Арестован высший эшелон Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Какой размашистой коррупции в России еще не было. Масштабам деятельности фонда стоит позавидовать: бюджет – свыше ста миллиардов рублей, фонд покрывает сетью сотен своих филиалов всю страну, с его представителями сталкивается большая часть населения. За решетку по обвинению в нецелевом использовании бюджетных средств и получении взяток отправлены сразу семь руководителей фонда – директор, три зама и начальники трех ключевых управлений. Аресту подозреваемых во взяточничестве предшествовала проверка Счетной палаты, которая вскрыла многочисленные нарушения в деятельности ФОМС. Затем в дело вступила тяжелая артиллерия – Генпрокуратура. Следственная бригада этого ведомства провела целый ряд обысков и выемки документов. Начальники двух управлений фонда уволены. Проведены сотни обысков почти в двух десятках регионов, изъято денег и ценностей на миллионы долларов. Социальную политику называют больной мозолью государства. После нашумевшего закона о монетизации льгот, после преодоления массы сложностей началось выполнение программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников. И вдруг оказывается: в Фонде обязательного медицинского страхования, который отвечает за финансирование этой программы (и всего государственного здравоохранения), вовсю, как подозревают прокуроры, брали откаты с фирм-поставщиков. Федерально значимая социальная программа оказалась под ударом. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан в 1991 году, когда был принят закон о медицинском страховании граждан России. Бюджет фонда формируется за счет страховых отчислений предприятий и организаций. Ежегодный бюджет фонда принимается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом. Фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования населения. Это означает, что наряду с бюджетными поступлениями, за счет средств фонда работает вся государственная бесплатная медицина – поликлиники, больницы, роддомы. Также фонд финансирует целевые программы, в том числе с 2005 года и программу обеспечения льготников лекарствами. Программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников, стартовавшая с января 2005 года, шла нелегко и вызывала массу нареканий. Нехватка препаратов во многих регионах, огромные очереди в поликлиниках за бесплатными рецептами и ценовая неразбериха – все это послужило причиной для негодования. Аресты в ФОМС странным образом совпали с двумя событиями: рассмотрением в Госдуме поправок в федеральный бюджет-2006, касающихся в том числе и финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников. Кроме того, как раз в эти дни в фонде должен был пройти конкурсный отбор дистрибьюторских компаний, которые должны осуществлять региональные поставки лекарств для льготников в будущем году. Претензии к тому, как выполняется программа, в последнее время снова возросли: выделенные на этот год 29 миллиардов рублей на льготные лекарства были израсходованы еще летом, и уже в августе производители и поставщики отпускали медпрепараты в долг. На сегодняшний день этот долг составляет около 20 миллиардов рублей, и вчера депутаты решали, как этот долг возвращать. Как и предрекали эксперты, перечень бесплатных лекарств был значительно сокращен. Эти меры имели одну цель – более экономное расходование федеральных денег. Но с начала нынешнего года примерно половина льготников выбыла из числа получателей социального пакета, предпочтя бесплатным лекарствам «живые» деньги. В итоге общие расходы значительно выросли, так как остались льготники, нуждающиеся в постоянной медицинской помощи и непрерывном приеме лекарств, как правило дорогостоящих. Может быть, врачи без разумных ограничений назначали бесплатные лекарства? Но если дорогостоящее средство более эффективно, как его не назначить инвалиду или тяжелобольному? Прокуратура нашла серьезные нарушения в том, как производится финансовое обеспечение программы, поскольку именно за эту часть отвечает ФОМС. Подозрительно, что перечни и цены на льготные лекарства пересматривались несколько раз. Предполагается, что бюджетные деньги, выделенные на программу, перетекали и в карманы представителей ФОМС. Введенный с февраля нынешнего года порядок, обязавший врачей выписывать рецепты на лекарства по международным непатентованным наименованиям, полагает следствие, стал для этого отличной лазейкой, ведь под одним названием значатся многочисленные торговые марки разных производителей. Такая неопределенность, полагают прокуроры, создала условия для неконтролируемого списания программных денег и, конечно же, их «перерасхода». Подтвердится эта версия или нет – станет ясно позже. Другое серьезное обвинение, предъявленное прокуратурой руководителям ФОМС, – нарушения при проведении конкурсных условий при отборе компаний-поставщиков, участвующих в программе. Эксперты рынка, впрочем, утверждают, что поставками лекарств занимались действительно самые крупные компании, которые не имели других конкурентов. Зачем же тогда этим компаниям, как считает следствие, пришлось заплатить чиновникам за такие результаты конкурса? Или их вынудили играть по весьма распространенным в нашей стране правилам, когда едва ли не любой заказ, проект, закупка сопровождается «откатом» людям, принимающим решения? Первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости наведения порядка в фармацевтической промышленности. По его словам, проблемы, возникшие в федеральном Фонде обязательного медицинского страхования, наводят на более общую проблему – как обстоят дела в фармацевтической промышленности. «Одни жулики лекарства производят, другие жулики эти лекарства продают, а третьи жулики занимаются посредничеством, используя средства государственной программы. Надо наводить там порядок, в том числе с использованием уголовных процедур», – заявил первый вице-премьер. В понедельник, 27 ноября, президент РФ Владимир Путин, выступая на совещании с членами правительства, попросил главу Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова внимательней относиться к контролю за расходованием бюджетных средств. «Я вас прошу самым внимательным образом отнестись ко всему, что связано с исполнением закона и контролем за расходованием бюджетных средств», – сказал Путин. «Мы с вами знаем о тех проблемах, которые есть в Фонде обязательного медицинского страхования. Мне доложили, что Министерство оказывает всяческую помощь органам следствия. И я вас прошу вот таким образом и дальше выстраивать свою работу. Но и, разумеется, контролировать расходование средств по всем другим направлениям деятельности Министерства», – отметил глава государства. О том, как коррупционный скандал в ФОМС коснется льготников Красноярского края и какие последствия данного события ожидаются, размышляют влиятельные красноярцы.
Андрей ПАВЛОВ, директор красноярского государственного предприятия «Фармация»: «Перерасход федеральных бюджетных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в ноябре зафиксирован счетной палатой РФ на уровне более 20 миллиардов рублей. Ключевую роль здесь играют чиновники, курирующие здравоохранение: как в Москве, так и в регионах страны. В течение последнего года в краевых СМИ немало сказано и о скандальных чиновниках Красноярского края, успевших, несмотря ни на что, внести свою лепту в процесс растаскивания бюджетных средств, предназначенных для льготного лекарственного обеспечения. После того, как был принят 122-ФЗ о монетизации льгот, было ясно, что сам механизм обеспечения населения лекарствами порочен. Аресты в руководстве федерального ФОМС – это печальный итог монетизации. Однако остается вопрос о том, почему арестовали руководителей федерального фонда, но от наказания уходят те, кто такой механизм прописал в законе. Людей в крае лишили права выбора аптеки, лекарства, удобного обслуживания и права влияния на нерадивых чиновников. На высшем краевом уровне необходимо изучить состояние дел в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, обеспечить ясность, прозрачность и профессионализм в принятии управленческих решений, наладить взаимодействие сил здравой медицинской общественности». «Перерасход федеральных бюджетных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в ноябре зафиксирован счетной палатой РФ на уровне более 20 миллиардов рублей. Ключевую роль здесь играют чиновники, курирующие здравоохранение: как в Москве, так и в регионах страны. В течение последнего года в краевых СМИ немало сказано и о скандальных чиновниках Красноярского края, успевших, несмотря ни на что, внести свою лепту в процесс растаскивания бюджетных средств, предназначенных для льготного лекарственного обеспечения. После того, как был принят 122-ФЗ о монетизации льгот, было ясно, что сам механизм обеспечения населения лекарствами порочен. Аресты в руководстве федерального ФОМС – это печальный итог монетизации. Однако остается вопрос о том, почему арестовали руководителей федерального фонда, но от наказания уходят те, кто такой механизм прописал в законе. Людей в крае лишили права выбора аптеки, лекарства, удобного обслуживания и права влияния на нерадивых чиновников. На высшем краевом уровне необходимо изучить состояние дел в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, обеспечить ясность, прозрачность и профессионализм в принятии управленческих решений, наладить взаимодействие сил здравой медицинской общественности».
Сергей НАТАРОВ, депутат Законодательного Собрания: «Дело в том, что, в первую очередь, с учетом данного скандала, с учетом тех лимитов, средств, которые запланированы на Красноярский край, у нас возникла проблема с лекарственным обеспечением. И хотя это полномочия Федерации, но люди-то наши! Почему федеральный список лекарств менялся 12 раз? С обеспечением краевых льготников у нас нет никаких проблем: есть все препараты по утвержденному перечню. В рамках краевых конкурсов поставщиков лекарств, благодаря выгодным ценам, идет серьезная экономия бюджетных средств. Что касается федеральных льготников, то компания «РОСТА» не поставляет лекарства в полном объеме, так как она не знает, когда с ней рассчитается фонд. В администрации края создан штаб, рассматриваются варианты решения проблемы на уровне региона. Долг Федерации только по Красноярскому краю составляет порядка 600 млн руб. Правительство выделяет на оплату счетов за отпущенные препараты порядка 40 млрд руб. Не знаю, какой лимит средств поступит к нам. Ситуация сложная, нужно набраться терпения. Сегодня нет другого механизма обеспечения льготников лекарствами, кроме как через ФОМС. Поэтому контроль над ним усилится, ведь никаких изменений в системе не стоит ожидать».
Вадим СМИРНОВ, депутат Красноярского городского Совета: «Сама по себе коррупция недопустима, с моей точки зрения, во всех ветвях власти. Очень плохо, что сегодня сомнительная тень падает на людей, обеспечивающих финансирование системы здравоохранения Российской Федерации, что под подозрение попал высший эшелон руководства ФОМС. Степень вины определит суд, я не могу говорить о ней. Удручает то, что такая ситуация произошла, это априори недопустимо, и произошла там, где люди занимаются здоровьем. Думаю, что данная ситуация прямо или косвенно, конечно же, повлияет на работу как федерального, так и территориальных фондов медицинского страхования. Это не может не сказаться на нервозности работы территориальных фондов ОМС. В связи с происшествием может произойти задержка в технологии проведения, предположим, конкурсных торгов. Именно в конце года проводятся отборы поставщиков, обеспечивающих льготников бесплатными медпрепаратами. Специальные органы проведут проверки всех территориальных фондов ОМС. Я не исключаю возможности, что некие нарушения могут носить системный характер». «Сама по себе коррупция недопустима, с моей точки зрения, во всех ветвях власти. Очень плохо, что сегодня сомнительная тень падает на людей, обеспечивающих финансирование системы здравоохранения Российской Федерации, что под подозрение попал высший эшелон руководства ФОМС. Степень вины определит суд, я не могу говорить о ней. Удручает то, что такая ситуация произошла, это априори недопустимо, и произошла там, где люди занимаются здоровьем. Думаю, что данная ситуация прямо или косвенно, конечно же, повлияет на работу как федерального, так и территориальных фондов медицинского страхования. Это не может не сказаться на нервозности работы территориальных фондов ОМС. В связи с происшествием может произойти задержка в технологии проведения, предположим, конкурсных торгов. Именно в конце года проводятся отборы поставщиков, обеспечивающих льготников бесплатными медпрепаратами. Специальные органы проведут проверки всех территориальных фондов ОМС. Я не исключаю возможности, что некие нарушения могут носить системный характер». «Дело в том, что, в первую очередь, с учетом данного скандала, с учетом тех лимитов, средств, которые запланированы на Красноярский край, у нас возникла проблема с лекарственным обеспечением. И хотя это полномочия Федерации, но люди-то наши! Почему федеральный список лекарств менялся 12 раз? С обеспечением краевых льготников у нас нет никаких проблем: есть все препараты по утвержденному перечню. В рамках краевых конкурсов поставщиков лекарств, благодаря выгодным ценам, идет серьезная экономия бюджетных средств. Что касается федеральных льготников, то компания «РОСТА» не поставляет лекарства в полном объеме, так как она не знает, когда с ней рассчитается фонд. В администрации края создан штаб, рассматриваются варианты решения проблемы на уровне региона. Долг Федерации только по Красноярскому краю составляет порядка 600 млн руб. Правительство выделяет на оплату счетов за отпущенные препараты порядка 40 млрд руб. Не знаю, какой лимит средств поступит к нам. Ситуация сложная, нужно набраться терпения. Сегодня нет другого механизма обеспечения льготников лекарствами, кроме как через ФОМС. Поэтому контроль над ним усилится, ведь никаких изменений в системе не стоит ожидать». Прокуратура нашла серьезные нарушения в том, как производится финансовое обеспечение программы, поскольку именно за эту часть отвечает ФОМС. Подозрительно, что перечни и цены на льготные лекарства пересматривались несколько раз. Предполагается, что бюджетные деньги, выделенные на программу, перетекали и в карманы представителей ФОМС. Введенный с февраля нынешнего года порядок, обязавший врачей выписывать рецепты на лекарства по международным непатентованным наименованиям, полагает следствие, стал для этого отличной лазейкой, ведь под одним названием значатся многочисленные торговые марки разных производителей. Такая неопределенность, полагают прокуроры, создала условия для неконтролируемого списания программных денег и, конечно же, их «перерасхода». Подтвердится эта версия или нет – станет ясно позже. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан в 1991 году, когда был принят закон о медицинском страхованииграждан России. Бюджет фонда формируется за счет страховых отчислений предприятий и организаций. Ежегодный бюджет фонда принимается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом. Фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования населения. Это означает, что наряду с бюджетными поступлениями, за счет средств фонда работает вся государственная бесплатная медицина – поликлиники, больницы, роддомы. Также фонд финансирует целевые программы, в том числе с 2005 года и программу обеспечения льготников лекарствами. |