«Все подобные суждения - греховны. Только Всевышнему известно, когда наступит этот день».
Рамзан КАДЫРОВ, глава Чеченской Республики, о дате «конца света».
Галина ВИШНЕВСКАЯ: она просто уехала на гастроли…
Сегодня ровно девять дней, как не стало великой оперной дивы.
(фото главное)
Про неё говорили – настоящая женщина. Ею восхищались. Ей завидовали. Её боялись – она могла сдвинуть брови или сжать губы, презирая слабости. Она была очень сильной и беспредельно требовательной, в первую очередь – к себе. И вот её больше нет.
За полтора года пять раз болела пневмонией
Блистательная оперная певица скончалась 11 декабря. Родные говорят, что в последние годы болезни как будто преследовали её, особенно после смерти мужа – Мстислава Ростроповича. За полтора года, как его не стало, Вишневская пять раз болела пневмонией. А накануне вернулась из Германии, где тоже проходила лечение. Она умерла дома в присутствии дочерей – Елены и Ольги Ростропович. Прощание с певицей состоялось в Центре оперного пения, а похоронили её на Новодевичьем кладбище, рядом с супругом, которого она пережила на пять лет. Галина Вишневская после этой утраты всегда говорила: «Слава просто уехал на гастроли». Будем считать, что и Вишневская тоже на гастролях. Тем более что её ученики, которых певица тщательно отбирала по всей стране, в этот же день отправились в Саров. График гастролей был расписан самой Галиной Павловной. И нарушать его, как и другие заветы Вишневской, в Центре никто себе не позволяет. Кстати, на гражданской панихиде ученики пели для неё. Кроме того, в последний путь Вишневскую проводили вдова первого президента РФ Наина Ельцина, оперная певица Тамара Синявская, директор Центра оперного пения Галины Вишневской Елена Опоркова, Любовь Слиска, ректор Московской консерватории Александр Соколов и другие близкие, коллеги и поклонники певицы. «Она смотрела вперёд. Она на самом деле сделала это наследие, которое грех потерять. Это особая совершенно способность подойти к зрелому музыканту и вывести на орбиту, которую она могла представить. Ее школа, Центр оперного пения, – это то, что вместе с консерваторским образованием являет совершенно уникальную сторону нашей отечественной музыкальной культуры», – сказал ректор Московской консерватории Александр Соколов. В том, что в Центре Вишневской будут по-прежнему удивлять, открывать новых звёзд, никто не сомневается.
Детство, полное страшных испытаний
Родилась Галина Павловна Иванова (девичья фамилия Вишневской) 25 октября 1926 года в Ленинграде. Борьба за жизнь началась для неё в шесть недель от роду, когда мать взвалила тяготивший груз воспитания на бабушку. Родители, по словам Вишневской, всегда оставались для неё чужими: отец, уезжая из блокадного Ленинграда с новой женой, оставил дочь замерзать, а мать после 13 лет разлуки попросту не узнала её при встрече. Детство Вишневской, как оно описано в её автобиографии, могло бы стать ещё одной повестью русского писателя времён Достоевского и Толстого. Бесконечная череда страшных испытаний, физических и психологических – и всякий раз чудесное спасение, дававшее силу жить дальше. В 1944 году она поступила в Ленинградский областной театр оперетты, в хор, затем стала исполнять сольные партии. В 1950-м встретила главную и фактически единственную учительницу в своей жизни – Веру Николаевну Гарину, у которой стала брать уроки пения, уйдя из театра. За два года Гарина сумела сделать из талантливой девушки профессиональную певицу. А вскоре судьба дала ей уникальный шанс. В мае 1952-го, гуляя по Невскому, Галина Павловна обнаружила афишу, уведомлявшую о конкурсе в Молодёжную труппу Большого театра. Напросилась спеть без предварительной записи, произвела фурор, пробудив от спячки уставшее жюри, и уже через неделю ехала в Москву. В Большом театре она исполнила более 30 партий. Это самые главные, самые «козырные» женские партии, признанные эталонными во всём мире: Татьяна из «Евгения Онегина», Лиза из «Пиковой дамы», Купава из «Снегурочки» Римского-Корсакова. Она была потрясающей Донной Анной в «Каменном госте» Даргомыжского, невероятной Аидой в одноимённой опере Верди… Спустя десять лет именно роль Аиды стала её дебютной ролью в лондонском Ковент-Гардене и нью-йоркской «Метрополитен Опера». От её мадам Баттерфляй зрители сходили с ума, а в «Тоске» она пела так, что на спектакль ходили не раз и не два… В 1974 году Вишневская уговорила мужа написать заявление на двухлетний отъезд за границу. Американские и европейские импресарио приняли диссидентов с распростёртыми объятиями. Разумеется, в Советском Союзе не могли не отреагировать: имена Ростроповича и Вишневской стали вымарывать с пластинок, из энциклопедий и кинофильмов. В 1978-м специальным указом Верховного Совета они были лишены советского гражданства ещё и за то, что оказывали поддержку опальному Александру Солженицыну. Четыре страны тут же предложили супругам стать своими гражданами, но они отказались. Не приняли они и гражданство СССР, возвращённое в 1990-м по решению Михаила Горбачёва. Ростропович и Вишневская ощущали себя и воспринимались другими как «граждане мира». Но Галина Павловна всегда говорила: «Я всю жизнь себя русской чувствую. По своей сущности, по своему происхождению, по своему искусству, по своему дарованию – то, что Бог мне дал, – я русская певица!» На завершение карьеры в 1982 году Ростропович преподнёс жене «утешительный» подарок: имение в США, недалеко от православного монастыря в Джорданвилле, назвав его Галино и добившись, чтобы этот топоним попал на все официальные карты Соединённых Штатов. После ухода с оперной сцены Вишневская блистательно играла в театре (МХТ имени Чехова, роль Екатерины Второй), снималась в кино. Ей не зря доставались царственные роли. Все, кому выпадало счастье общаться с Галиной Павловной или хотя бы столкнуться, говорили, что это была настоящая Царица.
(фото) Лиза в опере «Пиковая дама».
Вышла замуж на четвёртый день знакомства
Имя Галины Вишневской было неразрывно связано с именем её мужа – музыканта, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, скончавшегося в апреле 2007 года. Однако до этого брака у певицы было ещё два. В первый раз она вышла замуж в 17 лет за морского офицера Георгия Вишневского. «Уже через неделю стало ясно, что брак наш – ошибка, – писала Галина Вишневская в автобиографии. – Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы шла на сцену. Он ревновал меня даже к старику педагогу, подкарауливал на улице, чтобы увидеть, с кем я выхожу». Они прожили всего два месяца, но при разводе будущая оперная звезда оставила красивую и звучную фамилию мужа. В Ленинградском областном театре оперетты, куда Вишневскую привела знакомая, она познакомилась с его директором Марком Рубиным. Он был старше её на 22 года, но это не помешало им стать мужем и женой. В 1945 году у них родился сын Илья. В два с половиной месяца он скончался от пищевого отравления. С Марком Рудиным певица прожила почти 11 лет. А потом она встретила Ростроповича. Это случилось в 1955 году в Праге, на фестивале молодёжи и студентов. «В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг – высокая стена. Ростропович говорит: «Давайте перелезем через забор». Я в ответ: «Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?» А он мне: «Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю». Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: «Давайте сюда!» – «Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошёл!» Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась». Ей понадобилось всего четыре дня, чтобы понять, что ей нужен он и никто другой. Спустя четыре дня после знакомства они поженились. Так родилась одна из самых ярких и самых известных, самых звёздных пар в мире, прожившая вместе 52 года. В 1956 году Галина Вишневская родила дочь Ольгу, спустя некоторое время вторую дочь – Елену. Ольга сейчас руководит Фондом Ростроповича, который выдает стипендии талантливым детям из малоимущих семей, а Елена – Фондом Ростроповича и Вишневской, который помогает оплачивать медицинскую помощь. Дочери подарили Галине Павловне шестерых внуков. 1 декабря, за десять дней до смерти, Вишневская стала полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Правда, до вручения она не дожила.
(фото) Галина ВИШНЕВСКАЯ, Мстислав РОСТРОПОВИЧ и их дочери Ольга и Елена. 1959 год.
> В 1984 году Галина Вишневская написала книгу «Галина», которая была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы перестройки. 24 октября 2011 года певица представила новое издание книги: «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею. > В 2002 году певица открыла Центр оперного пения Галины Вишневской, а чуть позже стала председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов. > В 2006 году режиссёр Александр Сокуров специально под Галину Вишневскую написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль, за что была удостоена премии «Белый слон».
(фото) Татьяна в опере «Евгений Онегин».
«Во мне было чувство протеста» (Фрагменты интервью с Галиной Вишневской)
– Чем-то кроме работы вы любите заниматься? – Ничем не люблю. Я люблю свою работу. Я одержима совершенно этим. Во мне ещё так много неизрасходованных всяких проектов, я должна их отдать. Вот пока я это всё не отдам, я не успокоюсь, я буду работать, как ненормальная. – Когда уезжали из СССР, не было ощущения, что когда-нибудь сюда вернётесь? – Никогда! Если б мне сказали до 90-го года, что мы будем здесь, вплоть до «отруби мне руку», не поверила бы. – А помните своё первое ощущение, когда вернулись в Россию? – Не знаю... Всё равно во мне было чувство протеста. Я не хотела ехать сюда. Слава поехал с оркестром. Но так как тут вышел указ – вернуть советское гражданство Ростроповичу и мне (мы его, кстати, не приняли), то через Японию я с ним вместе прилетела сюда. – Что, по вашему мнению, происходит с театром страны вообще и с оперным театром в частности? – И оперные, и драматические театры – проблема одна. Во-первых, на мой взгляд, их очень много. Я бы закрыла большой процент театров. Не может такое количество театров быть наполнено хорошими артистами. Сейчас-то ведь просто любительские спектакли – то, что мы видим. Поэтому упал вкус у публики, упали требования. – Но Большой театр – это довольно мощная организация. – Была! – А с ним-то что происходит? – Не знаю, можно ли назвать катастрофой то, что сейчас происходит в Большом театре, может быть, это слишком сильное слово, но очень неблагополучное положение. Во-первых, когда открыли границы, певцы, которые сидели прикованные к одному месту, все кинулись, куда только можно. Чтобы просто заработать. Потому что такие мизерные, нищенские ставки в Большом театре. На это жить невозможно. И кто остался? Там нет артистов просто сегодня. Он оказался пустым. Бесплатно туда идут работать бездарности. А если человек обладает голосом, талантом, он бесплатно работать не хочет уже. У него есть другое место, куда он уедет. Вот проблема Большого театра: амбиции, гонор остался, а наполнить это уже нечем. – Как, по вашему мнению, можно спасти ситуацию? – Вы знаете, что бы я сделала? Я сделала бы так, как было в Императорском театре. Посмотрите, что там было! Ведь тоже сидели артисты, как прикованные к царю-батюшке. Но это должно быть всё на высоте, это национальное достояние, это гордость народа, и государство обязано на очень высоком уровне его содержать. Это мой взгляд на это дело. – В своей автобиографии вы вспоминаете, как в 37 лет к вам приходила смерть. Вы тогда сказали ей вернуться через 30 лет. – Ну вот не пришла. – А вы ждали? – Конечно, ждала, что что-то произойдет. Но с тех пор ничего такого не было. – Вы боитесь её, смерти? – Нет.
Вероника МАХОТИНА, джазовая певица (Красноярск):
– Галина Вишневская была очень яркой личностью. Поют многие, но далеко не все из них сильны характером, обладают ярким мировоззрением. Благодаря препятствиям, с которыми столкнулась ещё в детстве, она стала сильной, харизматичной женщиной, человеком слова и дела. Вишневская пользовалась большим авторитетом у российского руководства. Была независимой в суждениях и имела гражданскую позицию. Вместе с мужем они поддержали опального Солженицына. Эмигрировав за рубеж, Ростропович и Вишневская обрели всемирную славу и значительное состояние, действительно стали «гражданами мира». В последние годы жизни она передавала свои знания ученикам в лично ею созданном Центре оперного пения на Остоженке в Москве. Человек щедрой души и благородства, она ушла навсегда. Очень жаль.
Вера БАРАНОВА, заслуженная артистка России (Красноярск):
– Галина Вишневская – ум, честь и совесть всего высокого, классического искусства. Она – эталон и носитель этого искусства. Свои идеалы никогда не предавала и не продавала. Получив успех и признание во всём мире, она могла бы жить только для себя. Но эта уникальная во всех отношениях женщина-глыба вернулась в Россию, создала свою школу и стала передавать свой богатый опыт и знания ученикам. Оставалась в здравом уме до своих последних минут. Её открытость и энергия поразительны. Вишневская достойна преклонения и вечной памяти. Я её очень уважаю и ценю.
Спартак КАЛИНИН, арт-директор клуба живой музыки «Live’r’Pool» (Киров):
– Галина Павловна Вишневская – великая женщина, сумевшая, как мне видится, максимально самореализоваться как в творчестве, так и в личной жизни. Оставила после себя несметные богатства: бесподобные роли в театре и кино, мировую славу красивой, талантливой и сильной русской женщины, благодарных воспитанников и поклонников, опыт достойной долгой жизни. Теперь нам, осиротевшим, не растерять бы этого богатства в суетной погоне за иллюзиями. Лучше всех Анна Ахматова сказала о Вишневской в своем стихотворении-посвящении: «И такая могучая сила Зачарованный голос влечёт, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлёт».
Иоланта ВОРОНОВА, руководитель ансамбля гитаристов «Элита» (Киров):
– Галина Вишневская... Хоть и прожила долгую, в том числе творческую, жизнь, но смерть таких великих людей, как она, всегда внезапна, ибо к смерти никогда не привыкнешь... Галина Вишневская – гордость российской и мировой оперной сцены. Как профессиональный музыкант могу сказать, что её вокальные данные феноменальны, а талант – воистину от Бога! Обладательница удивительного сопрано, необычайно красивая женщина! Её голос лично я могла слушать бесконечно. Учась в музыкальном колледже, а потом в консерватории, слушали оперные партии в ее исполнении и восхищались! Ушла Галина Вишневская – и унесла с собой целую эпоху...
Оксана ФОМИНЫХ, главный редактор газеты «Навигатор» (Киров):
– Когда-то мне попалась книга «Галина», которую Галина Павловна Вишневская писала сразу после выдворения их с Ростроповичем из Союза, после этой «показательной порки» с лишением гражданства. Книга удивительная в своей ярости и искренности. И сегодня к этому главному автобиографическому источнику обратились почти все медиа, что вполне объяснимо – ведь как можно еще найти слова не имевшим счастья личного знакомства с этой фееричной, мощной, гениальной женщиной, если не дать слово ей самой? «Что и говорить, характерец у меня, конечно, был не сахар. Но, кроме всего, с раннего детства, будучи подкидышем, я должна была защищать свое место в жизни. Если же ставила перед собой цель – то шла напролом, отстаивая свою правду, свое право». И благодаря этому неутомимому характеру, возможно, даже гораздо больше, чем неоспоримому природному певческому и драматическому дару, исключительно насыщенная событиями судьба Вишневской сложилась именно так, что мы – современники – можем гордиться «проживанием» с ней в одно время.