«Если какая-нибудь группа, поклоняющаяся белым пингвинам, заявит, что их оскорбили, назвав пингвинов как-то не так, и подаст в суд на другую религиозную группу, начнётся полная вакханалия».
Сергей РЯХОВСКИЙ, епископ.
ТНК-ВР: по пути прозрачности и открытости с партнерами
ТНК-ВР продолжает следовать по пути открытости и диалога с контрагентами и партнерами. В нефтяной компании уверены: только честные и доверительные отношения с подрядчиками могут сделать процессы контрактования более эффективными. Такой подход имеет плюсы как для нефтяников, так и для подрядчиков: ТНК-ВР выбирает лучших – тех, кто готов соответствовать условиям, которые выдвигает одна из крупнейших российских компаний, а подрядчики получают четкие правила игры и уверенность, что их не подведут с расчетами .
Современные бизнес-условия диктуют необходимость диалога между всеми сторонами для поиска эффективных решений – эта истина, которая вроде бы не требует доказательств, сложна в применении. Особенно когда речь идет о российском бизнесе и когда тем, кто заказывает работы, выступает большая нефтяная компания, ежегодно расходующая на закупки порядка $7,5 млрд, из них 6 млрд – на оказание разного рода услуг. В планах ТНК-ВР – комплексное освоение нефтегазовой провинции Ямала, целая серия проектов разработки месторождений, также приоритетным направлением остаётся модернизация РНПК. Понятно, что для реализации амбициозных планов потребуется большое число подрядчиков и контрагентов, которые должны понимать правила работы с третьей по объемам нефтяной компанией России. И эти отношения должны быть максимально честными и открытыми, построенными на рыночных условиях в диалоге сторон. Поэтому ТНК-ВР уже третий год жестко и последовательно проводит политику прозрачности и открытости в отношениях с подрядчиками. Она подразумевает повышение эффективности процедур контрактования за счет введения новых инструментов управления эффективностью закупок, привлечения подрядчиков через новые формы презентации проектов – роад-шоу, круглые столы, конференции. И эти формы постоянно совершенствуются. Так, в этом году, по заявлению вице-президента ТНК-ВР, руководителя управления системой снабжения бизнес-направления «Разведка и добыча» Ольги Малышкиной, подрядчиков ждут новации. Во-первых, нефтяная компания готовится перейти на систему привлечения комплексных подрядчиков, способных реализовывать проекты «под ключ» (система EPC контрактов). «Кроме этого, уже стандартизировали большую часть договоров и планируем закончить данный процесс в следующем году. Вторая цель – демонополизация сферы заказов, чтобы доля одной компании на определенном рынке не превышала 40%. Третье нововведение – так называемые ценовые коридоры, которые определяют верхнюю и нижнюю границы стоимости в зависимости от вида выполненных работ и региона», – рассказала Ольга Малышкина. Помимо этого приоритетом Компании является лидерство в вопросах бизнес-этики. Так, выступая на Третьем слёте подрядчиков, который прошел в середине сентября в Москве, исполнительный директор ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Герман Хан призвал контрагентов и партнеров безусловно соблюдать высокие стандарты ТНК-BP и быть нетерпимыми к нарушению бизнес-этики. Все эти меры направлены на то, чтобы подрядчики понимали, что в лице ТНК-ВР они получают понятного и предсказуемого партнера, следующего нормам бизнес-этики. Продолжат работу и конфликтные комиссии, отмечает исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ТНК-ВР Анатолий Темкин. Этот механизм повышения прозрачности уже зарекомендовал себя: «3а 2012 год количество жалоб увеличилось более чем в два раза, при этом решения примерно в 40% случаев выносились в пользу именно подрядчиков». Конфликтные комиссии – это только одно из направлений в комплексе мер по борьбе со злоупотреблениями и нарушениями корпоративной этики. Для этих же целей – сделать отношения понятнее, а процессы эффективнее – служат круглые столы с подрядчиками, роад-шоу, а также интернет-сайт для общения с контрагентами – http://contractors-forum.tnk-bp.ru. Отметим, что сами подрядчики к такой позиции ТНК-ВР в работе относятся с уважением. Так, Александр Лавриненко, генеральный директор ООО «Реминдустрия» (подрядчик ОАО «Саратовский НПЗ») отмечает жесткость требований компании, но при этом и возможность всегда обсудить процесс ценообразования: «Нам нравится, что ценообразование прозрачно, и оно всегда понятно, при этом подрядчик всегда может высказать свое мнение. Импонирует, что позиция ТНК-ВР – выбирать в партнеры сильные и добросовестные компании и что никогда от контрагентов не отмахиваются. Да и платят всегда вовремя, что в наше время немаловажно». Таким образом, прозрачность и понятность отношений выгодны всем. Доверие и добросовестность сторон, внедряемые ТНК-ВР во взаимоотношениях с подрядчиками, тем более актуальны для российского рынка в связи со вступлением России в ВТО, где требования открытости являются естественной нормой бизнес-поведения. И потому ТНК-ВР двигается и будет двигаться в направлении открытости и добросовестности во взаимоотношениях с компаниями-партнерами.