В свое время книга американского врача-педиатра Бенджамина Спока произвела переворот в вопросах воспитания детей. Спок «отменил» строгий режим и убедил родителей следовать естественным инстинктам в большей степени, чем строгим воспитательным догмам. Сегодня в центре общественного обсуждения в США снова оказалась книга о воспитании детей – «Почему всё, что мы думаем о воспитании наших детей, неверно». Авторы – известные публицисты По Бронсон и Эшли Мерриман. Первый – автор нескольких американских бестселлеров, вторая – тоже известная журналистка, трудившаяся в том числе на Белый дом. Как пишут американские СМИ, книга произвела шок в американских семьях. Дело в том, что в последние десятилетия американские установки в отношении воспитания развивались исключительно в сторону всё большей либерализации и политкорректности. И вдруг это направление развития педагогики подвергнуто скептическому анализу, причем весьма авторитетными людьми, чье мнение американцам проигнорировать сложно. В книге «скальпелем рассудка» вскрываются и анализируются некоторые сложившиеся истины. Многие годы считалось безусловной истиной, что детей надо как можно больше хвалить, поскольку это воспитывает в детях уверенность в себе и высокую самооценку. А высокая самооценка – базис для успешной карьеры и звездных достижений. Это иллюзия, пишут авторы. Современные исследования свидетельствуют, что «уверенные» дети ничуть не более успешны в построении карьеры и достижении верхних ступеней пьедесталов, чем дети, которые склонны сомневаться в себе. А ведь американскими психологами была разработана целая система воспитания исключительно «пряником». Оказалось, что «пряник» работает ничуть не лучше, чем «кнут и пряник». В частности, та истина, что детей нельзя шлепать, пороть и вообще как-либо физически наказывать, многие годы была непререкаемой догмой американского воспитания в приличных семьях. Это мнение подкреплялось данными исследований, утверждающих, что порка ведет к росту агрессивности детей. Однако последние исследования психологов показали: истина верна только в отношении определенных культурных групп. Когда же психологи провели исследование на большой группе детей с разным цветом кожи, оказалось, что у черных детей закономерность совершенно другая. Как раз те дети, которых не шлепали и не наказывали физически, оказались более агрессивными. Авторы вообще ставят под сомнение всю систему расового воспитания в «приличных американских семьях». Говорить о расовых различиях считается неприличным, тема освещается исключительно иносказательно. Самые распространенные фразы: «бог создал нас всех одинаковыми», «под кожей разного цвета мы все одинаковые» и т. д. Детей пытаются вырастить «расово слепыми», констатируют авторы. Однако, как свидетельствуют последние психологические исследования, это против человеческой природы. Даже 6-месячные младенцы идентифицируют цвет кожи других людей и предпочитают людей со своим цветом кожи. И это естественно! Эта тенденция сохраняется и в дальнейшем. Дети видят различия между людьми разных рас, но эта тема табуирована, и дети не имеют возможности честно обсуждать это с родителями. Пора внести большую честность в обсуждение темы и снять табу с того, что люди разных рас имеют разные рисунки поведения. Мы отличаемся не цветом кожи, а культурными и психологическими установками, но цвет кожи часто является индикатором культурно-психологических особенностей. Делать вид, что этого нет, – порождать будущие проблемы. Переосмысляют авторы и проблему детского вранья. Многие годы считалось, что любой факт детской лжи должен быть неукоснительно искоренен и проработан. Однако, как показывают исследования психологов, в возрасте четырёх лет часто говорят неправду более 90% детей. Похоже, это определенный необходимый этап социализации. Ведь врать учат детей именно родители, когда, например, запрещают детям говорить, что им не нравятся подарки, принесенные родственниками или знакомыми. По сути – это враньё. И дети понимают, что надо освоить эту технику. Освоение «техники вранья» стимулирует развитие интеллекта. Ведь ребенку надо сформулировать правду, сформировать антитезу и закамуфлировать враньё под правду. Это способствует развитию гибкости мышления. А уж дифференциация социально одобряемого и социально неодобряемого вранья сформируется у детей позже. Так что, возможно, не стоит так уж бороться с любой детской неправдой. Еще одна проблема, с которой активно борется стандартная англосаксонская педагогика, – драчуны, дети-забияки. Предполагается, что родители должны стараться заставить своих детей отказаться от задиристого поведения. Но исследования психологов говорят, что детям нравятся сверстники-задиры. Именно такие дети становятся социальными лидерами детских коллективов. И если детям запрещают бить других, дразнить, исключать других из своего детского коллектива, то таким образом детей лишают всех доступных им инструментов социальной регуляции и тем самым тормозят формирование социального поведения. То есть и тут тотальный запрет – не правильная мера, надо оставлять детям некоторую степень свободы для проявления задиристости и драчливости. В феврале книга Бронсона и Мерриман выйдет в Великобритании. И уже сейчас обсуждение проблем воспитания попало на первые страницы ведущих британских газет. За одно это надо поблагодарить авторов, пишут британские журналисты. И одновременно отмечают: книга ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов.
|