Падение на горнолыжной трассе для начинающих стало причиной смерти известной британской актрисы. Внезапно, быстро, нелепо… Наташа Ричардсон, наследница британской актерской династии и дочь Тони Ричардсона и Ванессы Редгрейв, умерла в возрасте 45 лет. Небрежность, стоившая Ричардсон жизни, произошла на фешенебельном канадском горнолыжном курорте Мон-Тремблан, давно облюбованном голливудскими звёздами, в том числе из-за не слишком опасных пологих склонов. Ричардсон отдыхала вместе с друзьями и сыновьями – 12-летним Дэниелом и 13-летним Майклом. Её муж, ирландский актёр Лайам Нисон, в этот момент тоже был неподалёку: в Канаде у него проходили съёмки. Ричардсон стояла на лыжах неуверенно и каталась на трассе для новичков, но не надела шлем. Это и привело к трагедии. Съезжая с горы, актриса упала и ударилась головой. Подбежавшим поднимать её со снега друзьям она ответила, что с ней «всё в полном порядке». Пострадавшую под присмотром инструктора доставили на санках в отель и предложили обратиться к врачу, однако Наташа отказалась от медицинской помощи. Через какое-то время Ричардсон пожаловалась на сильную головную боль, которая вскоре стала невыносимой. Её доставили в одну из больниц Квебека, где врачи зафиксировали серьезную черепно-мозговую травму. К этому моменту актриса уже была без сознания. Медики приняли решение срочно переправить Ричардсон в США, но мозг актрисы уже был мертв. В нью-йоркском госпитале «Леннокс Хилл» знаменитую британку подключили к аппаратам по поддержанию жизнедеятельности. Муж, дети и мать Ричардсон, знаменитая актриса Ванесса Редгрейв, собрались в больнице, где провели с Наташей Ричардсон её последние часы. Актриса находилась в коме два дня, врачи госпиталя «Леннокс Хилл» боролись за её жизнь, но в итоге заявили, что сделать ничего нельзя. Муж актрисы актёр Лайам Нисон принял решение о пассивной эвтаназии после заявления врачей о том, что с мозгом Ричардсон произошли необратимые изменения. «48 часов назад она смеялась и шутила, а теперь её семье приходится принимать решение не продолжать её жизнь и выключить аппарат», – дал волю эмоциям корреспондент телеканала Sky News в прямом эфире из Нью-Йорка. Семья Наташи Ричардсон переживает тяжелейшее потрясение. Всё получилось внезапно, быстро и во многом нелепо. Неосторожное падение, отсутствие элементарной защиты, отказ сразу же показаться врачам. Муж актрисы Лайам Нисон отказался комментировать смерть жены лично. Актер предпочел передать свои слова через приятеля, лос-анджелесского публициста Алана Ниероба. «Лайам Нисон и его сыновья, 13-летний Майкл и 12-летний Дэниел, сейчас опустошены из-за смерти своей любимой Наташи. Они очень благодарят всех тех, кто что-то пытался сделать для неё и как-то пытался их поддержать. Лайам и его семья просят на некоторое время оставить их в покое, пока они хотя бы немного не оправятся», – сказал журналистам Ниероб. Память Наташи Ричардсон почтили на Бродвее. Огни театров перед началом спектаклей в день смерти актрисы были на минуту потушены. Не надела шлем и отказалась от помощи медиков Врачи утверждают, что если бы Наташа Ричардсон, вовремя обратилась за медицинской помощью, её смерть удалось бы предотвратить. Врачи скорой помощи прибыли на склон, где получила травму актриса, через 17 минут после её падения, однако Ричардсон отказалась от госпитализации. Спустя два часа врачи вновь были вызваны в номер отеля, где остановилась Ричардсон. Состояние актрисы к тому моменту резко ухудшилось – она потеряла сознание. То, что произошло с Ричардсон, медики называют отсроченной травмой. Пациент считает, что ударился не сильно, продолжает ходить, не сразу обращается в больницу, а у него за несколько часов развивается отек мозга. «Это случается не очень часто, но такое бывает. Пациент приходит в больницу сам, говорит, что слегка ударился головой пару часов назад. Но внезапно ему становится хуже, внутричерепное давление растет, и он впадает в кому», – рассказал профессор института реабилитологии Нью-Йоркского медицинского университета Стивен Фланаган. По его словам, от травм такого вида страдают примерно 2,6% пациентов, получивших повреждения головы. Вскрытие показало, что Наташа Ричардсон скончалась от кровотечения между черепом и поверхностью мозга, которое наступило в результате эпидуральной гематомы. Врачи отмечают, что в результате подобных травм пострадавшие часто испытывают так называемые «эпизоды ясного сознания», когда они некоторое время чувствуют себя хорошо, но при этом в мозгу медленно развивается опухоль или кровотечение. «Это состояние легко поддается лечению, если вы осознаете проблему и были быстро доставлены в госпиталь. Но времени на успешное вмешательство может не хватить», – сообщил доктор Кейт Силлер из медицинского центра при Нью-Йоркском университете. По его словам, типовым хирургическим вмешательством в этом случае служит удаление кусочка черепа, с тем чтобы опухоль мозга не испытывала излишнего давления. Одним из факторов, приведших к трагической гибели актрисы, стало отсутствие защитного шлема, которое нередко является причиной несчастных случаев на горнолыжных склонах. В частности, в 1998 году в Калифорнии погибли популярный певец Сонни Боно и сын убитого сенатора Эдварда Кеннеди Майкл Кеннеди, которые, спускаясь с трассы, неудачно ударились незащищенными головами о деревья. Стало известно, что вскоре после инцидента с Наташей Ричардсон продажи горнолыжных шлемов на курорте Mont Tremblant значительно возросли, а министерство спорта Квебека поставило в правительстве провинции вопрос об обязательном использовании шлемов. Из последних случаев всплеска интереса к использованию защитной экипировки при занятиях спортом можно также вспомнить инцидент с премьер-министром федеральной земли Тюрингия Дитером Альтхаусом. В январе 50-летний политик занимался в Австрии горнолыжным спортом. В ходе спуска с горного склона на лыжах Альтхаус свернул на соседнюю трассу, в результате чего столкнулся с лыжницей из Словакии Беатой Кристандль. И сам «нарушитель», и женщина получили серьезные травмы головного мозга – Альтхаус до сих пор находится в больнице, а Кристандль скончалась. После этого продажи шлемов на горнолыжных курортах Германии увеличились в два раза. Первую роль получила в три года Наташа Ричардсон, в последнее время успешно снимавшаяся в Голливуде и выступавшая на Бродвее, считалась одной из ведущих актрис Великобритании. Её фильмы «Ловушка для родителей», «История служанки» – сегодня английская киноклассика. Работу актрисы в фильме «Госпожа горничная» изучают как образец актерского мастерства в Школе драмы и театрального искусства, которую закончила Ричардсон. Не меньшим успехом пользовались и спектакли с её участием. Она хотела сыграть, как сама говорила, роль всей жизни вместе с матерью, Ванессой Редгрейв, в пьесе «Тихая мелодия ночи». Ричардсон играла в театре Лидса, прежде чем появиться на сцене Национального театра. Закончив учебу, исполняла главные роли в спектаклях «Сон в летнюю ночь» и «Гамлет» (Офелия) в театре London Old Vic. С крупными чертами лица, густыми светлыми волосами и зелеными глазами, она воплощает тип женщины, называемый belle femme. Экранным дебютом её можно назвать появление в фильме отца «Атака лёгкой кавалерии» в возрасте трёх лет. И театральный дебют тоже оказался связан с семьей – это была чеховская «Чайка». В 1985 году вместе с матерью и тётей Линн Редгрейв она сыграла в получившей высокую оценку критиков пьесе Чехова «Три сестры». На следующий год была удостоена Приза самого многообещающего новичка Лондонских театральных критиков. С 1984-го по 1993-й Наташа Ричардсон была замужем за продюсером Робертом Фоксом. После развода с ним 1994 году Ричардсон вышла замуж за известного ирландского актера Лиама Нисона («Список Шиндлера», «Человек тьмы»), с которым познакомилась во время съемок фильма «Нелл». В 1996 году у актерской пары появился сын Майкл, а годом позже Ричардсон родила сына Дэниела. Ричардсон устроила себе передышку в актерской деятельности ровно на два года, после чего снялась в фильме «Ловушка для родителей». Последним фильмом, в котором сыграла британка, стала драма «Вечер». На протяжении 25-летней карьеры Ричардсон могла бы оправдать себя как актриса, снимаясь только в легких, семейных фильмах. Но, будучи членом легендарной династии Редгрейв, она всегда считала наиболее важными для постижения глубин человеческой души драмы Чехова, Ибсена, Уильямса, и О`Нила. «Я чувствую себя комфортно там, где возникают эмоционально болезненные вещи, – говорила она в одном из интервью. – Вот где я чувствую единение с героями».
Главная тема – власть тьмы и заточение Наташа Ричардсон принадлежала к третьему поколению легендарной британской актерской династии: дед – Майкл Редгрейв, звезда 1940-х – 1950-х, родители – актриса Ванесса Редгрейв и один из лидеров кино «рассерженных молодых людей», известный режиссёр Тони Ричардсон. Муж – актёр Лайам Нисон, которого она полюбила на сцене, играя с ним в «Анне Кристи» Юджина О`Нила. Актрисой стала и сестра Наташи – Джоэли Ричардсон. Ричардсон предъявляла к себе завышенные требования, выбирая роли, прославившие главных актрис ХХ века. На сцене она заочно соперничала с Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание» Теннесси Уильямса, на телеэкране – с Элизабет Тейлор в роли сходившей с ума Кэтрин из «Внезапно, прошлым летом» того же Уильямса. В «Чайке» она была, как некогда её мать, Ниной Заречной, и страшно боялась матери, в той же постановке сыгравшей Аркадину «как торнадо». Наконец, не обладая особым вокальным даром, она получила премию «Тони» (в 1998 году), осмелившись стать Салли Боулз, героиней Лайзы Минелли, в мюзикле «Кабаре». Первая весомая роль в кино уже обозначила её главную тему: власть тьмы и заточение. Мэри Шелли в экстравагантной «Готике» (1986 год) Кена Рассела получала странное наслаждение от добровольного заточения в обществе лорда Байрона и Перси Шелли на швейцарской вилле Диодати, где воображение романтиков рождало монстров Франкенштейна и Вампира. Она сыграет еще нескольких реальных женщин, попавших в паутину тьмы уже не по своей воле. В «Патти Херст» (1988) Пола Шредера – наследницу газетной империи, похищенную террористами и вступившую в их банду после 57 дней заточения в шкафу. В «Толстяке и Малыше» (1989) Ролана Жоффе – коммунистку Джин Тэтлок, покончившую с собой, когда её разлучили с любовником, физиком Робертом Оппенгеймером. Не раз она сыграет и женщин, оказавшихся, как Патти Херст, в заточении. Не важно, вызвано ли это заточение прихотью маньяка в «Комфорте иностранцев» (1990) Шредера или диктатурой в «Истории служанки» (1990) Фолькера Шлендорфа. Впрочем, эти роли не мешали Ричардсон появляться в симпатичных пустяках, вроде «Госпожи горничной» (2002) Уэйна Вонга. Но она всегда хранила верность британской актерской школе, где способность дать волю эмоциям идет рука об руку с работой тренированного интеллекта. И по жестокой воле судьбы именно её мозг стал жертвой несчастного случая.
Тони Ричардсон, Ванесса Редгрейв и новорождённая Наташа (сорок пять лет назад).
Наташа Ричардсон на балу в нью-йоркском Институте костюма показала больше, чем, вероятно, хотела.
Муж Наташи Ричардсон, ирландский актёр Лайам Нисон.
Ксения БИРЮКОВА, главный редактор глянцевого журнала: – Печально, когда люди так рано уходят из жизни… Хотя, когда бы они ни ушли, окружающим и близким всё равно будет казаться, что рано. Эта история со смертью актрисы Наташи Ричардсон наталкивает на грустные размышления о непредсказуемости нашей жизни, её несправедливости. Ведь к летальному исходу привела незначительная травма головы. Мне, как человеку, уделяющему особое внимание своей безопасности на горнолыжной трассе, трудно осознавать тот факт, что даже небольшое ЧП на горе может обернуться таким горем. Надеюсь, после этого случая многие перестанут отказываться от врачебной помощи, ссылаясь на «хорошее» самочувствие.
Вадим ГЛУХОВ, старший менеджер отдела продаж РА «МегаполиС»: – Я слышал о смерти Наташи Ричардсон. Вообще жить на свете вредно и опасно. Актриса получила травму головы, катаясь на лыжах. Спорт, в том числе экстремальный, – полезное занятие для человеческого организма, просто ко всему нужно подходить с головой. Можно пойти в ванную и там утонуть, если уж на то пошло. В этой конкретной ситуации, когда Ричардсон каталась без шлема, – либо она была уверена в своем профессионализме, либо это просто легкомыслие. Причин, из-за которых она не обратилась сразу за медицинской помощью, тоже может быть несколько. Возможно, Ричардсон находилась в болевом шоке. Были случаи, когда люди падали с высоких этажей, вставали, заходили за угол дома и там умирали. Либо опять же легкомыслие. Когда погибает человек, это в любом случае трагедия. Гораздо хуже, когда это происходит с несостоявшимися людьми, когда дети остаются без средств к существованию, без опеки и так далее.
Светлана ГРАЧЁВА, администратор ООО «Сивил-Красноярск»: – Я помню Наташу Ричардсон по фильмам «Госпожа горничная» с Дженнифер Лопес и моим любимым Ральфом Файнсом и «Ловушка для родителей». Это очень средние американские семейные комедии, второй раз их не захочется смотреть. Но фильм «Нелл» с Джоди Фостер и Лайамом Нисоном – один из самых сильных в фильмографии Ричардсон. У нас, я думаю, её знали больше как жену как раз Лайама Нисона, чем как актрису. Она, в отличие от своего супруга, осталась недооцененной… Это по меньшей мере безответственно – кататься на лыжах без шлема, когда у тебя есть маленькие дети. Каким примером это может быть для них и для сотни поклонников? И это, как выяснилось, не самое страшное. Мне искренне жаль Ричардсон. В подобных случаях становится понятным, почему некоторые звезды подписывают договоры с продюсерами о том, чтобы не заниматься экстремальными видами спорта.
Александр СОБОЛЕВ, дизайнер: – Интернет-страницы пестрят баннерами: «в нью-йоркской больнице умерла актриса Наташа Ричардсон»… В такие моменты я думаю, почему сейчас не тридцатые годы или подобные времена. Что лучше бы эта новость свалилась звонким голосом от мальчишки-продавца газет. Мне кажется, это не столь цинично, как холодный молчаливый свет от монитора, да и то время, наверное, более подошло бы Наташе Джейн Ричардсон. В первую очередь, благородной, а далее – великой актрисе. Ушёл человек, который снимался в кино, а главное, играл на знаменитейших театральных сценах, в мюзиклах. Молодая и красивая. Российский зритель, увидев её фото, наверняка воскликнет: «О, так вот кто она! Такая славная, так рано». И будет прав. Именно этим она запомнилась: добрые, хорошие роли в фильмах «Ловушка для родителей», «История служанки», «Госпожа горничная», «Готика» и других. Более искушенный знаток вспомнит её знаменитые театральные работы и награды – Нина в чеховской «Чайке», престижная театральная награда «Тони», спектакль на Бродвее по пьесе «Трамвай «Желание».
Алла ВАСИЛЬЕВА, музыковед: – Я слышала по новостям, что Наташа Ричардсон разбилась, катаясь на лыжах, а потом семья приняла решение отключить её от аппаратов искусственного поддерживания жизни. Это очень спорный вопрос в любой религии. Обычно семьи тянут с подобными решениями, стараясь отсрочить момент прощания. Не дай Бог кому-то оказаться в подобной ситуации. Это страшно. У каждого человека своя природа, некоторые просто не могут жить без экстрима. Я думаю, инструкторы должны понести ответственность, они должны были настоять на том, чтобы актриса надела шлем. Мало ли у кого какие желания, – нельзя же кататься пьяным, например. Также нельзя кататься и без шлема – за этим надо строго следить, даже если нарушитель – всемирно известная звезда. Ричардсон тоже, видимо, была из тех людей, кому не по душе спокойный отдых. Это халатность – кататься без средств защиты, которая очень страшно, как в этом случае, наказывается. Я еще в школе смотрела фильм «Нелл», в котором играла Ричардсон. На меня он произвел очень сильное впечатление, я его до сих пор помню.
|