Борис ГАЛИЧ, ново(не)годующий Между Че Геварой и Че бурашкой В конце ушедшего 2011-го Марина Влади согласилась прокомментировать восхваляемый Никитой Высоцким, старшим сыном великого барда и актёра, фильм про «живого» Владимира Высоцкого, охарактеризовав картину «Высоцкий. Спасибо, что живой» низкопробным продуктом киноиндустрии и страшным грехом, который совершил его старший сын, использовав для картины силиконовую копию с посмертной маски Владимира Высоцкого. Марина Влади назвала «киношедевр» по сценарию Никиты Высоцкого настоящим оскорблением для его отца. Также она считает, что данный фильм про любимого когда-то ею Володю Высоцкого скандален по сути и аморален, поскольку оскорбляет чистые чувства к Высоцкому всех тех, кто благотворил и благотворит к нему как к личности. «До сих пор я отказывалась об этом говорить, ибо считаю, что эта картина оскорбляет Высоцкого, его искусство, его память, а также нашу общую жизнь. Она была создана с помощью его старшего сына. Это уже меня шокировало. И я видела, как сын хвастается тем, что, добиваясь для актёра наибольшего сходства с Высоцким, они сделали копию из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально, а даже страшно. Это аморально и неэтично. И если бы я была верующей, я сказала бы, что это грех. Я в отчаянии и в печали». Марина Влади – единственная женщина, которую любил и которой благоволил до самой смерти Владимир Высоцкий, – имеет право на столь категоричные слова. Многие кинокритики согласны с ней, считая данный фильм по сценарию Никиты Высоцкого неким мщением отцу за его порочные связи с чужой для Никиты женщиной из Парижа, которую, невзирая ни на кого, до смерти любил его отец, любил больше, чем старшего сына, который и решился на вышеозначенный грех. Так или иначе, неисповедимы пути не только господни, но и нравы толпы. Согласно данным опроса общественного мнения, проведённого «Левада-центром», российская картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» у нас в стране стала лучшим фильмом в 2011 году, опередив по популярности блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар». В рейтинге лучших картин года каждый десятый россиянин (10%) поставил фильм Петра Буслова на первое место. Остальные места в пятерке самых популярных картин заняли, согласно этим данным, эпопея Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2», фантастическая лента «Аватар», новогодняя комедия Тимура Бекмамбетова «Ёлки-2» и вампирская сага «Сумерки». Что ж, нам ещё долго придётся ждать уравновешенного, спокойного отношения к Высоцкому, его творчеству и жизни. По крайней мере, при жизни моего поколения это нам точно не светит. Как бы цинично это ни звучало, надо подождать, пока сойдут в могилу и его современники, и их дети. Должны умереть и те «сказочники», которые творили легенду о Высоцком, и те малопочтенные другие, которые смешивали его имя с грязью и при жизни, и после смерти. И должно уйти в инобытие поколение детей, не знавших его, но свято веривших в эти сказки. Лично я шёл в кино «на Высоцкого», имея самое общее и приблизительное представление о том, что увижу. Надеялся, что мне, тупому, покажут, за что же был обласкан всенародной любовью этот баловень судьбы. Показали… Глаза б мои не видели. 1979 год. Пока ещё Советский и какой ни есть, но всё-таки Союз. В смертельной схватке сошлись кровавая гэбня и слабые ростки будущей светлой жизни – из алкогольного угара и наркотических грёз, левых концертов и беготни от одной бабы к другой, пробивающиеся сквозь железобетон тупого совкового «низзя». Уставший от жизни такой борец за светлое будущее и просто рубаха-парень Владимир Семёнович Высоцкий, возвращаясь домой, видит абсурдную картину: его хотят упечь в больницу якобы его же пользы ради. На носу поездка в Париж (как выяснится позже – ради лечения в закрытой наркологической клинике), но в разговоре с пока ещё женой по имени Марина герою не хватило духу сказать ей правду. Поездке предшествует концертная гастроль в Узбекистан, где с героем случается серьёзная беда. Вынужден признать: фильм жестоко не соответствует названию. В нём нет Высоцкого – есть маска, надетая непонятно на кого. Есть несколько обрывков его песен. Есть свита, которая «делает» короля, выдаивая из него всё, что можно, подставляя его и бросая при случае. Есть злые супостаты в штатском. И есть добрая тысяча статистов, пытающихся изобразить людей, гордящихся своей страной и тянущихся к прекрасному. Сюжет плохого блокбастера, в котором орда выехала на имени не чужого им таланта. Выхожу из зала. Вокруг снуют мальчики-девочки в фойе и тёти-билетёрши в красных футболках с оттрафареченным а-ля Че Высоцким в три четверти – явный признак маркетинговой идиотии. Высоцкий занял место где-то между Че Геварой и Че бурашкой. Тем, кому Высоцкий безразличен, смотреть этот фильм не рекомендую. Тем, кому дорог, – и того крепче. И перестаньте, други, гадать на кофейной гуще, на чью физию резиновую маску напялили. Поймите: развели вас… P. S. А сайт у этого фильма презанятный: с множеством фотографий и звуковых документов, запечатлевших не гомункулуса в маске, а живого человека – Владимира Высоцкого. Таким, каким он был. И таким, каким его помнили или, напротив, не знали миллионы.
|