Новый политический сезон, традиционно начинающийся после сезона летних отпусков, на этот раз обещает быть более бурным и активным, чем предыдущий. В политической жизни страны и края наступает период, которого все давно ждали, – период тотальных выборов. Сначала в декабре мы будем выбирать народных представителей в Государственную Думу РФ, а также в Законодательное Собрание Красноярского края, и уже в марте следующего года грядут президентские выборы. О том, чего ждать красноярцам от изменений в политической жизни страны, «Конкурент» беседует с членом Совета Федерации РФ от Красноярского края, известным политологом Вячеславом НОВИКОВЫМ. – Вячеслав Александрович, новый политический сезон в России можно считать открытым. Впереди нас ждут важные события, связанные с выборами разных уровней. Какие особенности политического расклада вы могли бы отметить в преддверии выборов в Государственную Думу РФ? С какими мыслями граждане придут на избирательный участок? О чём следует хорошо подумать, прежде чем поставить галочку в бюллетене? – С моей точки зрения, что касается выборов в Госдуму, сейчас наблюдается два особенно важных момента, две особенности, которые необходимо учитывать. Во-первых, у народа появилась некоторая усталость от «Единой России». Есть подобные ощущения и от других партий, в том числе тех, которые принято называть системной оппозицией и которые тоже находятся на данный момент в Государственной Думе. Чувствуя неоднозначное отношение общества к партии власти, оппозиция рассчитывает на то, что ей удастся переломить события в другую сторону, в свою пользу. А «Единая Россия», безусловно, рассчитывает на то, что ей всё-таки удастся сохранить свои позиции. Не думаю, что это удастся ей в полной мере, но полагаю, что представители, активисты «Единой России» всё-таки найдут возможности, силы, соответствующие слова и поступки, которые необходимы избирателям, для того чтобы победить. А оппозиционные партии, которые находятся в Госдуме, – они, как мне кажется, сохранят общую конфигурацию. Это первое обстоятельство. А второе обстоятельство заключается в наличии «Правого дела», которое на самом деле уже не «Правое дело», это другая партия, которой ещё нужно определиться в своих действиях. Мне кажется, что у Михаила Прохорова есть все возможности, чтобы построить партию, альтернативную всем существующим партиям и движениям, которые сейчас присутствуют в Думе. С этим обстоятельством, я думаю, придётся считаться всем. Если кто-то недооценивает потенциальные возможности «Правого дела», это будет большой ошибкой. – Ещё одна «тёмная лошадка» – «Народный фронт». Что это такое, кому и зачем он нужен? – По поводу «Народного фронта» существует много различных мнений. Есть такой научный, ещё средневековый принцип, называется «бритва Оккама». Смысл его заключается в следующем: не надо умножать сущности. Можно ещё сформулировать таким образом: если есть гипотезы, объясняющие то или иное событие, справедливой будет самая простая. Так вот. То, что заявлено относительно «Народного фронта» нашим премьер-министром, надо признать, что это и есть правда. Дело в том, что на самом деле в нашей политической ситуации существует реальный фронт. Этот фронт проходит по следующей линии: с одной стороны – как системная, так и несистемная оппозиции. Они утверждают, что всё, что сейчас делается, делается в корне неправильно, всё это приведёт Россию к катастрофе, и поэтому необходимо, безусловно, быстренько сменить власть. Несистемная оппозиция считает, что катастрофа наступит в ближайшее время, системная – чуть позже. А с другой стороны фронта – позиция Путина и «Единой России». Эта позиция была заявлена во время выступления премьер-министра с отчётом в Государственной Думе. Смысл её заключается в следующем: если мы будем спокойно и поступательно развиваться, модернизируя нашу экономику, то тем самым мы приведём нашу страну к успеху. Более того, для этого есть основания: 7% роста ВВП до кризиса показывали, что Россия развивается быстрыми темпами, но, к сожалению, всю картинку исказил кризис. Вот сейчас мы находимся в посткризисном состоянии. А позиция и премьер-министра, и «Единой России» заключается в том, что дальнейшее поступательное развитие страны без потрясений – это и есть настоящий и истинный путь развития, направленный на то, чтобы мы жили в лучших условиях, в более хорошем, адекватном обществе. Вот линия фронта: хотим мы или не хотим, но она существует. И поэтому «Народный фронт» – это собрание тех сил, которые придерживаются линии, обозначенной премьер-министром. А все остальные придерживаются совершенно другой позиции или позиций. Это и есть суть «Народного фронта». – Тем не менее главная интрига сохраняется: кто из тандема пойдёт на президентские выборы и пойдёт ли вообще? И возможно ли появление в списке кандидатов в президенты неожиданной фамилии? – Честно сказать, мне лично до сих пор неясно, пойдёт ли Путин или кто-то другой от партии власти на выборы. Мне кажется, возможен и такой вариант, что пойдёт кто-то совсем другой. И в этом случае ничего конкретного пока сказать не могу о том, как будут развиваться события. Новая фамилия в списке кандидатов в президенты может появиться, с моей точки зрения, только исходя из договорённости между Путиным и Медведевым относительно будущего президента нашей страны. То есть относительно того, кого они совместно решат выставлять на пост президента. – В этом году у несистемной оппозиции, которую представляют такие деятели, как Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Милов и другие, были далеко идущие планы по объединению своих сил, созданию какой-то единой партии и выдвижению своего кандидата в президенты. Имеет ли это какой-то смысл, на ваш взгляд, и к чему может привести такое развитие событий? – Дело в том, что это совершенно бесперспективное направление. У меня есть такое подозрение, чисто аналитически если смотреть, что объединённой оппозиции, которую мы называем несистемной, как раз не надо регистрировать свою партию, потому что на этих выборах они вряд ли преодолеют вообще какой-либо барьер, пусть даже пятипроцентный. Надо смотреть: что предлагает, что несёт эта оппозиция? Это ведь всё ещё более старое, древнее, надоевшее, чем существующие ныне партии, и уж тем более чем «Единая Россия». И я не думаю, что те, кто помнит времена расцвета нашей так называемой оппозиции, – а это девяностые годы прошлого века, – захотят их возвращения. Я бы, наоборот, даже хотел, наверное, чтобы они зарегистрировались и в конечном итоге проиграли. Тогда, может, удалось бы снять весь этот флер якобы оппозиционности и забыть про них. – Как вы думаете, насколько активен сегодняшний российский электорат? Какой процент явки следует ожидать? – Здесь достаточно сложная ситуация. Но я думаю, что 50%-ная явка будет, потому что в данном случае, учитывая преды-дущий опыт, все партии постараются привести своих сторонников. Никто не захочет оставить своих единомышленников в стороне от выборов, ибо здесь будут решать вопрос проценты, которые надо будет завоёвывать, и это будет непросто. – Как считаете, выборы в Законодательное Собрание Красноярского края пройдут незаметными на фоне думских выборов? Какой расклад политических сил следует ожидать нам в будущем краевом парламенте? Будет ли он аналогичен госдумовскому варианту? – Как госдумовский, думаю, да. Потому что у нас же региональные выборы совмещены с федеральными. Трудно себе представить человека, который в одном бюллетене проголосовал бы за ЛДПР, а в другом – за «Справедливую Россию». То есть по итогу расклад сил будет примерно такой же. – Появятся ли среди агитационных призывов в Красноярском крае какие-либо громкие прожекты, интересные, яркие идеи, которые возьмут на вооружение кандидаты? Например, объединение Красноярского края и Хакасии или какие-то другие подобные заявления. В общем, ждёт ли красноярцев интересная предвыборная кампания? – Не думаю, что появятся такие идеи. Во-первых, потому что объединение края с Хакасией – это процесс, который, с моей точки зрения, рано или поздно состоится, но он пока не готов, он требует очень большой подготовки. Подготовки в том плане, что должны быть проведены соответствующие переговоры, должна быть понятна идея этого объединения, должно быть понятно, на чём будет основываться экономическая часть этого процесса. Этот вопрос не готов к данным выборам точно, поэтому вряд ли он будет заявлен. Но я совершенно не исключаю, что кто-то может использовать подобную идею в качестве эдакого фиктивно-демонстрационного продукта, безусловно привлекательного, но не имеющего под собой реального содержания. Но вряд ли так будет, осталось просто очень мало времени. В качестве пиар-хода могут быть заявлены и ещё какие-то вещи, но содержательного, серьёзного я ничего не ожидаю. – Вопрос не совсем политический, но очень интригующий: что происходит с долларом? Ждёт ли нас очередной мировой финансовый кризис? – Способы, с помощью которых осуществлялся выход из прошлого кризиса, они, как-то так получилось, во всех странах были примерно одинаковыми, плюс-минус небольшие отличия. И они в общем-то продемонстрировали, что из кризиса таким способом можно выходить, хотя и очень медленно. Ситуация с долларом, с моей точки зрения, будет развиваться следующим образом: существенного в ближайшее время ничего не произойдёт, потому что доллар – пока единственная резервная валюта. Все международные расчёты в мире осуществляются исключительно в долларах. Перейти на другую систему быстро не получится, это совершенно очевидно. Это длительный период, в котором всё будет происходить постепенно и без каких-либо потрясений в этом смысле. Всё-таки финансовая система – это достаточно консервативная вещь. Финансы – это кровь экономики, а пережимать какие-то серьёзные кровеносные сосуды слишком опасно. – И ещё о будущем: пройдут выборные кампании, мы кого-то куда-то выберем, жизнь, в том числе политическая, войдёт в своё рабочее русло. Будет ли этот период для россиян достаточно спокойным или нам следует готовиться к каким-то неожиданностям? – Я всё-таки спокойствия не жду. Потому что ряд реформ, причём не очень популярных, назрел. Ими нужно заниматься, начиная с пенсионной реформы, которая в очередной раз была заявлена, и в очередной раз никаких перспектив в её развитии не видно. Дальше необходимо упорядочивание слишком большого объёма социальных расходов, потому что это уже слишком серьёзная нагрузка на экономику. И выход только один – либо сокращать расходы, либо усиливать нажим налоговой системы, а это тоже недопустимо, если мы хотим заниматься какой-то модернизацией. Поэтому в этом смысле непопулярные меры должны быть осуществлены, если мы не хотим скатиться в очередной кризис, уже внутрироссийский, с непредсказуемыми последствиями. Нас ждёт не очень спокойное время, но я думаю, что мы разберёмся, пройдём этот этап без особых потрясений. |