Кристина ПОТУПЧИК,
президент Фонда открытой новой демократии.
Блюстителям нравственности
Победа австрийского певца Томаса Нойвирта на «Евровидении» произвела в России эффект разорвавшейся бомбы. Духовно богатые граждане, позабыв о том, что телевизор, а уж тем более конкурсы второразрядной поп-музыки они не смотрят, принялись на разные голоса обсуждать, является ли альтер-эго Нойвирта, бородатая женщина Кончита Вурст, признаком окончательного падения Европы в разверстую пропасть содомии и разврата или, наоборот, стала показателем толерантности и человеколюбия прогрессивного Запада. Первые, естественно, звучат громче вторых, потому что к первым присоединились политики, общественные деятели и прочие блюстители нравственности.
Нравственность, конечно, хорошо. Плохо тут только то, что и политики, и общественные деятели забыли о том, что иногда интернет и обсуждаемые в нем вещи – это всего лишь сиюминутные развлечения, а не поводы выводить из них тренды и голосить о потере морали и духовных скреп. Ведь как сейчас принято? Обсуждаешь то, что обсуждают в интернете, – значит, ты модный и медийный.
Однако недостаток опыта нахождения во всемирной информационной Сети выдает профанов в тех, кто выводит из свежего мема, «бородатой женщины» Кончиты Вурст, опасность для подрастающего поколения Российской Федерации. Вспомните, кто победил на «Евровидении» в прошлом году? А в позапрошлом? Вот и я не помню. И реальной «угрозу Кончиты» делает не ее действительное медиавлияние (которого нет), а те, кто уже несколько дней подряд не дает забыть про неё, озвучивая свое возмущение на всех доступных площадках. Да и возмущение это, судя по всему, озвучивают только те, кому нечем больше заняться, те, кто высасывает свой пиар из пальца или в данном случае из интернета.
Зайдите на сайт «Общероссийского народного фронта». Вы не увидите там ни одного упоминания о Кончите Вурст. Зато увидите там множество реальных дел, реальных проблем, о которых не говорилось так массово, как о «Евровидении», но тем не менее ОНФ обратил на них свое внимание и начал решать. Только один пример – недавно в интернете появились обеспокоенные сообщения о том, что отделение туберкулезного диспансера в городе Шахты Ростовской области переводят с круглосуточного режима работы на дневной. На возможный риск распространения инфекционных заболеваний в ОНФ отреагировали мгновенно – и вот запрос ОНФ уже у Минздрава. Менее медийно, чем скорбеть о падении нравов, но гораздо полезнее, не так ли?
Кроме того, друзья мои, вы вообще забываете о том, что такое «Евровидение». Это не конкурс оперных талантов. Это шоу, в первую очередь фрик-шоу. В 2006 году там победила финcкая хард-рок группа Lordi, выступавшая в костюмах монстров. В 2012 году высокое 2-е место заняла российская группа «Бурановские бабушки». Даже тема нетрадиционных гендерных и межгендерных отношений не является новинкой ни для конкурса, ни для России. В 2003 году Россия сама отправила на «Евровидение» активно эксплуатирующую тему нетрадиционной любви группу «Тату», которая, кстати, уже тогда заняла третье место. Речь в конкурсе идет не о том, кто как споет, а об образе, шоу-программе, артистичности, о том, как удивить зрителей. Кто же виноват в том, что удивить пресыщенную публику сейчас может только бородатая женщина?
А блюстителям нравственности в России стоило бы озаботиться другой проблемой. На радиостанциях и на крупнейших концертных площадках уже не первый год поют о том, кто сколько украл, кто как мотает срок на нарах и как зона делает из мужчины человека. Да, я говорю о российском шансоне, который на одной шестой части суши почему-то принято считать музыкой. Его не запрещают, о его влиянии на детскую и подростковую психику почему-то не говорят. Постоянная ротация блатных песен в круглосуточных эфирах считается нормой. И если кому-то из чиновников или общественников хочется запомниться чем-то полезным, запретите лучше шансон. Всё лучше, чем воевать с бородатой женщиной. |