[09]февраля[2008]
 
5(000127)

>Читайте в [следующем номере]
«Моё жизненное кредо - взвешенность и компетентность»
*Владимир АБРАМОВ

Наталья ДЬЯЧУК:
«Меня по-настоящему восхищает королева Англии»

Шри-Ланка:
едем в Эдем!
(Фоторепортаж)

Вячеслав ТИХОНОВ: «Не хочу быть свадебным генералом»


- Стабфонд ушёл в историю: созданы новые государственные резервы

- Бизнес-новости

- В ожидании восходящего тренда

- Пельмени для миллионеров

- Илья ЛАГУТЕНКО: «Я слежу за тем, что происходит на российской политической сцене»

- Бобби ФИШЕР: скандалы преследовали его всю жизнь и даже после смерти

- Мария ЖДАНОВА, 18 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Важно понять, что люди не будут употреблять грязные продукты».

Юрий ТРУТНЕВ, глава Минприроды России.


 
Стабфонд ушёл в историю: созданы новые государственные резервы

1 февраля Стабилизационный фонд России наконец-то был поделен – вместо единой «кубышки» образовались Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. У этих структур будут разные задачи и разные возможности. Резервный фонд обеспечивает тактическую среднесрочную «подушку безопасности» в экономике и финансах, а Фонд национального благосостояния обеспечивает долгосрочные инвестиции для стратегического обеспечения безопасности людей и экономики страны.
Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 года. При его создании ставилась задача обеспечить сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, установленной с 1 января 2006 года на уровне $27 за баррель нефти марки Urals. Фонд аккумулировал поступления от таможенной пошлины на нефть и от налога на добычу полезных ископаемых.
Некоторые эксперты утверждают, что правительство по-прежнему будет относиться к новым структурам крайне консервативно. И что, по большому счету, и в новом виде Стабфонд останется стратегическим запасом, а не инструментом для решения социально-экономических задач.
Резервный фонд заберет себе львиную долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда. Из аккумулированных в последнем на 1 февраля 3,85 триллиона рублей в резерв уйдет 3,07 триллиона, а Фонду национального благосостояния достанется 783 миллиарда.
Разделение Стабфонда на две части необходимо для того, чтобы повысить доходность его инвестиций. В резервном фонде будут храниться средства в размере 10 процентов ВВП. Они будут консервативно вкладываться в валюты других стран. А все средства Стабфонда, которые не попадут в резерв, будут направлены в фонд национального благосостояния, который займется инвестициями в более рискованные инструменты.
В Минфине сообщили, что не заинтересованы в приобретении стратегических портфелей акций, то есть больших пакетов ценных бумаг одной компании, владение которыми позволило бы правительству претендовать на управление данными активами.
По замыслу правительства, задача Резервного фонда будет такой же, как и у экс-Стабфонда. А именно – аккумулировать деньги «на всякий пожарный». При этом объем Резервного фонда должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП. Пока он до этой отметки несколько недотягивает – общий объем экономики страны по итогам 2007 года составил почти 33 триллиона рублей, что превышает объемы резерва не в 10, а в 11 раз. Но очевидно, что равновесие будет найдено очень быстро, – за прошлый год ВВП вырос на 8,1 процента, тогда как Стабфонд – на 64 процента. С учетом более масштабных бюджетных трат в 2008 году рост финансовых запасов правительства, скорее всего, несколько сократится, но вряд ли до темпов ниже текущего экономического роста.
Только один раз, в декабре 2007 года, правительство и Минфин отдали деньги из Стабфонда – в уставной капитал госкорпораций (Банка развития и «Роснанотеха»), а также Инвестиционному фонду – 300 миллиардов рублей. Не раз бизнес-элита России предлагала самые разные способы использования Стабфонда – например, для помощи банковскому сектору с ликвидностью. Но государство, несмотря на всё давление, оставалось непреклонно.
Что касается инвестиций за рубеж, то и здесь правительство выбрало наиболее консервативную линию поведения. Вкладывать ресурсы Фонда за границей можно тремя способами – в иностранную валюту, государственные облигации и на депозиты кредитных организаций. Если валют в числе «разрешенных» только три – доллар, евро и фунт стерлингов, то для вложений в облигации выбор пошире. Сейчас в своеобразном «белом» списке Минфина состоит 14 государств, включая США, Великобританию, Францию, Канаду и Германию. Любопытно, что управляющим Резервного фонда можно работать с маленьким Люксембургом, но нельзя с гигантами вроде Китая или Италии.
План правительства состоит в том, что после наполнения Резервного фонда «до краев», то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек будет уходить в Фонд национального благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но президент Владимир Путин распорядился данную структуру переименовать. Что и неудивительно – фонд будет работать скорее не на будущие поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в стране проблема будет лишь усугубляться.
При этом инвестиции Фонда будущих поколений допущены ровно на тех же основаниях, что и у Резервного фонда. Многочисленные предложения вкладываться в акции иностранных компаний были правительством заблокированы.
Один из авторов идеи создания Стабфонда, вице-президент РАН Александр Некипелов, сказал: «Задача состоит в том, чтобы эффективно использовать накопленные средства для стабильного развития страны. Любые резервы – это омертвление средств, и если мы определяем, что какой-то их уровень оптимален, то всё, что скопилось свыше, это упущенные выгоды». Академик предложил выделить несколько десятков миллиардов долларов на создание финансового института, который бы на коммерческой основе кредитовал в валюте российские компании, закупающие передовые технологии и оборудование.
Новый глава Сбербанка Герман Греф на днях предложил использовать накопленные резервы для поддержания ликвидности в банковской системе. Свои интересы лоббируют и отрезанные от ресурсов из-за финансового кризиса на Западе госкомпании. Так, руководители «Роснефти» предложили государству покупать облигации российских компаний и брать на себя их кредитные обязательства перед отечественными банками, потому что это решит для них проблему поиска 5 миллиардов долларов, которые компания должна вернуть кредиторам в течение месяца. «Почему государство должно финансировать какие-либо компании? Ему вообще лучше не следует серьезно вмешиваться в бизнес», – комментирует эту идею аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. По его мнению, сейчас лучше не торопиться и не искать максимально выгодных путей размещения накопленных средств, так как «у государства иные задачи, нежели у инвестиционной компании», а нынешние подходы инвестирования в иностранные финансовые инструменты достаточно оптимальны.
«Ни в коем случае нельзя деньгами Стабфонда затыкать дыры и отправлять их на пособия и пенсии. Это безумие», – считает гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян». По его мнению, наиболее оправдан срединный путь, при котором часть средств должна остаться в низкодоходных надежных инструментах, а другая – вкладываться в инфраструктуру.
Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса» заявил, что направлять ресурсы Стабфонда следует только на масштабные инвестиционные проекты, а от траты средств на «текучку» стоит воздержаться: «В менее консервативные инструменты вкладываться смысла не имеет – необходимо исходить из цели, а она заключается не в спекулировании, а в снижении рисков». Заместитель начальника аналитического управления ГК «Регион» Александр Ермак отметил, что на отечественный фондовый рынок реструктуризация Стабфонда влияния не окажет. «Если рассматривать проблему чисто по-человечески, то понемногу тратить средства из бывшего Стабфонда правильно – необходимо повышать уровень жизни населения уже сейчас, а не в какой-то умозрительной перспективе», – считает Александр Ермак. По его мнению, отрицательная сторона преобразований лишь в том, что пока непонятен механизм использования средств Фонда национального благосостояния – есть только самые общие положения.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин в интервью японскому изданию Nikkei выразил мнение, что часть средств Российского фонда национального благосостояния (ФНБ), выделенного из несуществующего ныне Стабфонда в размере около 770 миллиардов рублей, может быть инвестирована в японские акции. Министр сразу отметил, что добиваться контроля над японскими фирмами ФНБ не собирается и будет покупать не более пяти процентов бумаг каждой компании.

 

Пётр КАЗАКЕВИЧ,
начальник департамента Минфина РФ:

«Средства Стабфонда в предыдущие годы уже расходовались, было много погашений внешнего долга в соответствии с законом о бюджете. Теперь у нас появляется новый фонд – Фонд национального благосостояния, который, мы надеемся, позволит хотя бы частично решить проблему пенсионного обеспечения в стране. Одной из целей реформы было показать, какую долю доходов государства составляют именно нефтегазовые доходы и как они используются. Эти доходы конъюнктурные, сегодня они есть, а завтра их может не быть. Под эти доходы сейчас государство может увеличивать ассигнования на социальные программы и важные национальные проекты. Потом может возникнуть ситуация, когда денег не будет, и сворачивать эти программы окажется крайне болезненно и почти невозможно. Значит, государству надо будет изыскивать средства, чтобы финансировать эти программы дальше».

 

Евгений ФЁДОРОВ,
глава Комитета Государственной Думы
по экономической политике и предпринимательству:

«Изначально наша позиция заключалась в том, что сам по себе Стабилизационный фонд носит временный характер, когда-то он должен был прекратить свое существование. В трехлетнем бюджете у нас заложено прекращение его действия. Наша позиция заключается в том, что Стабилизационный фонд выполнил свою роль. Стабилизационный фонд не разделен, на его месте создаются новые фонды, которые характеризуются теми задачами, что ставятся перед нами сегодня с точки зрения развития, резервов, стабильности и так далее. То есть мы переходим от временной системы к постоянной, поэтому и возникла идея Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Создание Фонда национального благосостояния почувствуется однозначно, потому что в нем заложены механизмы поддержки экономики».

 

Аркадий ДВОРКОВИЧ,
начальник экспертного Управления президента России:

«Идея разделения Стабфонда на две части – резервную и Фонд будущих поколений – возникла не сегодня, она не является новой для политики. Экономика не постоянная величина, она растет, поэтому бюджет страны тоже растет. Это хорошо, мы имеем возможность тратить больше денег на образование, здравоохранение, безопасность страны. Поэтому резервная часть, которую мы не можем тратить, сберегается на случай падения цен на нефть или другие важные для нас товары – газ, металлы. Эта часть была бы постоянной относительно общего объема экономики. И эти деньги нужно размещать только в самых надежных местах, использовать только самые надежные инструменты. Главное тут – сохранность. Это, как всегда, облигации наиболее надежных эмитентов, наиболее надежных стран. И уже сейчас и Центральный банк, и Минфин размещают деньги в эти облигации. От этой политики отходить, наверное, нельзя. Но есть и другая часть. И эти деньги уже не обязательно просто сберегать. Нужно выбрать ведущие управляющие компании, которые смогут хорошо разместить эти деньги. И, конечно, в ближайшие годы, пока инфляция еще не снизилась до нормального уровня, не пускать эти деньги напрямую в российскую экономику, не раскручивать инфляцию, а направлять пока в зарубежные активы. А когда инфляция упадет до низкого уровня, до 2-4 процентов, можно будет подумать о размещении этих денег внутри страны и о расходовании этих средств».

Подготовила Юлия ШЛЕНКО. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен