Сенсацией недели (причем двойной) стала отставка правительства Михаила Фрадкова и назначение на должность премьер-министра Виктора Зубкова. Большинство экспертов не ожидали на этой неделе каких-либо крупных политических сенсаций. Предполагалось, что политические партии будут продолжать подготовку к выборам, время от времени сливая в прессу компромат друг на друга. Однако вышло совсем по-другому: после небогатого событиями лета Владимир Путин показал, что самым главным ньюсмейкером страны является он сам. Вообще говоря, среда 12 сентября стала своего рода черным днем отечественных политтехнологов. После «неугаданной» отставки их ожидал новый «облом» – причем еще более существенный. В качестве кандидатуры нового премьер-министра наперебой стали называться фигуры из стандартной «обоймы» имен во главе с Сергеем Ивановым; имя же Виктора Зубкова не назвал никто. Политическая неделя началась с публикации газеты «Ведомости», сообщившей не только о том, что «все выходные шли интенсивные консультации о структуре и составе нового кабинета», но и выдавшей некоторые возможные кадровые перемены. Как известно, в пятницу, при утверждении на должности премьера, Зубков отметил, что «Кадровые изменения назрели. Они необходимы. Структура правительства несовершенна, административная реформа проведена не очень эффективно». По его словам, прежде всего «перестройке» будет подвергнут социальный блок. Итак, весьма вероятно увольнение министров, чья деятельность прямо или косвенно связана с социальной сферой: здравоохранения и социальной защиты – Михаила Зурабова, культуры – Александра Соколова, регионального развития – Владимира Яковлева. Следует отметить, что их отставок требовали представители «Единой России» на встрече с Зубковым накануне голосования. Изменения ожидают и экономический блок правительства. Одна из главных интриг связана с возможным уходом из правительства куратора социальной сферы, первого зампреда правительства Дмитрия Медведева. «Источники» считают, что Медведев не останется без поста, который бы компенсировал ему уход из правительства. В частности, менеджер «Газпрома» считает логичным переход Медведева из председателей совета директоров газового монополиста в председатели правления. Тем не менее авторы публикации в «Smart Money» полагают, что это не означает выбывания Медведева из числа «преемников». Считается, что полный список перемен в правительстве может появиться уже в ближайшие дни. Нынешний исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики Виктор Христенко может возглавить «Роснефть», полагает источник, близкий к администрации президента. После реформы 2004 года Минпромэнерго получилось тяжеловесным, к тому же его функции смешивались с функциями службы и агентства, не было и четко понятно, кто отвечает за промышленность – Христенко или Алешин. Зубков дал понять депутатам, что социальный блок – в центре внимания: «Cтратегия (преобразования в социальной сфере) была выбрана правильно, а исполнение было никудышное. Поэтому, естественно, и здесь, в социальном блоке, назрело много проблем. Люди недовольны». Несколько источников «Ведомостей» – в Госдуме, правительстве, бизнес-сообществе – как о неизбежности говорят об уходе из правительства куратора социальной сферы, первого зампреда правительства Дмитрия Медведева. Но все они уверены, что Медведев не останется без поста, который бы компенсировал ему уход из правительства. Менеджер «Газпрома» считает логичным переход Медведева из председателей совета директоров газового монополиста в председатели правления. Он занял бы место Алексея Миллера, у которого хронические проблемы со здоровьем. Согласился ли на это президент, менеджер не знает. Подбор новых кадров для социального блока проходит при непосредственном участии губернатора Санкт-Петербурга, бывшего социального вице-премьера Валентины Матвиенко, говорят два источника, близких к правительству. Один из них предполагает, что она займет место Медведева, другой считает, что правительство Зубкова переходное и Матвиенко не захочет сейчас лишаться губернаторского кресла. Два источника в органах исполнительной власти рассказали, что вопрос об отставке министра финансов Алексея Кудрина решен, а вот министр экономразвития Герман Греф еще может остаться. Новым министром финансов один источник назвал руководителя ФНС Михаила Мокрецова, другой эту информацию опроверг. Остальные источники «Ведомостей» считают позиции Кудрина весьма крепкими. Путин на встрече с западными политологами дал понять, что уйдут те, кто сам просился. В отставку просится Греф, сообщают источники в правительстве с лета 2006 года. По словам одного инвестбанкира, Греф собирается перейти в структуры Олега Дерипаски. Несколько собеседников «Ведомостей», близких к правительству, считают, что место Грефа может занять президент ВТБ Андрей Костин. В ВТБ это отрицают. Минэкономразвития без Грефа может окончательно потерять влияние, считает политолог Константин Симонов и добавляет: «Думаю, Костин не пошел бы добровольно на этот пост – роль министров по сравнению с ролью руководителей госкорпораций уменьшается». Кто остается? Леонид Рейман, возглавляющий Мининформсвязи еще с 1999 года и переживший несколько смен правительства, скорее всего, останется и в новом кабинете министров. Полномочия возглавляемого Рейманом ведомства могут быть даже расширены: в его ведение отойдут, например, нанотехнологии, технопарки, рассказывает источник в одном из министерств. О таком варианте слышали также топ-менеджер российской инвестиционной компании и вице-президент крупного телекоммуникационного холдинга. Источники в Минобороны и «Рособоронэкспорте» уверены, что сохранит пост и первый вице-премьер Сергей Иванов. Более того, административная машина и пресса будут по-прежнему работать на его раскрутку в качестве потенциального преемника Путина, уверен источник, близкий к правительству. Тот же источник полагает, что сохранит пост и министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Он принадлежит к близкому кругу, к команде единомышленников Путина, а основной его деятельностью – реорганизацией науки – в руководстве страны довольны», – констатирует вице-президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины Евгений Кузнецов, – не случайно Фурсенко недавно возглавил наблюдательный совет «Роснанотеха».
Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор еженедельника «Московские новости»: «Для меня это назначение было неожиданным, как, судя по всему, и для всех. Нужно отметить, что назначение Зубкова фактически не снижает электоральных шансов ни Медведева, ни Иванова, которые сейчас рассматриваются первыми кандидатами в преемники. Зубков на этом посту не будет им конкурентом, он не будет заниматься предвыборной борьбой, не будет выставлять свою кандидатуру. Внимание прессы и так привлечено к Медведеву и Иванову. Более того, взяв на себя всю техническую работу в правительстве, Зубков как раз позволит Иванову и Медведеву (либо одному из них) вести предвыборную кампанию, не опасаясь, что за это время их участки работы в правительстве будут заброшены. Нужна сплоченная команда на этот период. Жесткий Зубков, имеющий информацию о реальной деятельности всех членов правительства, получил от Путина полный карт-бланш. Другое дело, воспользуется ли он им уже сейчас, при формировании первого состава своего правительства, или будет по мере развития событий увольнять ту или иную фигуру. Перед Зубковым поставлено две задачи. Первая – это чистильщик правительства, причем очень жесткий чистильщик. И вторая задача – это дублер двух президентов в самый проблемный период перехода власти, с марта 2008 года до мая 2008 года. Я исхожу из того сценария, что по-прежнему кандидат номер один в преемники – это Сергей Иванов, а дублирующий кандидат в этом смысле – Дмитрий Медведев. Для того чтобы работать в публичном поле и быть на виду, они сохранят посты первых вице-премьеров. При этом они неплохо справляются со своей работой. Эти фигуры не будут уничтожены или понижены в статусе, это исключено. Если это случится, это будет означать раскол в команде Путина, в самой интимной, деликатной ее части, среди ближайших его соратников. Тогда будет совсем другое развитие ситуации, возникнет политический кризис, причем очень глубокий, который мы до сих пор не заметили. Но я думаю, что такого кризиса нет, и вице-премьеры, конечно, останутся».
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий: «Почему же президент назначил Зубкова, причем именно сейчас? Представляется, что конкуренция во властных структурах вокруг решения вопроса о преемнике обострилась настолько, что потребовала принятия скорейших принципиальных решений уже на старте парламентской избирательной кампании. Появление Виктора Зубкова на посту премьера и стало таким решением. Президент переформатировал политическую ситуацию, сняв вопрос о преемнике с сегодняшней повестки дня, перенеся его на несколько более поздний срок. Тема возможной новой смены правительства снята с повестки дня – если Фрадкова можно было заменить в любой момент, то Зубкова – нельзя (хотя бы потому, что премьеров не меняют каждый месяц). Вместо вопроса о преемнике основные околопрезидентские фигуры будут обсуждать другие – о своих собственных перспективах в правительстве, о структуре нового кабинета, о прочих кадровых проблемах (например, о том, кто станет секретарем Совета безопасности. Меняется ситуация и в вопросе о преемнике – появляется новая интрига, связанная с тем, «кто есть господин Зубков»: еще один возможный преемник, премьер при будущем преемнике (остающийся, таким образом, на своем посту и после 2008 года) или переходная фигура, которая во главе правительства будет обеспечивать экономическую стабильность на период выборов. Отставка правительства в очередной раз показала, что демиургом всей российской политической конструкции продолжает оставаться действующий президент. В условиях обострения аппаратной борьбы вокруг кандидатуры преемника у Путина было два реальных варианта действий – либо все-таки назвать ожидаемую фамилию (и тогда сразу же столкнуться с известным эффектом «хромой утки», которого он всячески намерен избежать), либо переформатировать ситуацию. Как это всегда бывает, российский президент выбрал вариант, который сохраняет за ним максимальную свободу маневра».
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики: «Формально Кремль играет дебют давно известный. С момента утверждения кабинета Фрадкова все говорили о том, что ему должно пасть к выборам. А с назначения первым вице-премьером Дмитрия Медведева и вслед Сергея Иванова дни падения кабинета регулярно объявляли по календарю. Ну вот, кабинет пал. Сама модель правительства Фрадков–Иванов–Медведев – внедрение двух сильных «вице» в чуждое им правительство с переподчинением президенту – памятная всем композиция. Десять лет тому назад она называлась «кабинет молодых реформаторов». И тоже несла в себе демонстрацию стратегии будущего президентства. Назначение Виктора Зубкова премьером, к великому огорчению обеих «вице-премьерских» партий, уже начавших было осенние маневры в аппарате правительства, обнаружило фикцию на месте великой и страшной проблемы «преемника Путина». Путин не ищет себе должности после мая 2008 года. Его задача – формализовать созданный им самим режим, выстроив архитектуру мировой державы. Легко заметить, что мифологична и донельзя персонализована сама проблема «Путин», превращенная в пересуды о том, ну как же ему вернуться?! Но даже вернувшись в президенты энный раз, Путин не вернет нам эту навсегда заканчивающуюся эпоху. Завершающуюся нами, в нас и с нашей помощью. В то же время эпоха породила результат мирового уровня и новые задачи, вытекающие из этого результата. Россию буквально распирает объемом полномочий, собранным по ходу централизации в Кремле; и ресурсы, и инструменты этого могущества продолжают накапливаться – финансовые, внутриполитические, мировые. Отсюда реальной и непростой для Путина проблемой становится распределение полномочий для управления могуществом, выходящим за национальные рамки. Правильно распределяя колоссальную нагрузку сил между людьми и институтами, Путин не может буквально разыграть электоральную схему конца 90-х – схему «кандидат–премьер». Верхушка русской власти организована вокруг личности Путина, то есть небюрократично и неформально. В таком виде она не сумеет совладать с глобальными миссиями. Поэтому одна из ближайших задач Путина – формализовать собственный режим, одновременно «политизировав» его, то есть политически очертив и назвав свое новое место в нем. Это задача выстраивания архитектуры мировой державы». |