Из довольно ретроградного увлечения садоводство превратилось в форпост борьбы за выживание в городах. В этом году ландшафтные дизайнеры настаивают, что главное качество городских зеленых насаждений – это их полезность, причем помимо хрестоматийного продуцирования кислорода. Сады и парки должны не простаивать просто так, а кормить жителей больших городов и привлекать птиц и насекомых, которых так мало в мегаполисах. Поскольку в мэриях всё еще не готовы поддерживать органический тренд и сажать яблони, петрушку и огурцы на улицах и площадях, то жители городов сами берутся за дело. Спрос на озеленение колоссальный: в этом году самое известное в мире садоводческое шоу Chelsea Flower Show, проходившее в Лондоне в конце мая, зарегистрировало рекордное число посетителей. Билеты на мероприятие купили 157 тысяч человек, причем ажиотаж был такой, что перед самим шоу их продавали в пять раз дороже, чего никогда не случалось за его 150-летнюю историю. Красиво и полезно Овощи и фруктовые деревья как никогда сильно заинтересовали английских ландшафтных дизайнеров. Прежде законодатели мировой садово-парковой моды неохотно допускали в свои проекты сельскохозяйственные культуры, которые всегда были «низким» жанром в садоводстве, делая редкие исключения разве что для деревьев. Кроме того, никому не приходило в голову нанимать ландшафтного дизайнера, чтобы разбить плодовые сады и грядки – это считалось работой для крестьянина, а не для творческого человека. Однако в этом году именно дизайнеры вплотную занялись непривычным для себя сельским хозяйством – чтобы расширить клиентуру за счет городских жителей, которые хотят завести красивые и полезные сады в своих квартирах, а ни опыта, ни знаний для этого у них нет. Потенциальная городская аудитория у ландшафтных дизайнеров – колоссальная, ведь за последний десяток лет тенденция на всё «органическое» только усиливается, а рынок органики, побуксовав во время кризиса, снова растет. По данным британской Soil Association, с 2008 по 2010 год объем рынка в стране уменьшился с 2 до 1,7 миллиарда, однако на этот год перспективы самые радужные, и на овощи с фруктами приходится четверть рынка. В отличие от наивных американцев, которые покупают «органику» в супермаркетах, умные британцы уже пару лет назад объявили, что будут сами выращивать укроп и огурцы. В этой установке на независимость от розничных сетей и кроется «золотое дно» для ландшафтников, которые спешат занять свое место на этом формирующемся рынке городского садоводства. Для миллионной аудитории с разными возможностями и площадями (у кого-то – таунхаус с участком земли, а у кого-то – типовая квартира в многоэтажке) и спроектированы сады-участники Chelsea Flower Show. Дизайнеры не стали «придумывать колесо», а адаптировали под овощи и салатную зелень сады, по своим характеристикам наиболее подходящие к посадке в городских условиях. К примеру, так называемый мини-сад, рассчитанный на небольшую площадь, что очень важно в городских условиях, – он состоит практически только из трав и цветов, деревья используются очень редко, и одно-два, если позволяет пространство. Растения разной высоты высаживаются в кадки, которые располагаются как на земле, так и крепятся к стенам или другим вертикальным стойкам, к ним обычно добавляют резервуары для сбора дождевой воды. В этих кадках вместо стрептокарпусов и азалий дизайнеры предлагают выращивать клубнику и картошку, при этом предоставляя начинающим городским садоводам самые стимулирующие сорта. Например, лук Guards-man, сохраняющий зеленые перья до осени, или салатный картофель Annabelle, дающий урожай более 30 клубней с одного куста.
Вертикальный сад B&Q. Для тех, у кого вовсе нет места, кроме стен, дизайнеры усовершенствовали вертикальную систему. (Её изобретатель – французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк (Patrick Blanc). Он обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием «Вертикальные сады».) Чтобы вырастить овощи в кадках, закрепленных на вертикальном стеллаже-каркасе, теперь их даже поливать не надо – система действует автономно, она снабжена солнечными батареями, ветряком, удобрениями и резервуарами для воды. Именно так в Челси устроили вертикальный сад B&Q девятиметровой высоты Лори Четвуд и Патрик Коллинс, высадив помидоры, перец и салатную зелень вперемежку с лекарственными травами, папоротниками и цветами. Разнообразие дизайнеры считают непременной чертой овощного или плодового сада: они рекомендуют проявлять креативность и перемешивать съедобные растения с цветами и декоративными травами. Один из вариантов такого зеленого «постмодернизма» продемонстрировала на Chelsea Flower Show многократно титулованная звезда английского ландшафтного дизайна Банни Гиннес, которая капусту и бобовые побеги смешала с розами и клематисами. Как сказала Банни, «на создание этого сада меня вдохновил растущий интерес к выращенной дома продукции». Всего и побольше Поклонников японских садов ждет большое разочарование – они уже не в моде. Ландшафтный минимализм, самым ярким выразителем которого они являлись, отошел в прошлое, и на смену ему приходит эдакое садовое барокко с обилием красок и разнообразием растений. Поэтому в этом году впервые за много лет в Chelsea Flower Show не участвовали такие признанные мастера ландшафтного минимализма, как Кристофер Брэдли-Хоул и Энди Старджон. Они предпочитают садовый «театр одного актера», в котором главную роль играет некий один объект, например дерево или водоем, а всё остальное – лишь неприметный фон для него. Вместо минималистов самой перспективной звездой в этом году объявлен дизайнер и телеперсона Джеймс Вонг, у которого стиль прямо-таки противоположный – он неравнодушен к джунглям своей исторической родины Малайзии, и их он воспроизвел на выставке в Челси. Как и в джунглях, в новых «барочных» садах от английских дизайнеров глаза разбегаются – и не только потому, что вся их площадь усажена цветами и травами, и это не считая деревьев. Побольше должно быть всего – разнообразие растений должны усиливать садовые скульптуры, водоемы (желательно не один), строения или старинные руины, привезенные из какого-нибудь далека.
Сад «Искусство Йоркшира». Ярким примером этого ландшафтного богатства на Chelsea Flower Show является сад под названием «Искусство Йоркшира», спроектированный компанией Gillespies LLP. На крохотном клочке земли дизайнеры уместили, наверное, всю флору Йоркшира, преимущественно цветущую, и добавили к ней несколько арт-объектов – для еще большей яркости. На робкие замечания о том, а не дурновкусие ли это, в Челси отвечают, что нет, наоборот, садовое барокко – это признак активной гражданской позиции и борьба за улучшение экологии, ведь чем больше зелени, тем легче дышать. Кроме того, растения привлекают насекомых, поэтому такие барочные сады необходимы в городах, дабы разнообразить и фауну мегаполисов. Чтобы городские жители могли разобраться, каких насекомых привлекает тот или иной вид растений, к их услугам была интерактивная выставка RHS Experience, впервые организованная на Chelsea Flower Show. Ее устроители предоставили в распоряжение посетителей сенсорные экраны с большой базой растений, и, нажимая на изображение цветка или травы, можно было узнать, кого еще стоит «ждать в гости», если посадить это растение в своем саду. То берёза, то рябина В ландшафтном дизайне, так же как и в архитектурных вкусах, выразился довольно сильный посткризисный тренд возвращения к локальным традициям. В первую очередь это касается подбора деревьев и растений для садов – экзотам теперь предпочитают если не эндемики, то по крайней мере ту флору, которая уже прижилась и распространилась на территории, где проектируется сад. Самые значительные изменения в этом отношении постигли восточные сады для медитации, которые за время моды на всё японское прижились в Европе. Дизайнеры-ландшафтники уверяют, что достичь просветления можно, глядя не только на сакуры и орхидеи, но и на березку или заросли подорожника, – главное, чтобы лавочка была удобной и солнышко светило. Самые последовательные апологеты локальных традиций переносят на территорию садов полностью всю флору той или иной местности. Так сделал дизайнер из Херефордшира Роберт Майерс, который в Челси воспроизвел растительность морского английского побережья. Он высадил деревья, а также прибрежные травы и цветы, причем не декоративные, а те, что растут, так сказать, в дикой природе. Цветы Майерс подобрал так, чтобы пространство сада по своей цветовой гамме, включающей розовые, голубые, желтые и белые оттенки, тоже было аутентичным прибрежному. Залогом успеха в работе с местными растениями дизайнеры считают естественность – траву и цветы высевают вперемежку, а деревья и кусты стригут по минимуму, добиваясь эдакого «художественного беспорядка» и неотличимости искусственно устроенного сада от окружающей его «дикой» природы. Время радикальных экспериментов с формой и цветом растений миновало: прошла мода на деревья причудливых форм в стиле Эдварда Руки-Ножницы, да и выводя новые сорта цветов, селекционеры уже не ошарашивают садоводов разными неожиданностями вроде черных ирисов или голубых тюльпанов. В этом году они придерживаются более естественных, даже сентиментальных оттенков – самой популярной на Chelsea Flower Show стала розовая палитра в самых нежнейших ее нюансах. |