Как известно, на днях обнародована антикризисная программа Правительства России. Подпись под документом – лично премьер-министра Путина. Это, кстати, один из не таких уж частых случаев, когда под принципиально важными правительственными документами красуется подпись Владимира Владимировича. Отсюда и повышенное внимание к документу. Дискуссия вокруг антикризисной программы закручивается нешуточная, с участием практически всех слоёв общества. Однако же премьер сам установил временные рамки дискуссии – десять дней! Логика понятна – не время устраивать долгие обсуждения, нужно выбирать конкретные направления и двигаться по ним. И это, кстати, наводит на мысль о том, что мозговой штурм, имевший место на последнем Красноярском экономическом форуме, не остался незамеченным. Там в выступлениях участников неоднократно подчеркивалось – нужна простая программа действий, из нескольких пунктов, с назначением конкретных ответственных за выполнение каждого пункта, с небольшими временными сроками. Выполнили эти пункты – идём дальше. Не выполнили – уволили виновных, назначили других, повторили. Понятный и эффективный алгоритм действий. Что касается временных рамок, они уже определены. Россия, согласно антикризисной программе, отказывается от трехлетнего планирования бюджета и по факту переходит на ежеквартальный бюджет. В условиях, когда каждый день сулит неожиданности и мировой рынок лихорадит, это единственно правильное решение. В программе расписан график мероприятий правительства по оздоровлению российской экономики в 2009 году. Там, где требуется, указан объем дополнительного финансирования. Суммы разнятся – от нескольких миллионов до сотен миллиардов. Впрочем, обсуждать предложенную Правительством программу лучше начиная с преамбулы. Поскольку та содержит некоторые принципиальные с точки зрения понимания дальнейших действий вещи. Итак, о чем же говорится в преамбуле? О том, что основная проблема российской экономики – это высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. О том, что наша финансовая система неразвита, в результате чего отечественные предприятия не могли себе позволить роскошь кредитоваться дорогими деньгами отечественных банков и были вынуждены брать дешевые кредиты за рубежом. О том, что несырьевая промышленность в России – неконкурентоспособна. Наконец, о том, цитирую, что «национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырьё, «дешёвых» кредитов иностранных банков». Иными словами – та виртуальная война с Западом, которую долгое время вели, прикрываясь высокими именами, многие политические мотыльки, не имеет никакого отношения к реальности. Авторы программы трезво оценивают масштабы постигшей Россию катастрофы. Если в целом мировая экономика в 2009 году недосчитается лишь полпроцента ВВП, то Россия – более двух процентов. Причина расхождения – не в отставании от развитых стран, там как раз прогнозируется еще более серьезное падение (от двух с половиной процентов в США – до 5-6 в Японии). Мощные развивающиеся страны – такие, как Индия и Китай, – даже прибавят в процентном соотношении, хотя и у них темпы развития снизятся минимум вдвое. Ущерб России от снижения цен на сырье и вызванный этим экономический спад приведут к выпадению из доходной части бюджета поистине астрономической суммы – 4,2 триллиона рублей (более четверти доходов прошлого года). И еще 10 процентов от этой суммы – 420 миллиардов рублей – правительство России исключает из бюджета по собственной инициативе. Ровно такой будет цена снижения подоходного налога для предприятий до 20 процентов. Наверное, принять соответствующее решение было очень нелегко. Дефицит бюджета составит, по прогнозам, 7,5 процента ВВП. И на этом фоне взять и «подарить» предприятиям почти полтриллиона – очень смелое решение. Но с другой стороны, если сейчас, невзирая на кризис и его последствия, продолжать душить предприятия налогами, лишь бы наполнить бюджет, – каким будет этот бюджет через год, когда прокатится волна тотальных банкротств? Горб верблюда Эффективность тех или иных решений в разных сферах человеческой жизнедеятельности описывается на редкость схожими формулами. Скажем, если взять продажи любого товара и проследить, как меняется размер прибыли в зависимости от цены, выяснится любопытная закономерность. Максимальная прибыль с оборота получается на неких промежуточных значениях, при цене чуть повыше или чуть пониже она катится вниз. На графике это напоминает горб верблюда. Правительству при составлении своей антикризисной программы также потребовалось искать некую золотую середину – между эффективностью сиюминутной и стратегической, между социальной ответственностью и спасением экономики, между интересами частных собственников и интересами государства. Отсюда – взвешенный подход к решению многих проблем, который критики антикризисной программы уже прозвали «компромиссным». Один небольшой пример. В программе четко сказано: государство не будет поддерживать неэффективные предприятия, не будет тратить деньги налогоплательщиков на то, чтобы неконкурентоспособной продукцией затоваривались склады. И это опять-таки прямое следствие из выступлений на Красноярском экономическом форуме. По итогам которого, помнится, помощник Президента Аркадий Дворкович прямо заявил: «Помогать никому не будем!» – имея в виду как раз неэффективных собственников. Для государства дешевле и дальновиднее вложить средства в переобучение рабочих, развитие более перспективных производств, да просто на содержание людей, оказавшихся без средств к существованию. Вместе с тем антикризисная программа предусматривает поддержку «списка 295 предприятий», имеющих стратегически важное значение для страны. Это предприятия, имеющие федеральный характер. К ним прибавляются еще 1448 предприятий из региональных списков. Только на гарантии по банковским кредитам для этих предприятий правительство намерено выделить до 300 миллиардов рублей. А всего на дополнительную поддержку предприятий разных форм собственности из федерального бюджета отпускается более полутора триллионов рублей. В полном объёме будут профинансированы космические разработки и развитие гражданской авиации. И это понятно. Как верно замечено в Программе, «кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны». Кстати, о модернизации. На протяжении достаточно объемного текста Программы неоднократно подчеркивается мысль о том, что главным объектом инвестирования в модернизированной российской экономике должен стать человек. Причем это не просто слова – согласно антикризисной программе, инвестиции в образование и здравоохранение не только будут значительно увеличены, но и станут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Главное богатство – это люди Пока мы говорили в основном о вещах, имеющих значение для всей страны, для большой экономики, для истории государства, в конце концов. Но, разумеется, любого нормального человека прежде всего интересует его жизнь, благосостояние, безопасность и перспективы, а также жизнь его близких. Расстановка приоритетов в антикризисной программе ясно показывает, каково отношение правительства к социальным обязательствам. Первым приоритетом, так сказать, приоритетом из приоритетов, значится следующий: «Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объёме». Эти слова достойны того, чтобы запечатлеть их золотыми буквами. Изготовить таблички с ними и повесить в кабинетах чиновников разных уровней. Чтобы чиновники помнили, для чего и для кого они работают. Это, кстати, самое категоричное заявление в тексте антикризисной программы. Что же, попробуем вникнуть в подробности. Но сначала возьмем во внимание, какие примеры отношения к людям в кризисную годину демонстрируют нам, увы, многие частные компании. Как они сокращают издержки и минимизируют риски? Увольняют людей, урезают зарплаты, отменяют соцпакеты. Возможно, им и удастся таким образом пережить тяжелое время, хотя и в этом есть серьезные сомнения. Но что будет потом, после кризиса? Удастся ли таким компаниям восстановить просто хорошую репутацию? Как восстанавливать навсегда утраченную лояльность? Риторические вопросы… Государство – не частная компания и не может позволить себе экономить на людях. Государство – монопольный рынок труда, а если оно не осознает себя таковым, то это уже не вполне государство. Именно поэтому расходы, заложенные в бюджет 2009 года, остаются на уровне прошлогодних расходов – несмотря на существенное, почти на треть, падение доходной части. Отказ от сокращения расходов, как сказано в программе, сам по себе является важнейшей антикризисной мерой. Итак, все социальные обязательства, принятые на себя государством в тучное докризисное время, будут выполнены. Что это значит? Это значит, что в 2009 году будет реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 рубля в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен. Все социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом инфляции, прогнозируемой на уровне 13 процентов. Кроме того, с начала года в полтора раза увеличен размер пособия по безработице. Финансируется более 80 региональных программ переобучения и самозанятости безработного населения. Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением планируется законодательно установить предельный уровень цен на перечень жизненно важных лекарств и уровень торговой наценки на них. К сожалению, кризис диктует и принятие решений, в первую очередь учитывающих интересы граждан России, и уж потом – отвечающих требованиям абстрактного гуманизма. Так, вдвое урезаны квоты на въезд иностранных рабочих, чтобы обеспечить приоритетное право на труд для граждан Российской Федерации. Отпущены средства на организацию огромного количества временных рабочих мест – около миллиона. Следующий пункт антикризисной программы – это создание устойчивого внутреннего спроса на отечественную продукцию. Но, как мне представляется, это уже дело более отдаленного будущего. Главное сейчас – проскочить опасный период неверия, уныния и судорожных метаний, не потеряв при этом людей. В этой связи я бы сравнил опубликование антикризисной программы с испытанным столетиями моряцким способом – чтобы миновать бушующие воды, нужно вылить за борт бочку ворвани. И спокойно войти в тихую гавань. |