«Грузинское виноделие – самое древнее виноделие на планете. Даже слово «вино» происходит от грузинского слова».
Геннадий ОНИЩЕНКО, главный санитарный врач России.
Грёзы о грядущем
Человечество ждет незавидная участь: окружающая среда станет настолько агрессивной, что меры по «спасению утопающих» нужно принимать уже сегодня.
Антиутопии стали глобальным трендом, выраженным в широком веере событий – от кризисной мировой экономики, череды стихийных бедствий и до предсказаний скорого конца света. Но в отличие от некоторых скептически настроенных художников, в нетерпении ожидающих апокалипсиса, дизайнеры не сидят сложа руки, а предлагают свои методы борьбы с хмурым будущим. Если концептуальные разработки победителей недавнего конкурса Red Dot Award: Design Concept 2012 будут воплощены в жизнь, то с катаклизмами справиться будет легче, а дома превратятся в уютные «крепости», где каждая мелочь будет предвосхищать нужды хозяев. В списке 40 «лучших из лучших» от концептуального дизайна не найти крупные компании и известные бюро – его составляют работы студентов и начинающих предметников. В этот раз организаторы мероприятия «очистили» его формат, сосредоточившись исключительно на молодняке, а наиболее продвинутые в плане концептов бренды, такие как Phillips, отметили отдельно, еще в апреле прошлого года представив рейтинг 15 самых инновационных компаний. Это пошло на пользу Red Dot Award: Design Concept 2012, теперь представляющего чистые идеи и, как следствие, идеальный дизайн – свободный от условностей серийного производства.
(фото) Integrated Workstation американского дизайнера Мэтью ПЛАМСТЕДА.
Больше всего молодое поколение дизайнеров волнуют природные катаклизмы – треть концептуальных работ-победителей Red Dot Award: Design Concept 2012 посвящена разнообразным способам борьбы со стихией и спасению пострадавших от нее. Особенное внимание уделено средствам первой помощи. Акцент сделан на простых, но многофункциональных и портативных объектах, позволяющих быстро наладить коммуникацию в районах бедствия, снабдить пострадавших всем необходимым, умещающимся в упаковку такой величины, чтобы даже ослабевший человек мог без труда переносить ее сам. Да и саму упаковку оснащают полезными приспособлениями, к примеру солнечными панелями, поэтому на такой картонке можно даже готовить еду. Важность этих разработок подтвердило и жюри конкурса, присудив награду «лучший концепт года» «летучему» радио Float Base Station, предназначенному для налаживания контакта в местах бедствия, от тайваньских дизайнеров Хуан Син Я и Хуан Пин Чен. Впрочем, внимание дизайнеров к «спасению на водах» продиктовано не столько озабоченностью будущим, сколько конъюнктурой. Red Dot Award: Design Concept 2012 проводится в Сингапуре, поэтому жюри патриотически отдает предпочтение работам местных конкурсантов – в списке победителей 30 из 40 работ «приехали» из Китая, Южной Кореи, Тайваня и других стран Дальнего Востока. А для тамошних дизайнеров борьба со стихией – это дело самого что ни на есть настоящего, ведь только за последний год азиаты пережили всяческие «кары небесные»: и землетрясения, и наводнения, и цунами. На решение насущных проблем нацелены концепты участников из других стран. Так, специфической проблемой Африки является ограниченность и нестабильность энергообеспечения, поэтому конкурсанты из ЮАР победили с концептуальным аккумулятором электричества, добываемого от вращения колеса велосипеда. В то время как американцы политкорректно озабочены проблемами братьев наших меньших и представили прототип зимней одежки для собак.
(фото) Аккумулятор PowerPac накапливает электроэнергию, вырабатываемую от вращения велосипедного колеса.
Создание домашнего уюта молодые предметники решают комплексно и остроумно – победители конкурса сочли, что глобально пристанищем современного человека является и его дом, и офис. Поэтому в представленных на Red Dot Award: Design Concept 2012 концептах для дома и офиса дизайнеры, как будто сговорившись, применили единый подход: они улучшили объекты и мелочи, которыми мы постоянно пользуемся. Такие предметы, как простейшие кухонные приборы и приспособления, молоток или пластыри, настолько обыденны и привычны, что, кажется, их формы и функции придуманы раз и навсегда, и в них совершенно нечего изменить. Однако это не так – как показывают изящные придумки студентов от дизайна. Среди «лучших из лучших» конкурса концептов – гибкая терка для овощей с удобными ручками и кухонные черпаки с магнитами в рукоятках для их подвешивания одним движением. Был улучшен и молоток, устроенный так, чтобы не попасть по пальцу, а также пластыри с эластичными секциями, как амебы, подстраивающиеся под форму тела. В таком же ключе неочевидного, но эффективного усовершенствования созданы и офисные концепты, наиболее ярким из которых является разработка Мэтью Пламстеда под названием Integrated Workstation. Американский дизайнер немного видоизменил стандартный рабочий стол, встроив в него небольшой, но мягкий диванчик – идея восхитительно проста, но как меняет к лучшему качество офисной жизни! Определяющими чертами лучших концептов являются их простота и неприхотливость – дизайнеры не придумывают ультрафутуристические объекты, к которым без инструкции не подойти, а работают с уже существующим набором вещей. В отличие от нынешних грандов дизайна, которые с будущим как раз связывают высокие технологии, в потенциальном серийном выпуске концептов-победителей не нужны какие-то сверхсложности и дорогие материалы, достаточно легкого видоизменения их формы и желания это сделать. Но в этой креативной простоте и кроется суть настоящего дизайна, непафосно меняющего мир к лучшему.
(фото) Тёрка Flexita израильтянина Эли РОЗЕНБЕРГА сделана из стали толщиной всего 0,2 мм.
«Концептуальный дизайн важен для предметников и компаний только с точки зрения реальных инноваций, когда он не связан со стилизациями, маркетинговым украшательством и никому не нужными вещами» – эта радикальная, но, по сути, верная точка зрения профессора Акселя Таллемера из Университета Линца, члена жюри Red Dot Award: Design Concept 2012, ясно обрисовывает работы 40 победителей конкурса, в которых все усилия направлены на улучшение функциональности. Фирменная идеология конкурса Red Dot, всегда постулировавшего приоритетность полезности перед декором, в сфере концептов нашла свое идеальное звучание – и с точки зрения самого жанра (ведь концепт – это чистая идея вещи, уже потом «обрастающая» разнообразными оформительскими «приставками»), и в выборе жюри, которое сосредоточилось исключительно на функции. Так, из 40 победителей состязания лишь одна(!) работа относится к области стиля – это очки TenXion тайваньского дизайнера Шуан Шен-Хуа, все остальные выбраны с позиции их нужности современному человеку. Красоту организаторы Red Dot видят не в оборках и красках, а в том, чтобы окружающие нас объекты служили еще лучше. Футуристы от дизайна знают, что говорят, ведь и в обыденной жизни полезность является одним из базовых критериев, а в годину потрясений человек и вовсе хватается только за самые необходимые вещи.