Одним из самых успешных в 61-летней истории НАТО назвал прошедший в Лиссабоне двухдневный саммит Североатлантического альянса генсек этого крупнейшего военно-политического блока Андерс Фог Расмуссен. Одобренный лидерами 28 стран НАТО документ, по выражению генсека, позволяет блоку «стать более эффективным, более вовлеченным и более рациональным, чем когда-либо». В документе впервые заявляется, что альянс не представляет никакой угрозы для России и, напротив, стремится к достижению «подлинного стратегического партнерства». Новая стратконцепция НАТО, которая представляет собой 11-страничный документ, заменила прежнюю, принятую в 1999 году. Документ определил приоритеты жизнедеятельности альянса и угрозы XXI века, которым он противостоит и с которыми будет бороться в сотрудничестве с международными партнерами. Североатлантический альянс намерен инвестировать средства в свои ключевые возможности – противоракетную оборону, киберзащиту и транспортную авиацию дальнего радиуса действия. Альянс хочет создать сеть глобального партнерства с другими организациями и странами. НАТО «убирает жир, при этом инвестируя в мускулы», в частности, сокращает персонал командной структуры на одну треть. В новом политическом документе НАТО впервые говорится о намерении альянса создать систему противоракетной обороны, которая защитит население и территории стран альянса и станет «одним из центральных элементов коллективной обороны». Важным пунктом работы стало урегулирование разногласий между Францией и Германией в вопросе роли ядерного сдерживания и территориальной системы противоракетной обороны для евроатлантического региона. Как этого и добивался Париж, в новой стратегической концепции НАТО говорится, что альянс не намерен отказываться от ядерного оружия до тех пор, пока оно сохраняется в мировом масштабе. Берлин, в свою очередь, настоял на включении в документ формулировки о том, что НАТО ставит перед собой цель создания условий для безъядерного мира. В одобренной НАТО новой стратегической концепции России посвящены статьи 33 и 34. В документе говорится, что альянс не представляет «никакой угрозы» для России, стремится к достижению партнерства, намерен «действовать соответственно, ожидая от России взаимности». НАТО также заявляет о намерении укреплять политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в сферах общих интересов – в частности, по ПРО, борьбе с терроризмом, наркотиками и пиратством – и при этом «в полной мере использовать потенциал Совета Россия–НАТО». Стратегическая концепция, одобренная НАТО, отражает желание стран альянса выстраивать конструктивные отношения с Москвой, заявил президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам участия в саммите РФ–НАТО. Медведев подчеркнул, что в этом документе были вопросы, которые «с одной стороны, напрягали нас и удивляли, были вещи, которые создавали повод для оптимизма». Он назвал это «внутренним вопросом НАТО», но отметил, что Россия не может относиться к нему безучастно. «Финальная версия стратегической концепции (НАТО), на мой взгляд, всё-таки отражает желание государств НАТО выстраивать конструктивные отношения с РФ, двигаться в сторону полноценного партнерства», – сказал Медведев, добавив, что «это хорошо». «По направлению развития отношений с Североатлантическим альянсом мы продвинулись вперед, даже несмотря на расхождения и трудности, которые нам еще предстоят», – подчеркнул глава государства. А тем временем лидеры стран НАТО достигли соглашения о создании территориальной системы противоракетной обороны для евроатлантического региона. Генсек НАТО не раз говорил о необходимости создания противоракетного щита от Ванкувера до Владивостока, который связал бы систему ПРО США с натовской системой ПРО театра военных действий и национальными системами ПРО. Однако он оговорился, что «ЕвроПРО» будет лишь дополнением к натовской концепции ядерного сдерживания. Цена вопроса – порядка двухсот миллионов евро. Президент России Дмитрий Медведев принял в Лиссабоне предложение остальных 28 членов Совета Россия–НАТО сотрудничать по проекту создания противоракетного пула, сообщил Расмуссен. По его словам, «ЕвроПРО» не будет совмещением систем противоракетной обороны НАТО и России. Речь идет о взаимодействии систем ПРО НАТО и России, основным элементом которого должен стать обмен информацией и данными. Москва обуславливает свое участие в проекте создания ракетного «щита» равноправным участием в определении угроз и вызовов, принятии решений и распределении зон ответственности, а также соблюдении интересов безопасности всех стран. Лидеры НАТО предложили также России возобновить совместные учения по противоракетной обороне театра военных действий. Проведение этих учений было прервано из-за конфликта в Грузии в 2008 году. Россия и НАТО договорились расширить рамки наземного транзита в Афганистан грузов, предназначенных для воинского контингента НАТО, распространив его на обратный вывоз грузов. При этом стороны намерены расширить номенклатуру ввозимых и вывозимых грузов, которые, как заверил Расмуссен, в любом случае будут «нелетальными». Между РФ и НАТО сейчас действует соглашение о наземном транзите натовских грузов через территорию РФ в Афганистан. На саммите Совета Россия–НАТО в Лиссабоне российская сторона согласилась также распространить подготовку специалистов по борьбе с наркотиками на Пакистан. Для этого в Санкт-Петербурге будет открыт второй центр подготовки наркополицейских. Первый, для афганцев, действует в подмосковном Домодедово.
Максим МИНАЕВ, эксперт Центра политической конъюнктуры: – Я думаю, что разговоры о тесном сотрудничестве России и НАТО – это, скорее, политический пиар-ход, который инициируется определенной частью российской элиты с целью имитировать сближение с НАТО на текущий момент. Если же они реально готовы идти на сближение, то мы должны вступать в НАТО как один из членов. НАТО в том виде, в котором оно есть сейчас, – это по большей части государства, которые лишь ратуют за то, чтобы по их территории не распространялись в открытом виде идеи национализма, терроризма, ядерной угрозы и т. д. Сами члены альянса имеют только одно желание – сохранить НАТО как инструмент обеспечения своей безопасности. На этом фоне Европа может спокойно развиваться. В целом они перекладывают свои функции на одного-единственного субъекта – США, который еще пытается что-то сделать. Поэтому и существуют идеи дряхления Европы, ее вырождения и постепенного ее перехода на задворки мировой политики.
Вячеслав НИКОНОВ, член Общественной палаты РФ: – Вопрос о сближении России и НАТО сейчас стоит более актуально, чем когда бы то ни было за последние 20 лет. Об этом говорят достаточно активно не только в России, но и на Западе. Что могло бы и вовсе поменять правила игры и взаимоотношения между Россией и НАТО – так это сотрудничество по ПРО. Это бы принципиально изменило отношения Россия-НАТО. В целом же та доктрина альянса, которую сейчас приняли, по сути ничего не меняет: роль России по-прежнему велика, но в то же время страна рассматривается как один из вероятных противников. Сейчас очень многое меняется в геополитике, в первую очередь на Западе – администрация Обамы начала перезагрузку в отношениях с Россией. Естественно, это сыграло свою роль. Три года назад отношения были на гране замерзания. Но сейчас новая администрация Соединенных Штатов, хотя и сильно ослабленная на прошлых выборах, говорит о необходимости сотрудничества по Афганистану и Ирану.
Сергей КОМАРИЦЫН, политолог: – России, безусловно, выгодно партнерство с альянсом. Очевидно, что воевать сейчас никто не собирается, поэтому вопросы взаимоотношений лежат больше в экономической плоскости. Нам нужны и договоренности по безвизовому режиму с Евросоюзом, и развитие стратегических проектов вроде строительства газопроводов, интеграция экономики в целом нужна. Необходимо защищать и свои геополитические интересы: присутствие на постсоветском пространстве, например. А что от нас нужно Западу? Только одно: чтобы мы убрали наши ракеты. Но Россия не может это сделать, так как, кроме ракет, у нас больше ничего не осталось. Ни науки, ни армии, ни экономики. Мы практически не влияем на мировую политику. Поэтому, если мы отодвинем свои ракеты вглубь территории, мы превратимся в государство уровня Сенегала, и это будет означать конец истории государства Российского. Так что лозунг «Стратегическое партнерство России и НАТО» абсолютно фальшив: какое же это партнерство, когда нам диктуют свои условия – отодвиньте ПРО, выведите войска из Осетии. Мы не партнеры, мы – соперники, и пока мы их головная боль, мы им нужны..
Юрий ПРОНИН, политолог: – Лично у меня позитивное отношение к прошедшему саммиту в Лиссабоне. Чувствуется улучшение международного климата. Всё, сказанное на саммите, способствует развитию отношений между нашей страной и членами НАТО. Другой вопрос, насколько всё заявленное будет реализовываться. НАТО – это широкий круг партнёров, и это хорошо, что сегодня Россия наравне со всеми тоже может входить в этот круг. Определенные разногласия есть, и они сохранятся. Но радует, что во главу угла ставятся не они, а ищутся точки соприкосновения, совместные проекты. Сотрудничество, партнерство – оно важно для всех, учитывая мощь НАТО и мощь нашей страны. Однако прошедший саммит и его результаты могут внести в Россию внутриполитические проблемы. Готово ли наше общество к сближению с НАТО? Мне кажется, эта адаптация пройдёт нелегко, учитывая то, что за последние десять лет НАТО в нашей стране обрело не лучшую репутацию.
Алексей ЕГОРОВ, депутат Думы города Иркутска: – Что можно сказать о прошедшем саммите? Главное – быть, а не казаться. Важно понимать, что уровень манипуляций в мире на сегодняшний день очень высок, во всех плоскостях – и в бизнесе, и в политике. К сожалению, часто в отношении нашей страны проявляются манипуляции со стороны других государств. Хочется надеяться, что сегодня у нас есть эликсир противодействия и что намерения стран НАТО искренни. Но мне кажется, что отчасти это попытка усыпить нашу бдительность. Можно называть другом, приглашать в гости как партнера и прочее. Но когда наступит час икс, наши конкуренты могут начать то, что выгодно им. У каждой страны есть свои конкретные цели и задачи. Уровень конкурентной борьбы в мире сегодня очень высокий. Идёт борьба за природные ресурсы, за уровень, качество жизни. И кто-то проигрывает. Задача нашей страны – как минимум не уступать. |