Американский авиастроительный гигант утратил лидерство на рынке производства самолётов. На хвосте у «Аэробуса» «Боинг» – одна из крупнейших в мире аэрокосмических корпораций. Наряду с Airbus является мировым лидером по производству гражданских и военных самолетов и основным подрядчиком НАСА, а также ведущим экспортером США. «Боинг» также осуществляет деятельность в области противоракетной обороны, пилотируемых космических полетов и услуг по запуску космических аппаратов. Основные производственные мощности компании размещены в Сиэтле (штат Вашингтон), штате Калифорния, Сент-Луисе (штат Миссури). Штаб-квартира «Боинга» находится в Чикаго (штат Иллинойс). Компания поставляет свою продукцию в 145 стран. В начале 2009 года стало известно, что «Боинг» после двух лет мирового лидерства на рынке авиастроения уступил пальму первенства европейскому Airbus. Количество заказов самолетов «Боинг» по итогам 2008 года упало вдвое по сравнению с предыдущим периодом. В 2008 году авиакомпании заказано всего 662 самолета «Боинг», тогда как в 2007 году портфель заказов «Боинга» равнялся 1413 самолетов. Число заказов, полученных «Боингом» в 2008 году, упало вдвое (на 53,5%) по сравнению с 2007 годом. Чистая прибыль американского авиапромышленного гиганта в 2008 года снизилась на 34% – до $2,7 миллиарда против $4,1 миллиарда в 2007 году. Выручка авиаконцерна снизилась по итогам года на 8% и составила $60,9 миллиарда против $66,4 миллиарда в 2007 году. Операционная прибыль компании за отчетный год составила $3,99 миллиарда и оказалась на 32% ниже аналогичного показателя за прошлый год, зафиксированного на уровне $5,83 миллиарда. Уильям Боинг: от самолётов – к лошадям Основателем крупнейшей в мире авиапромышленной компании является американский авиаконструктор и промышленник Уильям Боинг. Он родился 1 октября 1881 года в будущем центре автомобилестроения Детройте. Закончив в 1903 году инженерный факультет западного отделения Йельского университета в Сиэтле, молодой инженер занялся бизнесом – торговал древесиной в Вашингтоне. А затем, в 1908 году, прослышав о первом съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе, Боинг отправился туда – и на всю жизнь заболел авиацией. Известно, что он даже попытался полетать на аэро- плане, но никто из летчиков, участвовавших в съезде, не согласился взять на борт своей «этажерки» настырного «чайника». Боинг вернулся в Сиэтл и решил всерьез изучить новую научную дисциплину – авиастроение. Он занялся теорией полетов, знакомился с конструкциями самолетов, научился управлять ими. Свои первые самолеты Боинг строил в ангаре для катеров и яхт на берегу озера Юнион. Свое первое детище – гидросамолет на двух поплавках (к слову, почти не изменившихся до наших дней) – Боинг испытал сам 29 июня 1916 года, а 15 июля того же года Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию под именем Pacific Aero Products, которая годом позже получила название Boeing Airplane. Авиастроение стало для Боинга не только выгодным предприятием, но и увлечением на долгие годы – он отдал авиации 18 лет. В 1917 году корпорация «Боинг» насчитывала 28 штатных сотрудников – пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. Две последние профессии были очень важными: летательные аппараты представляли собой тогда конструкцию из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах – «железо» оставалось на долю мотора и шасси. Ведущие пилоты-испытатели получали у Боинга по нескольку сотен долларов в месяц, что по тем временам было совсем неплохо. Компания быстро росла: уже через два года 50 гидросамолетов для военно-морского флота строились в цехах, где работало более 300 человек. Однако после окончания первой мировой войны дела пошли хуже, пришлось вступить в острую конкурентную борьбу с другими фирмами. Только к 1927 году Боинг завоевал прочное положение как изготовитель истребителей и почтовых самолетов. Заказы уже исчислялись несколькими сотнями самолетов в год. К этому же времени относится строительство первого пассажирского самолета на 12 мест, а позднее – на 18 мест. В 1929 году компания имела уже 800 рабочих мест и вошла в число лидеров американского авиастроения. Важной вехой в истории авиации стал переход от устаревших деревянных бипланов к цельнометаллическим монопланам с герметизированными салонами. В таких самолетах пассажиры чувствовали себя комфортно даже при полетах на значительных высотах. В выпуске этих самолетов Боинг быстро опередил своих конкурентов. В годы Великой депрессии и сразу после нее компания вновь оказалась в трудном положении. И тут уставший и разочарованный Уильям Боинг решил покинуть свое детище. В 1934 году – ему тогда шел 54-й год – он навсегда рвет с авиацией: его новым увлечением становится разведение чистопородных лошадей. А компания «Боинг», оправившись от преследовавших её неудач, продолжила свой путь, оставив за собой имя своего основателя. Когда взлетит «Лайнер мечты»? «Боинг-787 Dreamliner» является первым полностью новым самолетом американской корпорации со времени выпуска «Боинга-777» в 1995 году. Благодаря использованию в конструкции лайнера композитных материалов и минимизации количества узлов и соединений, разработчикам удалось добиться меньшего веса машины, что в свою очередь положительно сказалось на расходе топлива. Отметим при этом, что первый полет «Лайнера мечты» не состоялся до сих пор: «Боинг» по разным причинам неоднократно переносил дату первого полета. По последним сообщениям корпорации, первый полет должен состояться во втором квартале 2009 года. «Боинг-737»: самый популярный
«Боинг-737» – самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Он является самым массовo изготовляемым реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения. Самолёт производится корпорацией «Боинг» с 1967 года. «737-й» эксплуатируется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1250 самолётов этого типа, и каждые 5 секунд один «737-й» садится, и один взлетает. Своей популярностью «Боинг-737» во многом обязан авиакомпании Southwest Airlines, которая не использует в своем флоте ни одного другого самолёта, кроме «737-го». Первый самолёт семейства «737» был прозван «Малыш Боинг» (Baby Boeing), так как с точки зрения многих пилотов был похож на маленький «Боинг-707». В United Airlines самолёт получил другое прозвище – «Гуппи», вероятно, в честь одноимённой рыбки. На «737-м» отсутствует система аварийного слива топлива. В случае аварии пилот вынужден кружить, вырабатывая топливо, либо, если нет времени, садиться с перегрузом. «Боинг-747»: самый узнаваемый
«Боинг-747», часто именуемый «Джамбо Джет» (Jumbo Jet – «Реактивный слон») – один из самых крупных в мире пассажирских авиалайнеров. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. После первого коммерческого рейса в 1970 году «Боинг-747» в течение 35 лет оставался самым большим пассажирским авиалайнером, однако европейский A380 (эксплуатация которого началась в 2007 году) превзошёл его размеры. До этого «Боинг-747» уступал в размерах советскому грузовому Ан-225 «Мрия», однако следует заметить, что Ан-225 был изготовлен в двух экземплярах для выполнения специфических задач, а «Боинг-747» производится серийно. Грузовой вариант «747-го» уступает (по размаху крыльев, высоте и грузоподъёмности) и другому советскому самолёту – серийному Ан-124 «Руслан». Своеобразный «горб» верхней палубы сделал «Боинг-747» самым узнаваемым самолётом, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации. Стандартная крейсерская скорость «747-го» составляет 910 км/ч, максимальная дальность (747–400) – 13 570 километров. Этого вполне достаточно для беспосадочного перелёта из Нью-Йорка в Гонконг – треть земного экватора. Рекордсменом среди «слонов» является «Боинг» австралийской авиакомпании Qantas Airlines, совершивший в 1989 году беспосадочный перелет из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18 000 километров за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза. «Боинг-747-400» состоит из 6 миллионов деталей (половина из которых – крепёжные), производимых в 33 разных странах. «Боинг-767»: самый несчастливый
«Боинг-767» – широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Производится с 1981 года. Применение новейших технологий позволило значительно снизить эксплуатационные расходы и в то же время достичь такого уровня комфорта для пассажиров, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере мира. За всю историю было потеряно 12 самолётов типа «Боинг-767» из 967 построенных. Одним из знаменитых «Боингов-767» стал так называемый «Планёр Гимли» – самолёт, который пролетел абсолютно без топлива более двадцати километров и совершил вполне успешную посадку, при которой никто серьёзно не пострадал, а самолёт получил незначительные повреждения и впоследствии был восстановлен для дальнейшей эксплуатации (уже через два дня после проведённого ремонта на месте смог улететь своим ходом). 11 сентября 2001 года во время атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон два «Боинга-767» были захвачены террористами и направлены ими на башни-близнецы. 39-километровая документация Компания «Боинг» производит реактивные самолеты, масса которых с полной загрузкой составляет свыше 400 тонн, и эти лайнеры летают как птицы! Это само по себе уже чудо. Однако чудеса технологии компании «Боинг» на этом не заканчиваются. > В 1998 году документация по эксплуатации и техническому обслуживанию самолетов заняла 310 миллионов листов бумаги. Если сложить их стопкой, её высота составила бы 39 километров. За последние годы «Боинг» заменил большую часть бумажных документов электронными. > Топливная экономичность современного самолета «Боинг», в котором занято 70 процентов мест, выше, чем у нового автомобиля с водителем и одним пассажиром. > «Боинг-757» обслуживает самый высокогорный в мире гражданский аэро- порт Бангда в Тибете, расположенный на высоте 4334 метра. > Уровень шума грузового самолета «Боинг-757» настолько низок, что его эксплуатация разрешена в ночное время даже в тех аэропортах, где существуют наиболее строгие ограничения. > Завод в Эверетте (штат Вашингтон), где продолжается работа над сборкой первых «Боингов-787 Dreamliner» и производятся «Боинги» 747, 767, 777, является самым большим по объему зданием в мире. Ежегодно его посещают более 120 000 туристов. Компания в подробностях показывает процесс сборки авиалайнеров.
Айкиз КАЗАРЯН, директор «DELOSHOP-Красноярск»: – Я летал и на самолетах российского производства, и на «Боингах». Если их сравнивать, то, конечно, «Боинги» выгодно отличаются и по шуму, и по комфорту: например, передние сиденья в них стоят чуть дальше. Хотя мне показалось, что в аэропортах сибирских городов самолетов компании Airbus больше, чем «Боингов». Они жёстко друг с другом конкурируют, потому что создали очень похожие самолеты. На «Боинге» я летал в Москву и в Европу. Российские самолеты не пускают в Европу – они слишком шумные и затратные, так как расходуют больше топлива. Будучи студентом, я работал в авиакомпании около двух лет и почти каждый день сталкивался с самолетом «Боинг-747». Я считаю, что российские самолеты совсем скоро смогут успешно конкурировать с западными. Я лично общался в Хабаровском крае с инженерами, которые проектировали самолет «Сухой СуперДжет-100». Этот самолет, сделанный в России, не уступает французским или американским аналогам. Уверен, скоро мы увидим российскую гражданскую авиацию нового уровня.
Галина ЗИНОВЬЕВА, тьютор Открытого университета Великобритании, бизнес-консультант «Байкал-Линк» (Иркутск): – В своё время очень часто приходилось летать на самолётах – в командировки, в отпуск. Пользуюсь этим видом транспорта, потому что, во-первых, можно здорово сэкономить время, которого и так не хватает. Вторая причина – путешествуя на самолёте, за один день можно побывать в трёх городах и за несколько часов даже сменить время года: садишься в самолёт летом, а прилетаешь в зиму, и наоборот. Чаще мне приходилось летать на «Ту» или «Ил», но один раз довелось и на «Боинге». Сразу поразили размеры пассажирского салона. В салоне самолёта два телевизора, во время полёта на экране высвечивался маршрут, температура за бортом, с пассажирами общались элегантно одетые стюардессы. Короткий разбег, взлёт – набора высоты даже не почувствовала. Ощущение полного комфорта и уюта. В общем, мне очень понравилось лететь на самолёте «Боинг».
Эдуард ЗАЙЦЕВ, директор «Енисей-Норд»: – Мне приходилось летать на «Боинге-847» в Арабские Эмираты. Это очень комфортабельный самолет, недаром на нём летает почти весь мир. Сегодня «Боинг» по качеству и по удобству – вне конкуренции. Ближайшие их соперники – конечно, Airbus, но то, что «Боинг» – самый раскрученный бренд на авиационном рынке, это, наверное, правильно. В нашей стране его можно сравнить, наверное, только с самолетами премиум-класса «Ил-96». Идея выпускать «Боинги» возникла в шестидесятых годах, и с тех пор, если я не ошибаюсь, в мире было всего около тридцати аварий. За полувековой период эксплуатации, согласитесь, это неплохой результат. С точки зрения ведения бизнеса это экономичные самолеты и по топливу, и по количеству человек в экипаже – всего трое, а в нашем «Ил-96» – пять или даже шесть человек в летном составе.
Соня ГРУШИНА, фотограф: – Когда речь заходит о «Боингах», я сразу вспоминаю поездку в Соединенные Штаты. Уже после регистрации все пассажиры ждали вылета, и небольшая группа людей справа от меня громко обсуждала преимущества «Боинга» перед другими самолетами. В это время другая группа людей, слева, не менее громко спорила о девушке, одиноко стоящей в центре зала: Анастасия Стоцкая это или просто очень похожа? Через два часа полета стало достоверно известно, что в бизнес-классе летит Киркоров, а в зале ожидания была действительно Стоцкая. В аэропорту JFK мы долго ждали багаж. Звездная парочка и их телохранитель стояли в сторонке и сильно выделялись из-за наряда высоченного Киркорова. На нем была вычурная ковбойская шляпа, блестящая жилетка, ковбойские сапоги и, по-моему, кожаные брюки. Казалось, что он собирается давать концерт прямо на таможне. К ним долгое время никто не подходил. Даже в какой-то момент стало жаль гастролеров: мы привыкли видеть их в толпе поклонников, а тут – все тайком разглядывают, но никакого открытого или даже прикрытого восхищения не выдают.
Максим ПЕНТИН, директор филиала компании «Золотое Время» в Иркутске: – На «Боинге» мне приходилось летать неоднократно. Безусловно, очень комфортабельный самолет. Но мне, например, гораздо приятней будет летать на наших отечественных самолетах, при условии такой же комфортности, как у «Боинга». Я летал на «Ту-204» – это, конечно, уже не «Ту-154», но до «Боинга» еще очень далеко. Зато технически российские самолеты надежней иностранных, что гораздо важнее. Если сравнить самолеты «Боинг» с их непосредственным конкурентом «Аэробусом» – конечно, технических отличий много, но для пассажиров они не слишком ощутимы. В свое время я служил в ВВС, поэтому знаю, что модель воздушного судна, конечно, оказывает влияние на безопасность перелета, но по большому счету во многом это ведь зависит от квалификации и мастерства пилота.
|