Опубликован новый рейтинг лучших высших учебных заведений мира – QS World University Ranking 2011/12. Два ведущих российских вуза – МГУ и СПбГУ – не попали в первую сотню списка, опустившись на несколько позиций по сравнению с прошлым годом. Всего в международный рейтинг компании QS (Quacquarelli Symonds) вошли 300 вузов. Возглавляет первую десятку в этом году Кембридж (предыдущие шесть лет лучшим вузом мира считался Гарвард). Также в топ-10 вошли Гарвард, Массачусетский технологический университет, Йельский университет, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Чикагский, Пенсильванский и Колумбийский университеты. На этот раз в рейтинг попали всего два российских вуза: Московский государственный университет (МГУ), который занял 112-е место, и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – 251-е место. В прошлом году в рейтинге было 500 позиций. В топ-10 входили на этот раз не попавшие в список лидеров Калифорнийский технологический институт и Принстонский университет. Российских вузов в прошлогоднем рейтинге было больше: МГУ занимал 93-е место, СПбГУ – 210-е место, Новосибирский госуниверситет – 375-е место, Томский госуниверситет и Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) тогда оказались в пятой сотне списка. Агентство QS составляет рейтинг с 2004 года, в академическом сообществе его считают наиболее авторитетным. До недавнего времени рейтинг вузов ежегодно представлял британский журнал The Times Higher Education. Но с этого года журнал отказался от сотрудничества, чему предшествовал скандал с ошибками, допущенными составителями рейтинга, которые те, впрочем, признали. Теперь The Times Higher Education будет публиковать собственный рейтинг. Оценкой вузов в QS по специально разработанной технологии занимались 20 экспертов из 12 стран. При ранжировании учитывается мнение работодателей, индекс цитирования научных работ сотрудников и учащихся вуза, общий уровень научно-исследовательской деятельности, которая ведется университетом. При этом в расчет берутся такие «субъективные» показатели, как индекс академической репутации и индекс репутации среди преподавателей. Также оценивается соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, доля преподавателей и студентов из других стран. Российские эксперты считают, что российские вузы занимают низкие позиции в рейтинге по вполне объективным причинам. «Большое значение при оценке придается научной работе, которую ведет вуз, насколько сильны его исследования, и здесь мы объективно отстаем», – говорит ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Также российские вузы, как считают в российском ректорском сообществе, недооценивают из-за «языкового барьера»: научные исследования и работы, опубликованные на русском языке, остаются вне поля зрения уважаемых иностранных экспертов. «Рейтинги недооценивают потенциал российских вузов, точно так же, как недооценен потенциал французских вузов и учебных заведений других стран, которые имеют большое количество научных публикаций не на английском языке. Однако бороться с этим при помощи создания альтернативного рейтинга, как предлагает ректорское сообщество, бессмысленно: мы не заставим мировое сообщество говорить и читать по-русски и признавать наши работы», – добавляет Ярослав Кузьминов. С процентом студентов-международников в России дело тоже обстоит не самым лучшим образом: по данным Минобрнауки, в российских вузах обучается лишь 3% иностранных студентов, в основном граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама и африканских стран. В США этот показатель составляет 22%, в Великобритании – 11%, во Франции – 10%, в Германии – 9%. В то же время, говорят эксперты, пока российские вузы не будут фигурировать хотя бы в топ-100 солидных международных рейтингов, массовый приток студентов из других стран им вряд ли будет обеспечен. «Подавляющее большинство компаний, набирая себе персонал или направляя людей на учебу, доверяет этим рейтингам», – уверен научный руководитель института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Эксперт считает, что в ближайшее время Россия вряд ли сможет подняться в международных рейтингах на более высокие места. «Причина не столько в вузах, сколько в структуре экономики и характере экономических отношений, – говорит Адамский. – Пока основная прибыль зависит не от качества продукции или услуги, не от конкурентоспособности предприятия, а значит – не от уровня квалификации работника, не от результатов исследований, не от скорости изменения технологий, вузы не будут динамично развиваться. Человеческий капитал должен превращаться в доход, в прибыль». Но вузы в любом случае должны продолжать бороться и улучшать свои позиции в рейтингах. «Надо идти двумя путями: с одной стороны, поднимать качество исследований и больше инвестировать в фундаментальные и прикладные исследования, а с другой стороны, повышать интеграцию – больше нанимать преподавателей с глобального рынка, стараться издавать национальные исследовательские работы на английском языке, – заявил Ярослав Кузьминов. – По такому пути пошли китайцы – и сейчас это дает заметные плоды». В рейтинге этого года Пекинский университет, в частности, занимает 46-е место.
1. Кембриджский университет (Англия).
2. Гарвардский университет (США).
3. Массачусетский технологический институт (США).
4. Йельский университет (США).
5. Оксфордский университет (Англия).
6. Имперский колледж Лондона (Англия).
7. Университетский колледж Лондона (Англия).
8. Чикагский университет (США).
9. Пенсильванский университет (США).
10. Колумбийский университет (США).
11. Стэнфордский университет (США).
12. Калифорнийский технологический институт (США).
13. Принстонский университет (США).
14. Университет Мичигана (США).
15. Корнельский университет (США).
16. Университет Джона Хопкинса (США).
17. Университет Макгилла (Канада).
18. Цюрихский технологический институт (Швейцария).
19. Университет Дюка (США).
20. Эдинбургский университет (Шотландия).
112. Московский государственный университет (Россия).
251. Санкт-Петербургский университет (Россия). |