«Россия борется с деградацией человеческого рода как биологического вида».
Александр ДУБРОВСКИЙ, бизнесмен.
Социальные режимы
09.04.2016
Для больших популяций типично, что одним людям лучше при экономическом режиме х, а другим — при режиме у (а третьим будет все равно). И если дело обстоит именно так, то каким образом мы будем определять, какая часть общества более значима в социальном отношении? Это спорный момент, и все зависит от того, как мы будем оценивать убытки одного человека в противовес прибыли другого. Если получится так, что при экономическом режиме х хотя бы одному индивиду лучше, чем при у, и нет никого, кому при у было бы лучше, чем при *, то, скажет Парето (и большинство из нас согласится с этим), общество х лучше, чему. На жаргоне экономической теории общество х называется «более пред- почительным по Парето», чем общество у.
Подводя итог: мы можем сказать о двух альтернативных социальных режимах, х и уу что х является «более предпочтительным по Парето», чему, если хотя бы один человек более обеспечен при чем при у, и каждый как минимум имеет достаток при х такой же, как при у. А если в обоих обществах, х и у, каждый индивид относится безразлично и к х, и к у, то мы должны сказать, что х и у безразличны по Парето. Наконец, если из х и у ни один не является более предпочтительным по Парето и не является безразличным по Парето, тогда мы скажем, что они несравнимы по Парето. Не знаете что подарить ребенку? Купить машинку стоит, если идете в гости к мальчику.
Теперь должно быть понятно, что при осуществлении сравнений по принципу Парето нам больше всего необходимо —пусть даже я и начал с того, что нам требуется полное описание режимов—получить информацию о том, как обеспечены индивиды при этих режимах. И для того чтобы внести окончательную ясность в приведенные выше определения, рассмотрим следующий пример. Предположим, что есть страна с двумя гражданами. Уровень благосостояния каждого гражданина будет представлен вещественным числом — объемом «полезности», получаемой гражданином.