают сборниками, перепечатывают в периодике, саму Альку выдвигают на литературные премии и называют новой надеждой русской женской поэзии. Её приглашают почитать свои стихи в России и Европе. А Александр Васильев из «Сплина» сравнивает девушку с Бродским и пишет музыку на её рифмы.

 

Стихи писала с детства

Алина Кирилловна Кудряшева родилась 10 ноября 1987 года в Ленинграде в семье технической интеллигенции. Писать стихи начала с самого раннего детства, осознанно – с одиннадцати лет. В 2003 году приняла участие в поэтическом конкурсе «Новые Имена» и заняла третье место. В 2004 году окончила Аничков лицей и поступила на дневное отделение факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, на кафедру теории языкознания. Спустя пять лет получила красный диплом о его окончании. Затем поступила в аспирантуру Европейского университета на факультет «Этнология». Сотрудничает с Институтом лингвистических исследований.
Будучи ещё студенткой, она принимала участие в поэтических конкурсах «ПОЭТому» (в 2006-м победила в двух номинациях, а в 2007-м – сразу в четырёх). Была участницей бардовских фестивалей: «Зимородок» (2005 и 2006 годов), «Второй канал» (стала лауреатом). Выступала на фестивале памяти Вени Дркина. В октябре 2007 года вышла книга её стихов под названием «Открыто», а в июле 2010-го – аудиокнига «Три, два, один», содержащая 34 стихотворения в исполнении автора и бонус-трек в исполнении Веры Полозковой.

 


 

В детстве я не могла ответить на вопрос: «Зачем пишу?» Просто так получалось. Мне никто не говорил, что стихи – это здорово. Я читала их только родителям. Им, конечно, нравилось. Но кому не нравится то, что делает их дитё, если это не алкоголь, курение и не приведение домой неприятных людей?
Аля КУДРЯШЕВА.


 

Нет семьи даже в перспективе

Высокую оценку творчеству Алины Кудряшевой давали литературовед Дмитрий Быков, писатель и издатель Александр Житинский, солист группы «Сплин» Александр Васильев. Быков в литературном обзоре итогов 2007 года отмечал по поводу выхода первого сборника: «Отрицать её удивительный талант невозможно». Директор издательства «Геликон Плюс» Александр Житинский назвал стихи Кудряшевой «великолепнейшими по интонации, искренности». Музыкант Александр Васильев сравнивал их с произведениями Иосифа Бродского.
Лирика Али Кудряшевой, по отзывам знатоков поэзии, – красивая, чувственная, часто очень сильная и не по годам зрелая. Она пишет о тревоге и сомнениях, шрамах и родинках, скуке города и стуке сердца. Об острой, свежей, наполненной вкусами и впечатлениями жизни. В 17 лет – про городские легенды («Всяким действам – противодействие, а свекрови каждой – по тёще, восемнадцать мне скоро стукнет, это даже немного лестно. Очень стыдно признаться, но в детстве я не боялась кащея тощего, а боялась страшных преступников и маньяков, ждущих под лестницей»). В 19 – о неизбежных потерях («Как я ждала осеннего ледостава, как я в ночи молилась за наш союз. Господи, кто бы понял, как я устала, Господи, кто бы понял, как я боюсь»). В 21 – о шумном и навязчивом («Перед воротами очередь хуже рыночной, тесно и потно, дети, пропойцы, бабищи. Это понятно – на стороне изнаночной нет уже смысла выглядеть подобающе»).
Но чего Кудряшева не хочет, так это работать на публику, богемной жизни боится, избегает, не пиарится. О себе пишет без красок: «У меня нет семьи даже в перспективе, я аспирант престижного вуза, и я не знаю, что может измениться в ближайшем будущем». Интервью даёт неохотно. Работа, кот, недосып, диета, друзья – словно повзрослела на пять лет быстрее, чем следует. Да и жизнь, похоже, не выбирала...

 

Семья поэтессы в полном составе.


 

> Алина Кудряшева играет в спортивную версию «Что? Где? Когда?», выступала за ряд петербургских команд, в частности за Salvatore.
> В июне этого года стала обладательницей ежегодной премии журнала «Собака.ru ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Литература».


 

«Большую часть времени я занимаюсь фигнёй»
(Фрагменты интервью с Алей Кудряшевой)

– Аля, за что вас любят? Вы об этом когда-нибудь думали?
– Если пишешь обычным человеческим языком об обычных человеческих проблемах, людям это приносит удовольствие, они узнают себя – и вперед! В последнее время я пишу не затем, чтобы кому-то стало хорошо, а чтобы в себе разобраться. Поэтому любить меня перестали.
– Отслеживаете мнения?
– Конечно.
– С чего вы начали?
– Мама любит цитировать моё первое стихотворение, но я, честно говоря, его уже вытеснила. Мне тогда было года четыре... А вот в 11 лет я писала страшную готическую херню! Недавно нашла блокнотик, заполненный красивым почерком. Мне стало страшно, и я блокнотик закрыла. У меня вообще плохая память на детство. Я ребёнком была недолюбленным друзьями, сильно младше всех, и помню ощущение: «Ого, меня читают! Меня хвалят! Меня... любят?»
– Получается, что стихи открыли для вас альтернативный мир, в котором вас уважают?
– Альтернативный мир мне дали не стихи, а Интернет. Стихи были до него, и я не знаю, что они мне давали, правда.
– Почему, кстати, Изюбрь? У вас в ЖЖ появились рассказы про кота, они читаются как проза, а не дневниковые записи, да и вообще «кошачья тема» богато представлена.
– Когда подружка заводила мне ЖЖ, я узнала, что такое изюбрь. Слово понравилось, я ей рассказала – она мне возьми и заведи такой журнал. А кот у меня появился, когда я начала жить одна. Поэтому он полноправный член моей семьи, собственно, одна вторая её. Ну как же при этом о нём не писать, особенно если он такой прекрасный?
– Чтобы писать, нужно постоянно себя эмоционально раскачивать, находиться на пределе: ненависть или любовь, тоска или восторг. Как вы поддерживаете в себе этот нерв?
– Я не очень уравновешенный человек, моё настроение постоянно прыгает туда-сюда. И если обсуждать механику, кухню поэзии, то фундамент – это всегда настроение. Вот оно появилось. И оно настолько тебе нравится, оно настолько кристаллизовано, что хочется его как-то выразить, кому-нибудь рассказать. Потому что для человека, который, допустим, не умеет объясняться словами, это может быть ценным. И вот ты ходишь, ходишь. В голову приходят всякие образы и картинки. Они накапливаются. Потом раз! – ты всё это собираешь в более-менее цельный текст.
– Вы лингвист, и легко предположить, что поэзия для вас – это просто эксперимент с языком.
– Ни в коей мере! Мне нравится красивый язык, красивые формулировки, но моя тема не связана с русским. Я писала диплом по грамматике эскимосского языка и сейчас составляю картотеку: разбираю, перевожу, ищу что-то по словарям... Это довольно рутинная штука. Остальное время занята в аспирантуре. Звучит, наверное, скучно... Но это, конечно, неправда. Большую часть времени я занимаюсь фигнёй, туплю, веду активную социальную жизнь. Эмоции... Зачем их где-то искать? Они сами приходят: у меня замечательные коллеги, прекрасный состав моего курса аспирантуры, и мне хватает эмоций, которые я получаю там.
– Поэтому стали писать меньше?
– Ну да. А ещё изменилось поле деятельности, места учёбы и жительства, ритм, жизнь в целом. У меня есть стишок про маму на даче, самый известный, его все страшно цитируют. Так вот мне регулярно оставляют комменты: «Ах, какой кошмар! Вот была «Мама на даче», а теперь какая-то фигня!» Я собираюсь как-нибудь ответить: «Ребята, это был 2007 год! У вас с тех времен всё поменялось! Вы нарожали детей, женились, уехали за границу, приехали из-за границы... Но почему-то хотите, чтобы у меня всю жизнь оставалась «Мама на даче»!»

---

* * *
Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать.
Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять.
В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско,
солнце оставило в волосах выцветшие полоски.
Сонный обрывок в ладонь зажать и упустить сквозь пальцы.
Витька с десятого этажа снова зовёт купаться.
Надо спешить со всех ног и глаз – вдруг убегут, оставят.
Витька закончил четвёртый класс – то есть почти что старый.
Шорты с футболкой – простой наряд, яблоко взять на полдник.
Витька научит меня нырять, он обещал, я помню.
К речке дорога исхожена, выжжена и привычна.
Пыльные ноги похожи на мамины рукавички.
Нынче такая у нас жара – листья совсем как тряпки.
Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки.
Витька – он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна.
Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно.
Вечер начнётся, должно стемнеть. День до конца недели.
Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.

Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен.
Солнце облизывает конспект ласковыми глазами.
Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета.
В августе буду уже студент, нынче – ни то, ни это.
Хлеб получёрствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен.
Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе.
Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме.
Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма.
Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки,
только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше.
Просто сестрёнка светла лицом, я тяжелей и злее,
мы забираемся на крыльцо и запускаем змея.
Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд.
Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс.
Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу.
Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.
Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье.
Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле.
Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите.
Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите.
Пусть это будет большой секрет маленького разврата,
каждый был пьян, невесом, согрет теплым дыханьем брата,
горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона,
все друг при друге – и все одни, живы и непокорны.
Если мы скинемся по рублю, завтрак придёт в наш домик,
Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях.
Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки.
Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку.
Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться.
Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...

Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета.
Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах.
Сонными лапами через сквер, и никуда не деться.
Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве.
Яблоко съелось, ушёл состав, где-нибудь едет в Ниццу,
я начинаю считать со ста, жизнь моя – с единицы.
Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене.
«Двадцать один», – бормочу сквозь сон. «Сорок», – смеётся время.
Сорок – и первая седина, сорок один – в больницу.
Двадцать один – я живу одна, двадцать – глаза-бойницы,
ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку,
кто-нибудь ждёт меня во дворе, кто-нибудь – на десятом.
Десять – кончаю четвёртый класс, завтрак можно не делать.
Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять.
Восемь – на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...

Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.


 

Из блога

> С Бродским не сравнивал, но, читая там и сям Алькины стихи, представлял в уме автором мужчину, такого зубра зрелого, в годах, с жизненным опытом ошибок и удач... Ритм её текстов ЗАВОРАЖИВАЕТ, как ритм камлания шамана... хотя сама она читать свое не умеет, уж простите :-) обожаю её за образы, за краски, за честность, за пухленькие щеки и за её глаза.
Заебяка.

> Она искренняя, чистая, живая, мастерски владеет словом, чувствует рифму и ритм, мыслит нестандартными образами. Кто-то её слушает. Я – читаю. Она – Алька. Наверняка ей трудно в этом мире. Но она сильная и пишет об этом так, что кажется: ей легко. Она моложе на десяток лет и старше на пару сотен. Уникальна. Есть только она. И те, кто болеет её стихами. МЫ. Спасибо за это ей, «работающей солнечной батареей».
Юлия.

 

Валерия САЗОНОВА,
переводчик (Иркутск):

 

– На мой взгляд, Кудряшевой только за одно её «Мама на даче, ключ на столе…» можно давать самую престижную премию в области литературы. Настолько проникновенно и одновременно трогательно! Поневоле задумаешься о своей жизни после прочтения. Девушка просто большая умница! Не зря лидер группы «Сплин» Саша Васильев сравнил Алю с Бродским. А ещё лично для меня стихи Али Кудряшевой стоят в одной линейке с другими знаменитостями Интернета. Не знаю, насколько уместно сравнивать, но, почитав Кудряшеву, вспомнила Веру Полозкову, не менее, кстати, молодую и талантливую поэтессу. Я думаю, что в лице именно этих авторов мы имеем новое поколение, которое говорит с читателем на понятном ему языке. Оттого они так популярны.

Мария ХАРУНЖЕВА,
выпускающий редактор издательства ВятГГУ (Киров):

 

– Однажды кто-то сказал: «Можешь не писать – не пиши!» Иначе говоря, талантливый поэт появляется в ту секунду, когда он не может не высказать то, что чувствует. В стихотворениях Али живут очень близкие ей образы, чувства, ритмы, ощущения. В них вплетены питерский воздух, шум электричек, ворохи листьев и снежинок и немецкие колыбельные. Нельзя не отметить редкую музыкальность ее стихов: рифма не заперта в рамки четверостиший, а оживает при прочтении каждой строчки. Мелодия, создаваемая каждым стихотворением, уникальна. Мне посчастливилось познакомиться с работами Али достаточно давно, и они всегда создают настроение. Думаю, что обязательно стоит послушать эти стихи в исполнении автора, к тому же музыкальное сопровождение выполнено талантливыми композиторами (диск «Три, два, один»).

Дмитрий БЫКОВ,
поэт, прозаик, публицист (Москва):

 

– Кудряшевой двадцать с лишним лет, она бывает и вторична, и чрезмерно экзальтированна, и порой «с усердием вламывается в открытые двери», но отрицать её удивительный талант невозможно. Велик соблазн умилиться, как умиляются её бессчётные поклонники в ЖЖ, – ограничимся лишь констатацией, что во всей генерации нынешних студентов свой голос есть у неё одной, хотя отдельные удачные стихи есть у множества ровесников и ровесниц. Если упомянутый восторженный хор девичьих (и не только) голосов не собьёт Кудряшеву с пути и не отнимет у неё драгоценного раздражения против себя, без которого не бывает настоящего поэта, – у нас будут все основания ждать от неё действительно выдающихся достижений.

Анна ГАЙКАЛОВА,
писатель (Москва):

 

– Аля Кудряшева – девочка, девушка, женщина, человек – она, безусловно, явление. На мой взгляд (и он совпал с тем, как воспринимают поэта мои друзья – люди очень тонкого вкуса), всё в ней – от облика до каждого слова – гармония. Я думаю, всё, что природно, – гармонично, будь то слепой дождик, или метель, или яркое солнце. Это нам то одно не так, то другое, а в природе всё так, всё как должно быть. И Аля Кудряшева именно такова.

Виктория ВЕЛИКАНОВА,
экономист (Киров):

 

– Если отталкиваться только от моего субъективного мнения, то я бы охарактеризовала творчество Алины Кудряшевой одним словосочетанием – «пишу о том, что вижу». То есть она пишет об обыденности нашего времени: будничной суете, сонме мелких дел, из которых состоит жизнь, но которые не дают характеристику никому и ничему. Мне кажется, само слово «поэзия» должно включать в себя экзистенциалы, обозначающие нечто духовное, одухотворенное, возвышенное. Этот жанр литературы, как и любой другой, должен подвигнуть человека на раздумье, анализ, сопереживание... У меня такого ощущения от творчества Изюбря не возникло.

Светлана ПОПОВА,
хореограф (Иркутск):

 

– Аля Кудряшева уникальна! Ненавязчивый слог, простые, казалось бы, рифмы – а насколько глубокие стихотворения! Каждый раз, прочитав, думаешь: лучше не бывает. А в следующий раз убеждаешься – бывает. Её стихи читаются на одном дыхании, строчки надолго западают в душу. И ведь она такая молодая, а будто уже три насыщенных жизни прожила, в своих произведениях уж точно. Остаётся только догадываться, откуда в её творчестве столько глубокого смысла. У нас принято признавать талант автора исключительно посмертно, но, думаю, в случае с Алей Кудряшевой из этого правила случится-таки исключение. И лавры славы и почёта она пожнёт уже при жизни не только в виртуальном пространстве, но и в реальности – во всём мире.

Подготовили Анна АНДРЕЕВА
и Анастасия МИНИНА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен