На минувшей неделе состоялась общенациональная премьера культового проекта Никиты Михалкова. Эту картину называют самой дорогой в истории отечественного кинематографа. На реализацию эпохального проекта Никита Сергеевич получил от государства 55 миллионов долларов. Выложив такую сумму, государство, в свою очередь, судя по всему, надеялось получить качественно снятый фильм патриотической направленности. Что из этого получилось, каждый теперь может судить сам.
Комикс о великой войне Премьера картины «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» состоялась через 16 лет после выхода на экраны первой её части. 17 апреля фильм был представлен в Кремле: на гигантском 30-метровом экране. Правда, сначала его планировали показать на Красной площади. По сути, этой кинолентой началось празднование в России 65-летия Победы. Гостей на премьере было более шести тысяч. Невольно выстроившись у стен Кремля в колонну, разношёрстная московская публика, в числе которой творческая элита, политики и, конечно, ветераны, с любопытством разглядывала приглашения, стилизованные под фронтовые треугольники – солдатские письма без марки и конверта. Под кремлёвскими сводами звучали песни военных лет «Катюша» и «Синий платочек» в исполнении духового оркестра. Прибывающих гостей в холле встречали бравые солдаты. Поднявшись выше, можно было погрузиться в эпоху 1945 года. Пары, одетые в платья и военную форму того времени, кружились в вальсе. Конечно, в центре всеобщего внимания был режиссёр, который в картине выступил ещё и сценаристом, и продюсером, и исполнителем главной роли. Перед премьерой Никита Сергеевич попытался объяснить зрителям, что главной задачей было сделать так, «чтобы люди, выйдя на улицу, садясь в свои машины или заходя в магазин, купив газету или мороженое, осознали, что вот именно эта возможность совершать простые дела, не ждать ежесекундно выстрела или взрыва, и есть счастье». И добавил, что ветераны вряд ли поймут картину, а вот молодёжь будет знать, что такое война. В свете этого заявления становится странной фраза, произнесённая Михалковым до этого: «Фильм – подарок ветеранам к 65-летию Победы». Да и сам подарок получился каким-то фальшивым. Картина многих потрясла своей искусственностью. И хотя премьерный показ завершился бурным всплеском аплодисментов, большинство зрителей «вне Кремля» восприняли картину совсем иначе. «Великий фильм о великой войне», как было заявлено в слогане, оказался, по мнению многих, великим обманом. Конечно, в глаза режиссёру это вряд ли кто скажет, а вот авторы блогов, которых нельзя обвинить в предвзятости, «оторвались по полной». Вот как высказался один из блогеров: «В фильме много театра, в самом дурном смысле этого слова. Это выражается в обилии примитивных пропагандистских приёмов, агитирующих то за родину, то за православие, в намеренных агрессивных искажениях исторической правды, в лишённых всякой логики вымученных сюжетных ходах, в приблизительности отношений и характеров. Всё это повлекло за собой лобовую и грубую манеру актёрской игры. Отсутствие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием, и общей эмоциональной истеричностью. Эпизоды, мало чем связанные друг с другом, выплывают ниоткуда и выходят в никуда. Ни один характер не развивается, существуя лишь на уровне заявленной сцены, – поэтому играть актёрам нечего, ни у одного персонажа нет ни судьбы, ни биографии. А значит – каждый предоставлен сам себе и выдаёт на-гора всё, чему научился за годы существования в профессии. В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жестокости. Нет настоящих человеческих страданий, а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия. Заменить человека человеческим типом можно в газетном фельетоне или в комиксе. Но комикс о великой войне – это уже оксюморон». «Все деньги на экране, ни копейки не украли» Работа над лентой длилась почти десять лет, четыре из них ушло только на сценарий. События происходят во время Великой Отечественной войны. Арестованный и убитый в первом фильме комдив Сергей Котов воскресает и отправляется воевать. По словам Михалкова, съёмкам предшествовала титаническая подготовительная работа. Дескать, отсмотрены километры кинохроники, прочитаны миллионы страниц воспоминаний и документов. Съёмочный процесс начался в конце 2005 года. Все батальные сцены были сняты возле посёлка Шушары, что под Питером, и в массовке участвовало практически всё местное население. Сцены железной дороги тоже снимались неподалёку – на станции Шушары, а паровозы и вагоны военных лет предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. Часть съёмок проходила в Германии, были задействованы немецкие актёры, а также германская военная техника и костюмы. Сюжеты «Цитадели» были отсняты в 2007–2008 годах возле посёлка Низково (Павловский район Нижегородской области). Работа над фильмом была завершена 28 июня 2009 года. Накануне – в мае – съёмочную площадку посетил премьер-министр Владимир Путин, а девятью месяцами раньше там же побывал президент России Дмитрий Медведев. Снимали, по словам участников группы, в обстановке, приближённой к боевой, хроникальным методом. «Я переодевал операторов в военную форму и запускал вместе с атакующими на цитадель, – подтвердил режиссёр. – Материал получался кривым, а иногда и в расфокусе, но именно это и передаёт ощущение реальности событий». Так что окопы, выедающий глаза дым горящей резины, 30-градусные морозы – всё настоящее. Большинство трюков тоже без дублёров. Михалков, кстати, не раз подчёркивал, что «все деньги на экране, ни копейки не украли». «Утомлённые солнцем 2» – дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2. Цитадель». Первый фильм, речь в котором идёт о событиях первых трёх лет Великой Отечественной, вышел на экраны в рекордном для постсоветского кино количестве копий – 1018. Премьера второго запланирована на 4 ноября 2010 года. «Цитадель» станет хроникой восьми дней 1943 года. Возможно, зрители увидят и 15-серийную телеверсию проекта.
«Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внёс вклад в великое дело, и зрители полагали, что почти десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма. Ей-богу, получилось бы душеполезнее». Дмитрий БЫКОВ, литератор, журналист.
Меньшиков пренебрёг съёмками и уехал на курорт
Режиссёр почти в каждом своём интервью упоминает, что в фильме даже в минутных эпизодах снимались только великие актёры. И действительно, на экране можно увидеть Олега Меньшикова, Сергея Маковецкого, Дмитрия Дюжева, Артура Смолянинова, Андрея Мерзликина, Максима Cуханова, Сергея Гармаша и многие другие известные лица. Даже в эпизодах заняты мастера отечественного кинематографа. Например, уголовного авторитета исключительно правдиво и характерно сыграл Валентин Гафт. И его появление на экране в течение нескольких минут не может не произвести впечатление. Одна из главных ролей досталась младшей дочери режиссёра Наде, не снимавшейся в кино с шести лет. Сыграла в фильме и её старшая сестра Анна. Кстати, Михалкову удалось собрать всех актёров, снимавшихся в первой части, за исключением Ингеборги Дапкунайте. Поговаривают, что у актрисы случился конфликт с режиссёром, и в новом фильме роль жены комдива Никита Сергеевич отдал Виктории Толстогановой. Не всё прошло гладко во время съёмок между Михалковым и Меньшиковым. Съёмочный процесс даже был на некоторое время остановлен. Актёр якобы отказался от участия в культовом проекте. По словам участников съёмочной группы, всё произошло под Нижним Новгородом, где снимались военные сцены. Согласно сюжету, комдив попадает в штрафной батальон и снова встречается со своим злым гением Митей. Батальные эпизоды снимали долго, а когда работа над ними была завершена, к процессу планировали подключить Олега Евгеньевича. Но звезда не явилась. В течение нескольких дней актёра пытались разы-скать. Бесполезно – Меньшиков исчез. Для Никиты Сергеевича это стало полной неожиданностью, он «закусил удила», и разразился скандал. «Михалков разозлился на Меньшикова не столько потому, что он сорвал съёмки, – поведала одна из участниц картины. – Он просто узнал истинную причину, заставившую Олега пренебречь контрактом. Он бросил съёмки из-за своей прихоти! Никите Татаренкову, близкому другу звезды, вдруг захотелось отдохнуть за границей. Ни для кого не секрет, что этими приятельскими отношениями Меньшиков очень дорожит. И отказать Никите он не смог. Бросив всё, друзья укатили на курорт. А Михалков, когда узнал об этом, был просто вне себя. И, конечно, все доказательства «уважительного отсутствия», предоставленные Олегом, проигнорировал. Сам Михалков это инцидент комментировать тогда отказался.
Следуя за своим предшественником, фильмом «Утомлённые солнцем», мировая слава которого началась именно с Каннского фестиваля, претендовать на Золотую пальмовую ветвь отправится в Канны и картина «Утомлённые солнцем 2». Она включена в основной конкурс наряду с работами Такеши Китано, Алехандро Гонсалеса Иньяриту, Майка Ли, Матьё Амальрика и других именитых режиссёров. Правда, во Францию поедет не трёхчасовая лента, а её урезанная двухчасовая версия. Первый фильм Никиты Михалкова получил в 1994 году в Каннах Гран-при. Как оценит жюри, в которое вошли Тим Бёртон, Кейт Бекинсейл, Джованна Меццоджорно, Альберто Барбера, Эммануэль Каррере, Бенисио дель Торо, Виктор Эрисе и Шекхар Капур, новое творение российского мэтра, узнаем меньше чем через месяц: 63-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 12 по 23 мая.
Владимир ПОЗНЕР, журналист: – Шёл я на этот фильм с некоторым волнением. Я считаю Михалкова одним из самых выдающихся советских и российских режиссёров. Его фильмы нежно люблю, в особенности «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса» и «Обломов» – совершенно превосходные фильмы, чтобы не сказать выдающиеся. То, что я увидел, я называю так: грандиозный фильм, который мне стилистически не понравился. Грандиозный по охвату. Я понимаю, что фильм этот делался восемь лет, что сценарий писали четыре человека, там совершенно потрясающие съёмки, то есть оператор выдающийся, замечательный совершенно художник, огромное количество действующих лиц. Но – для меня это главное – меня он не тронул никак. Я видел ужасы войны в других фильмах, оторванные головы, оторванные руки, кровь и всё прочее, что, конечно, в изобилии есть и в этом фильме, но меня опять это совершенно не тронуло. Я вспомнил «Балладу о солдате», самую первую сцену, когда немецкий танк гонится за одним нашим солдатом. Это производит, на меня по крайней мере, гораздо более сильное впечатление. Это гораздо страшнее, чем весь этот сделанный ужас войны, как в этом фильме. Я не знаю, что будет с третьей серией. Хочется надеяться, что всё-таки та магия, которая была в самом первом фильме, как-то вернётся, но здесь всё куда-то ухнуло и пропало.
Анна ПЕРЛОВА, директор по кинопрокату, филиал ООО «Киномакс» в Красноярске: – «Утомленные солнцем 2. Предстояние», конечно, эпохальный проект, который оставит след в российском кинематографе. Но реакция зрителей весьма неоднозначна: кто-то выходит в полном восторге от просмотра, кто-то называет фильм откровенным провалом, говоря, что он ужасен и антипатриотичен. Но зрительский интерес, безусловно, есть. Пока сложно оценить результат этой работы с точки зрения сборов, прошло слишком мало времени. Что касается лично моих впечатлений, хочу сказать, что мне понравилось, я оценила хорошую режиссерскую работу, потрясающую игру актеров, да и с точки зрения операторской работы картина выполнена красиво. Такого фильма давно не было в российском кинопрокате. Любая талантливая работа неоднозначна, и мне кажется, какие-то исторические неточности, о которых говорят, можно отнести лишь к режиссерскому видению Никитой Михалковым событий Второй мировой войны. Фильм, безусловно, заслуживает внимания, и, я думаю, он будет удостоен наград Каннского фестиваля.
Жан МКРТЧЯН, бизнесмен: – То, что в съемках приняли участие такие известные актеры, как Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Михаил Ефремов, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Олег Меньшиков, Валерий Золотухин и другие, стало, пожалуй, решающим при выборе фильма, когда я зашел в кинотеатр. Да и огромный бюджет в 33 000 000 евро говорит сам за себя и обещает, как минимум, зрелищную картину. Впечатления после просмотра весьма неоднозначны. С одной стороны, фильм достаточно зрелищный. Ярко показано, каким зомбированным было население. Та лёгкость, с которой Сталин отправлял солдат на смерть, ужасает. Отборная элита кремлевской гвардии, за 15 минут разорванная в кровавые клочья немецкими танками. Солдат, который бережно хранил ключи от давно захваченного фашистами дома, потому что надежда умирает последней... Впечатление подпортила некоторая затянутость, сюжет постоянно скачет с 1941-го в 1943-й, немецкие летчики показаны глупыми, наши саперы взрывают мост с нашими людьми, наш солдат штыком пытается остановить танк… В 1994 году выходят «Утомленные солнцем» – в кинотеатрах страны нет свободных мест. В 2010-м выходят «Утомленные солнцем 2» – в зале больше половины свободных мест, несколько зрителей уходят с середины фильма.
Ирина ВЕРЕЩАГИНА, заместитель исполняющего директора ЗАО «Байкал-Отель» (Иркутск): – Пожалуй, это самая обсуждаемая и долгожданная премьера отечественного кинематографа. Возможно, фильм действительно знаковый, посвящён теме Великой Отечественной. Кроме того, заявлено, что он ещё и самый дорогостоящий за всю историю российского кино. Но я «Утомленные солнцем 2» не смотрела и смотреть не буду. Потому что, если честно, к творчеству Никиты Михалкова отношусь, мягко говоря, прохладно, без восторга. Если бы я и решила посмотреть эту ленту, то только потому, что там просто потрясающий актёрский состав, играют практически все самые любимые мною мастера экрана. В этом отношении Михалкова сложно упрекнуть, он всегда снимает лучших.
Юрий КОРОЛЬКОВ, директор Института математики, экономики и информатики ИГУ (Иркутск): – Кино как массовая культура меня сегодня не особо привлекает. Если есть свободное время, то предпочитаю сходить на спектакль. Но «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» – особый случай. Хотя бы потому, что творчество Никиты Михалкова я уважаю. Первую часть фильма тоже смотрел, как только «Утомлённые» появились в прокате. Достаточно сильный, временами даже жёсткий фильм. Если же в целом говорить о фильмах на тему Великой Отечественной войны, то сегодня их снимают порой чересчур натуралистично, особенно батальные сцены. То кино о войне, которое снимали раньше, в большей степени заставляет переживать и думать именно от драматизма, от эмоций главных героев.
|