«Перестановки в правительстве и администрации президента породят конфликты. Будет аппаратное противостояние между Голиковой и Набиуллиной. Внутренняя борьба будет вестись и на уровне Шувалова/Суркова».
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, политолог.
Андрей ПУШКАРЁВ:
«У итальянцев мания – напоить, накормить и рассказать, где самый лучший ресторан»
«Конкурент» побывал в гостях у генерального директора фирмы «ИМЛАЙТ-ШОУТЕХНИК».
Если где какое шоу, крутая вечеринка или концерт пафосной звезды – у компании Андрея Пушкарёва самый лучший свет и самый лучший звук. Но лично знающих Пушкарёва не так много, ведь звездные исполнители в Киров наведываются нечасто, поэтому фамилия его больше на слуху в мегаполисах и столицах по обе стороны от российских границ. Это сейчас с языка 47-летнего бизнесмена легко слетают имена известных людей: Путин, Медведев, Кадыров, Стинг, арабские шейхи, а также названия великих строек и шоу-проектов, – но путь его в большой бизнес начинался в Кирове с работы обычным осветителем в Театре юного зрителя. Сегодня Андрей Викторович один из самых успешных и состоятельных людей, но в толпе увидишь и не подумаешь – простой с виду парень: выше среднего роста, худощав, подвижен, светловолос и синеглаз. Рубашка обычная – в клеточку, атрибутов богатства в виде цепей, браслетов и перстней не наблюдается. При разговоре слушает собеседника «всем телом», не прерывает. Только глаза «говорящие»: то внимательные, то смешливые, а бывает, захолодеют, и очень хочется сказать: ой, сейчас всё исправлю. К своему финансовому благополучию Пушкарёв относится философски: богатство не в кармане должно быть, а в душе. Тогда и мучиться вопросом, богат ты завтра будешь или беден, особенно не приходится. Впрочем, Андрей Викторович не скрывает, что именно финансовое благополучие позволяет ему со всей страстью отдаваться своему увлечению и хобби – путешествиям. «Я путешественник-коллекционер», – говорит бизнесмен. Откуда тяга к перемене мест? От жены...
– С будущей женой Таней я познакомился в Берлине, точнее, в лифте одного из отелей. Зашел, увидел... Нет, не упал, конечно, но очень ее заметил – красивая девушка. Я тогда приехал по туристической путевке. Был старшим группы, и только у меня в номере имелся холодильник, куда все наши сносили «горючее». Обменный фонд маленький был, вот и везли с собой спиртное – разрешалось по две бутылки на брата. Мне казалось, что девушку очень впечатлит мой холодильник и большой запас водки, – и я этим ужасно хвастался. Как ухаживал? По-всякому, но успешно. Так что когда разъехались – я в Киров, а она к себе в Ульяновск, – то отношений не прекращали. Писали, ездили в гости. Через три года поженились и отправились в свадебное путешествие… на Камчатку. Да, надели горные ботинки и вперед. Татьяна туризмом и раньше увлекалась, а я открыл для себя на Камчатке потрясающей красоты места, а также те, что «с чертовщиной». Где удивительно, даже страшно. Меня такое манит. – Вы сказали путешественник-коллекционер. Что это значит? – Опять же благодаря жене я влюбился в кошек. Вскоре после свадьбы были в Москве и купили там котенка – Барсика, Барсулю. Потом взяли девочку Пусю. Мы тогда кошатникам сильно на нервы действовали. Котята больших денег стоили, а мы их раздавали по три копейки. С тех пор у нас всегда кошки живут. Для них в квартире сделан специальный домик на три этажа. Но однажды привезли из поездки игрушечную кошку. Теперь уже не помню, какая она была, но с тех пор кошек начали коллекционировать. Сколько их? Очень много. Есть мягкие, деревянные, фарфоровые, стеклянные. Кошки в виде чайников, чашек, тарелок, салфетниц. Есть из металла – целый флюгер. Но это не единственная коллекция. – Что еще привозите? И хватает ли места в багаже? – Багаж всегда очень большой, но отказать себе в удовольствии не можем. Это сродни болезни. Купишь какую-нибудь огромную штуковину и думаешь: как всё это попрешь? Еще у нас большая коллекция самолетов, автомобилей, кораблей – всё, на чем доводилось путешествовать. Солидные транспортные компании делают для туристов маленькие модели – их собираем уже много лет. Конечно же, есть огромная коллекция рецептов приготовления различных блюд. В каждой стране, в каждом городе обязательно ходим в лучший ресторан. При этом он может быть не самым пафосным, но обязательно самым известным своими поварами или людьми, которые там были. В Китае, например, нас привели в одно заведение: чайная церемония, всё сложно, красиво, интересно, но не вкусно. Поставили на стол какое-то блюдо, похожее на каску, к которой внутри что-то прилипло. Мы поковыряли и пошли в русский ресторан, где взяли картошечки и водки, чтобы продезинфицироваться. Нам говорят: этот ресторан – это круто, а если хотите вкусно поесть, то надо в маленькую забегаловку идти. – Какое было самое экзотическое блюдо? И встречались ли кухни, похожие на русскую? – Пожалуй, самым экзотическим был тот «броненосец» в виде каски, что пробовали в Пекине. Ел практически всё, так что удивить чем-то сложно. Жена, например, не смогла лягушек есть, я попробовал – то ли курица, то ли кролик. Я к кулинарии хорошо отношусь, тем более что жена прекрасно готовит, но больше меня привлекает отношение в разных странах к процессу еды. Как-то плывем на фешенебельном английском корабле «Королева Мэри»: обслуживание на высочайшем уровне, кухня – сумасшедшая, повара – виртуозы, можно наслаждаться едой в самом лучшем смысле. Приходят американцы: берут булку здоровенную, в нее котлету, огурцы, всё соусом посильней зальют – вот тебе весь изыск. Я понимаю, по приколу в 6 утра съесть в Лос-Анджелесе гамбургер, но им-то на корабле это зачем? Затем они по палубе дружно бегают – калории растрясают. Немцы очень педантичны – до скукоты. Всё у них по регламенту, по полочкам, по правилам. Ближе и понятнее всех итальянцы. У них мания – напоить, накормить и обязательно рассказать, где самый лучший ресторан. У нас в Италии много друзей, так что в гости ездим часто. За стол усадят: лобстеры, креветки, устрицы, шампанское – да куда уже, больше не можем. Нет, кормить будут до изнеможения. Но когда к нам приезжают, уж будьте добры – за стол, а там холодец, борщ, пельмени. У нас такое же радушие. – По какому принципу вы выбираете для путешествия очередную страну? Что является определяющим в этом вопросе? Ведь, судя по вашему рассказу, в поездках нередки рабочие моменты. – Отдохнуть и поработать – это в Америку. У них стоит поучиться тому, как правильно вести бизнес. Хотя, если честно, в целом от Америки я не в восторге. Да, когда прилетел впервые, был потрясен: какие дороги, какие дома, какие машины огромные... Сейчас же не удивляюсь: и дома у нас не меньше, и дороги есть не хуже, и зачем такие машины огромные делать? Больше удивляют люди, особенно выходцы из России и республик. Так, в Лос-Анджелесе работает армянская диаспора таксистов. Беру в аэропорту такси, за рулем американец. Спрашиваю: сколько будет до Голливуда? Говорит: 70-80 долларов. Едем обратно, за рулем армянин. Приятно, наш же человек, почти свой, говорит по-русски. По приезде в аэропорт объявляет: с вас 100 баксов. Типа, в пробке стояли, дорога длинная. Почему-то неприятно стало. – Только в Лос-Анджелесе удивлялись? – Нет. К примеру, в Египте или Турции общаешься с местными. Они быстро переходят к «близким отношениям»: ты мне брат, я для тебя всё, что хочешь. Мы, русские, доверчивые. А потом: дай брату 60 долларов... Неужели не дашь? В Японии люди другие. Мило пообщались, понравились друг другу. Мы, говорят, вас приедем в аэропорт провожать. Вначале настораживало: зачем приедут? Наверное, денег просить будут. Нет, приехали, провожают, улыбаются. Кстати, если сам попытаешься заплатить – искренне обидятся. Вот у нас официантов «затачивают» на получение чаевых – отблагодарить деньгами, чего ж здесь плохого? В Японии оставишь на чай – оскорбятся. – Вы несколько раз говорили о Голливуде. У вас там намечается какой-то проект, новое дело или просто нравится? – В Голливуд стараюсь ездить часто. Во-первых, это новые идеи и технологии, а главное, у них стоит поучиться зарабатывать деньги. Например, на студии «Юниверсал» фильм продают еще на стадии сценария. По павильонам постоянно ходят какие-то группы, туристы, им показывают, как снимают, как получаются спецэффекты. Из обычной лужайки сделают лунный кратер, улицу Нью-Йорка, пустыню или космический корабль. Оденут в скафандр, подвесят, снимут – вот ты, судя по картинке, в космосе. У нас в стране весь процесс съемок скрывается. Там же продается всё, на что есть спрос и к чему есть интерес. Можно посмотреть фильм неизвестно какого там D-формата, что детям, женщинам и слабонервным вынести сложно. Представьте, падаешь с водопадом с трехсотметровой высоты – при этом ощущения самые реальные: брызги, грохот. Или можешь поездить по парку Юрского периода, столкнуться с настоящим тирексом. Такое не забудешь, если, конечно, выдержишь. Впрочем, учиться работать можно не только в Америке. Сотрудники «ИМЛАЙТ» каждую неделю отправляются в командировки: Китай, Германия. Мы не считаем, что деньги тратятся напрасно. Люди приезжают с новыми идеями, мыслями, планами. – Что еще влияет на выбор направления? Больше на юг тянет или на север? – Больше на юг, конечно, в теплые страны. Привлекает экзотика, древности и всё необычное, что связано с историей Земли. Как познать будущее, если прошлого не знаем? Самая экзотика в Африке. Были в национальном парке, его постоянно по телевизору показывают, с одним сюжетом: антилопы реку переходят, а на них крокодилы нападают. Удивительное зрелище: собираются тысячи антилоп, бросаются в воду, понимая, что многие не доплывут – река кишит крокодилами. Но надо им на другой берег – там трава свежее. Жили мы в лагере, в палатках. Палатки на двоих, вполне комфортабельные, даже с туалетом. Но когда на территории лагеря погасили свет, такого ужаса я, наверное, раньше не испытывал. Всю ночь в кромешной темноте кто-то выл, орал дурным голосом, шлялся по крыше палатки, а потом начал открывать замок. Я тогда подумал про Вия и мысленно очертил вокруг себя лучом фонарика круг. Но едва рассвело, как по Гоголю, с петухами, всё стихло в тот же миг. Кто это был или что – не знаю. Лагерь от природы отгорожен сеткой, животным не пробраться. Говорят, это летучие обезьяны. Также жутко перепугались в Танзании, когда были на Нгоро-Нгоро. Выехали ранним утром. Туман, машина тормозит – на дороге слон. Я еще смеюсь, а водитель на колени мачете кладет, да и переводчику, видно, не по себе. Мы с женой позже испугались – кто его знает, этого слона, что у него на уме... – Что значит «историческое путешествие»? – Меня привлекает всё необычное: древности Микронезии, чудеса Океании, Гондвана, пирамиды Египта, майя, инков. Когда видишь всё своими глазами, то начинаешь понимать, что человечеству не под силу такое сотворить. Нам, скорее всего, это дано свыше. Или построено другой расой землян – тайнам нет числа. Таких мест на планете много, их еще называют «места силы», и бывает, что они к себе не пускают. Иногда так плохо сделается в дороге, что шагнуть невозможно. Таких мест и по России немало. Из наших последних «мистических путешествий» – Марианские острова или земля чаморро. Были на острове Тиниан, известном тем, что в сороковые годы американцы построили там аэродром, с которого их самолеты улетели бомбить Хиросиму и Нагасаки. Сейчас дороги на острове заросли, можно проехать десятки километров, не встретив ни единой души. Меня очень заинтересовали строения коренных островитян – каменные столбы высотой до шести метров – латте, которые, по мнению ученых, могли быть частью жилищ или культовыми сооружениями. Это очень интересно. Когда в XVI веке Магеллан открыл острова, население жило в каменном веке. И механизмами, пригодными для изготовления и установки мегалитов, не располагало. Я склоняюсь к мысли, что это сделано руками атлантов или лемурийцев, тем более что недалеко от острова Гуам были найдены скелеты, обладатели которых имели рост около пяти метров. Или это работа гуманоидов. Латте обладают сильной энергетикой – прикоснешься, и очень слышно. Кстати, не отказались мы попробовать пищу местного населения: мясо, красный рис и овощи. Но всё было таким перченым, что ситуация напоминала анекдотичную: мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. От пожара во рту спасались мороженым и орехами. – Вам доводилось встречаться и с лидерами нашего государства, и с арабскими шейхами. С такими людьми сложно общаться? – Я давно пришел к выводу, что если разговор профессиональный, а ты считаешь себя крутым специалистом (а я таким себя считаю), то нужно не только иметь свою точку зрения, но и заявлять о ней. Не так давно состоялся разговор с губернатором Кировской области Никитой Белых. Никита Юрьевич консультировался по вопросам строительства музыкального театра. Только не самого большого, а поменьше, покамернее. С залом на 400 мест. Он считал просто: сегодня наполняемость таких театров – около пятидесяти процентов. То есть надо делать зал не на 800 человек, а в два раза меньше. И затраты на строительство уменьшатся, и зал всегда полон будет. Пришлось возразить: для музыкального театра, если делать правильно, такое невозможно – правильного звука не получится, акустика не та. А если на гастроли Большой театр приедет? Сцена мала, в оркестровую яму все музыканты не поместятся – считайте, сорвались гастроли. Страшнее было говорить с шейхом, который, являясь страстным поклонником красоты россиянок, задумал построить в Дубае кабаре наподобие «Мулен Руж» с русским кордебалетом. Во время переговоров пришлось указать на некоторые ошибки. Шейх удивленно посмотрел – дескать, кто тут спорит – и разрешил провести презентацию. Вначале он листал проспекты и каталоги, потом просто их складывал, а затем едва не заснул. Мы решили, что дело провальное, но вскоре нам сообщили, что всё понравилось. Он просто не может воспринимать информацию более 15 минут, сообщили из свиты. Через год мы запустили концертный зал The Atrium. – Какие еще наиболее известные проекты вами запущены? И какие планы на ближайшее время? – Не так давно работали со Стингом – он давал концерт в Казани. Сделана архитектурная подсветка крупнейшей в Европе мечети имени Кадырова, что в Грозном. Оснащали гостиницу Al Pash Grand Hotel, поставляли конструкции для декораций Большого театра, Русского театра драмы в Улан-Удэ. Работали со стадионами в Саранске, Новосибирске и Кирове. Поставляли оборудование и металлоконструкции для мюзиклов «Норд-Ост», «43 улица», «12 стульев», а также для крупнейшего московского аквапарка… За 20 с лишним лет всего уже не вспомнишь. Мы открывали первые дискотеки в столице, известные цирковые коллективы работают на нашем оборудовании... – И это всё начиналось в электроцехе Кировского ТЮЗа? – Да, и привел меня туда сразу после школы режиссер известного тогда народного театра «Абориген» Валерий Береснев. Время в театре было самое горячее – ставили спектакль «Король Матиуш I», и все были так азартны, так целеустремленны, что я загорелся общей идеей и пошел работать осветителем. Вернулся в театр после армии, изучал дело, экспериментировал со звуком и светом, стажировался в «Ленкоме», стал художником по свету. Меня начали приглашать на концерты великих рокеров – Цоя, Кинчева. И в 1989 году, не уходя из ТЮЗа, мы открыли кооператив, а через два года стали востребованной в городе фирмой «Имлайт». Ни один концерт или спектакль не обходился без нашего участия. – Откуда пошло мировое признание? – На мировой уровень мы вышли еще в начале 90-х, когда рванули со своей осветительной техникой на выставку в Париж. Нам тогда казалось, что круче нас нет никого – мы были «революционеры света». Это сейчас смешно вспомнить, как из велосипедных втулок делали всякие световые прибамбасы, как своими руками красили цапонлаком тысячи лампочек для светомузыки и, скупивши по магазинам глобусы, лепили из них зеркальные шары для клубов и дискотек... Только нашими соседями по выставке оказалась фирма «Хамелеон», которая сопровождала концерты звезд мировой величины. И мы поняли, что революция давно состоялась, просто мы в СССР про нее не слышали. К слову сказать, всё наше хендмейдовское оборудование тогда раскупили и использовали в инсталляции. Ходил по Сене небольшой теплоход La Penish, и была на нем передвижная дискотека. – Руки не опустились? Ведь у «Хамелеона» свое производство, цеха. – У нас тоже были свои цеха и свои мастера. Мы обращались за помощью к конструкторам военных заводов, рабочим. Что-то придумывали и делали сами. Поднялись мы, как ни странно, на кризисе 1998 года. Осветительное и звуковое оборудование поставлялось тогда в театры строго по разнарядке, да и производящие его заводы сворачивали производства. Но активно развивающийся тогда российский шоу-бизнес требовал осветительного и звукового оборудования, так что заказы посыпались на нас со всей России. Сегодня у «ИМЛАЙТ-ШОУТЕХНИК» несколько цехов. Мы сами конструируем, разрабатываем и изготавливаем оборудование и металлоконструкции. Так что авантюрность парижского дебюта пошла нам только на пользу.