«Если какая-нибудь группа, поклоняющаяся белым пингвинам, заявит, что их оскорбили, назвав пингвинов как-то не так, и подаст в суд на другую религиозную группу, начнётся полная вакханалия».
Сергей РЯХОВСКИЙ, епископ.
Тарас ЯСКЕВИЧ:
«Бизнес в России нуждается в серьёзной защите»
«Конкурент» беседует с кандидатом на должность бизнес-омбудсмена Красноярского края.
Тарас Яскевич – заместитель председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. Недавно он был выдвинут на должность бизнес-омбудсмена. Его коллеги уверены, что он достойно справится со сложными, но жизненно важными обязательствами по защите прав бизнесменов.
– Тарас Владимирович, как возникло решение создать такую должность, как уполномоченный по защите прав предпринимателей? – На последнем Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин заявил о том, что в России будет создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Вопросы повышения инвестиционной привлекательности России, внутреннего делового климата обсуждаются уже давно. В качестве основных барьеров на пути эффективного ведения бизнеса в нашей стране и чиновники, и сами предприниматели единодушно называют высокий уровень коррупции и административные барьеры. Решением этих проблем и ограничений должен как раз заниматься уполномоченный по правам бизнес-сообщества. Обсуждение этого вопроса началось гораздо раньше. В феврале этого года на 19-м съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Путин, тогда в ранге премьер-министра, совместно с предпринимательским сообществом обсуждали механизм создания должности и компетенцию такого уполномоченного. – Насколько актуальны вопросы защиты предпринимателей для Красноярского края? – Думаю, что создание такого института на территории нашего края сможет должным образом координировать работу государственных органов, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, правоохранительных органов – с одной стороны. А с другой – работу предпринимателей. Получится некий «судья» или медиатор по урегулированию конфликтов между этими органами и бизнесом. Когда государственные органы осуществляют свои разрешительные, контрольные, надзорные функции, порой создаётся впечатление, что основной их задачей является прекращение деятельности предпринимателей. Между тем их работа должна направляться на то, чтобы, в первую очередь, предприниматель осуществлял свою деятельность, во вторую очередь, чтобы он выпускал продукцию и оказывал услуги качественные и безопасные для жизни и здоровья людей. Но при этом добросовестный предприниматель не должен становиться мальчиком для битья, который обязан ходить по строго определённой полосе, а «шаг влево, шаг вправо» вовсе не должно означать «расстрел». Мы под предпринимательской деятельностью понимаем в том числе и свободу договора, и свободу передвижения товаров и услуг, и свободу предпринимательской деятельности. Мешать вариативности, многообразию работы предпринимателя нельзя. Предпринимателям нужно помогать осуществлять их деятельность, в том числе и со стороны контролирующих органов. И уж если предприниматель где-то каким-то образом оступился, то задача контрольного, надзирающего органа – осуществить профилактические меры для предпринимателя, предупредить его об этом. И лишь в том случае, если мы увидим неоднократные нарушения законодательства в ходе предпринимательской деятельности, можно вести речь о реальном наказании такого предпринимателя. Но на сегодняшний день надзорные органы совершенно по-другому свою работу выполняют – действуют не профилактическими методами, а сразу карательными. В такой ситуации о каком же развитии предпринимательства, о каком прогрессе бизнеса, о каком росте экономического благосостояния края можно говорить? Поэтому работа уполномоченного по защите прав предпринимателя будет также направлена на профилактику нарушений законодательства со стороны предпринимателей и на формирование правоприменительной практики в работе органов надзора и контроля за деятельностью предпринимателей. – В каких случаях предприниматель сможет обратиться к бизнес-омбудсмену? – Предприниматель имеет право обращаться за помощью и защитой в любых случаях, когда понимает, что его права нарушаются каким-либо органом власти: разрешительным, контролирующим или надзирающим. И тогда уже уполномоченный определит, насколько права предпринимателя нарушены, насколько правомерно поступил орган власти. – Каким образом уполномоченный станет проводить экспертизу деятельности предпринимателя и действий в отношении него государственных органов? – Деятельность омбудсмена на сегодняшний день показывает, что для экспертной оценки той или иной ситуации активно привлекаются общественные объединения, связанные с поддержкой и защитой бизнеса: это Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация юристов России и другие экспертные бизнес-сообщества. Сегодня базой для работы бизнес-омбудсмена как раз являются организации в области защиты бизнеса. В дальнейшем, надеюсь, эта помощь также сохранится со стороны данных объединений. Но вместе с тем будет активно работать аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, который непосредственно станет разрабатывать алгоритмы действий по определённым видам предпринимательской деятельности при работе с органами надзора и контроля, в которых будет указано, на что, например, необходимо обращать внимание при проведении проверки. Применение на практике таких алгоритмов позволит оптимизировать и деятельность предпринимателей, и деятельность органов власти. – В настоящее время идет подготовка закона об уполномоченном по защите прав предпринимателей. Возможно ли как-то повлиять на формирование закона, чтобы впоследствии он реально решал проблемы, а не оставался бумагой? – Да, можно. Проект закона размещён на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в разделе «Антикоррупционная экспертиза». Российский союз промышленников и предпринимателей уже представил свои предложения в данный законопроект. Бизнес-омбудсмен должен быть наделен значительными правами, вплоть до приостановки действий государственных органов в отношении предпринимателей. Разумеется, возникла полемика: раз надзорный орган выписал предписание, значит, он на чём-то основывался, и почему уполномоченный по защите прав предпринимателей будет иметь право приостанавливать действия государственного органа до вынесения решения судом? Я считаю необходимым установить эту норму. Нередки случаи, когда предприниматель обжалует акт государственного органа и затем выигрывает суд. Но с учётом сроков, установленных законодательством для рассмотрения таких споров, деятельность предпринимателя может просто прекратиться. Есть очевидные вещи, когда, например, запрещается эксплуатация опасных объектов ввиду нарушения норм их эксплуатации, техники безопасности. Но когда проверяющие органы вставляют палки в колеса предпринимателю, который ведёт свою деятельность законно, в этих случаях как раз необходимо вмешиваться и применять процедуру приостановки. Пусть эта процедура будет – и уже правоприменительная практика даст ответ, насколько эффективно она применяется. – Недобросовестные предприниматели вряд ли станут обращаться к бизнес-омбудсмену. – Думаю, да. Вряд ли кто-то из таких предпринимателей будет показывать суть своей деятельности. Добросовестным предпринимателям, которые много лет в бизнесе либо, напротив, только начинают его и при этом в чём-то заблуждаются, – таким предпринимателям нужно помогать. Омбудсмен не должен защищать тех предпринимателей, которые сами нарушают закон. Предприниматель обязан вести свою деятельность законно в целях качественного удовлетворения нужд потребителя. Всё должно быть в норме: и качество, и сроки, и гарантия. Но если предприниматель где-то и нарушил законодательство, необходимо смотреть – а был ли у него умысел для его нарушения. Надо разбираться, почему предприниматель пошёл на ведение деятельности с нарушением закона, при каких обстоятельствах. Если с тем, чтоб просто себя обогатить и наплевать на всех остальных, то я не думаю, что такой предприниматель попадёт под защитные действия уполномоченного по защите прав предпринимателей. – Очень часто приходится слышать о злоупотреблениях правоохранительных органов в отношении предпринимателей, об использовании их как средства для захвата бизнеса. Сможет ли бизнес-омбудсмен реагировать на эти ситуации? – В этих случаях необходимо оценивать конкретную ситуацию. Если она будет уходить в сферу уголовного, судебного преследования предпринимателя, то принятые решения судов и следственные действия правоохранительных органов могут стать объектом экспертизы для омбудсмена. Одним из направлений деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей должна стать защита предпринимателей от произвольного применения уголовного кодекса. Ведь уже не секрет, что порой правоохранительные органы возбуждают уголовные дела по чьей-то наводке, в целях захвата бизнеса. Практика федерального бизнес-омбудсмена показала, что в отношении ряда предпринимателей были пересмотрены решения судов, и они были освобождены от уголовного преследования, от отбывания реальных сроков наказания. Кроме этого, необходимо нарабатывать практику применения 169-й статьи уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, для того чтобы государственные органы, правоохранительные органы вырабатывали адекватную – основанную на законе – позицию в отношении тех или иных своих действий, связанных с деятельностью предпринимателей. Сегодня каждый орган трактует свои полномочия в свою же пользу – и нередко они в достаточно извращённом виде отражаются на деятельности наших предпринимателей. Отсюда и многочисленные проблемы у всего российского бизнес-сообщества. Решение подобных проблем также будет одним из направлений деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей. – А в решение каких вопросов бизнес-омбудсмен не вправе будет вмешаться? – Напрямую бизнес-омбудсмен не должен вмешиваться в работу органов следствия, дознания, прокуратуры, то есть в уголовно-процессуальную деятельность. Вместе с тем он сможет принимать участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, контроля. Бизнес-омбудсмен должен быть наделен полномочиями по обращению в суд о защите нарушенных прав предпринимателей, о признании недействительными либо незаконными нормативных или ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права предпринимателей. – Будет ли создан краевой сайт для обращения граждан с вопросами к уполномоченному по защите прав предпринимателей? – Да, сайт должен быть создан. Любой предприниматель сможет зайти на него и обратиться к омбудсмену с целью решения своих проблем. На сайте можно будет, во-первых, прочитать о полномочиях и задачах бизнес-омбудсмена, во-вторых, если у предпринимателя есть вопросы или его права нарушаются, оставить сообщение для последующей связи с ним и уточнения тех или иных моментов, связанных с его деятельностью. В-третьих, один из разделов этого интернет-ресурса должен содержать примеры практического разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и органами власти и местного самоуправления. – В каких-либо других ведомствах есть ли должности, подобные омбудсмену по защите прав предпринимателей? – Одновременно с созданием должности уполномоченного по защите прав предпринимателей генеральная прокуратура создала отдельное направление в ранге заместителя прокурора Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Прокуратура создала свой аналог бизнес-омбудсмена, но у прокуратуры при этом есть действующий закон и многочисленные полномочия. На мой взгляд, уполномоченный совместно с прокуратурой сможет эффективно взаимодействовать и оперативно реагировать на те или иные ситуации, связанные с защитой прав предпринимателей. В прокуратуре Красноярского края отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей уже образован. – Вам известно, насколько успешен опыт работы бизнес-омбудсмена в других регионах, где он уже официально назначен? – Ещё до того, как Владимир Путин объявил о намерении создать уполномоченных по защите прав предпринимателей, в ряде регионов России такие должности уже были созданы. Например, в Ульяновской области в 2011 году был образован данный институт. Но, посмотрев законодательство, я не увидел достаточно эффективных способов и методов, которыми может пользоваться уполномоченный, чтобы восстанавливать либо защищать нарушенные права предпринимателей. Там полномочия сводятся лишь к сбору информации, её обобщению, анализу и уведомлению различных государственных органов, органов местного самоуправления о неправомерности их действий, с предложением восстановить нарушенные права предпринимателей. Я считаю, что это не вполне эффективно. Нужны конкретные полномочия, с тем чтобы иметь конкретный результат по мере применения этих полномочий. – Что ещё сможет сделать работу уполномоченного по защите прав предпринимателей действительно эффективной? – Необходимо, чтобы статус и полномочия бизнес-омбудсмена были адекватны полномочиям тех органов государственной власти и местного самоуправления, от которых предприниматель будет защищаться с помощью уполномоченного по защите прав предпринимателей. Тогда его деятельность будет по-настоящему результативной. Это достаточно серьёзная работа – и важно, чтобы она не была сведена к «маячковой» деятельности. Ведь сегодня многие вообще боятся начинать свой бизнес, видя то, каким образом применяется законодательство, как искажается его изначальный смысл, как страдают другие предприниматели. От работы бизнес-омбудсмена будет зависеть очень многое: улучшение делового климата у нас в стране и в крае, а значит, развитие предпринимательства.