[27]мая[2009]
 
20(000198)

>Читайте в [следующем номере]
«За рубежом традиции сервиса шлифовались на протяжении веков»
*Сергей ШПИЛЬКО

Владимир БРЮХАНОВ: «Надо не ныть, а работать»

Самые успешные страны мира (Фоторепортаж)

«Канны-2009»: танцующий Тарантино и освистанный фон Триер


- Пхеньян сотрясает Землю

- Пять вопросов о факторинге

- Олег ЯНКОВСКИЙ: «Не могу сказать, что прожил жизнь так, как хотел»

- Андрей ГНЕЗДИЛОВ: «Если раз за разом повторять слово «кризис» – проблем меньше не станет»

- Галина ПАШИНОВА: «Социальные обязательства будут выполнены в полном объёме»

- Мария СОЛОМАТОВА, 21 год, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
Лучшим полководцем красной армии был Константин Константинович Рокоссовский. Погибших солдат на его счету было на порядок меньше, чем у остальных.

Борис ВАСИЛЬЕВ, писатель.


 
Олег ЯНКОВСКИЙ: «Не могу сказать, что прожил жизнь так, как хотел»

На 66-м году жизни в одной из московских клиник умер великий российский актёр.

Последние дни и последние роли
В течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы, и врачам не удалось спасти его.
Проблемы со здоровьем у актера начались больше полугода назад. Тогда он обратился в элитную московскую клинику. Врачи провели полную диагностику организма, однако ничего, кроме ишемической болезни сердца, не нашли.
Спустя несколько месяцев заболевание снова напомнило о себе. Актер жаловался на тошноту, снижение аппетита, постоянные боли в области желудка. Точный диагноз врачи не называли, но говорили, что заболевание диагностировали в поздней стадии. В прессу просочилась информация о том, что у Янковского рак поджелудочной железы.
В январе этого года Олег Янковский проходил диагностическое обследование в Германии, после чего продолжил лечение в Москве. По состоянию здоровья знаменитый актер вынужден был отказаться от нескольких ролей в спектаклях. Однако в феврале Янковский вернулся на сцену. И в последнее время играл в единственном спектакле «Женитьба», где, впрочем, у него был дублер Дмитрий Певцов.
В последний раз Янковский попал в больницу в конце апреля и в крайне тяжелом состоянии – врачи обнаружили у него внутреннее кровотечение. Спасать 65-летнего актера были вызваны ведущие специалисты Москвы. Тогда медикам удалось победить. Выписавшись, актер заявил, что готов снова выйти на сцену, однако в последний момент был вынужден отказаться играть в спектакле...
Церемония прощания с Олегом Янковским, на которую собралась многотысячная толпа, прошла в родном для актера театре Ленком – здесь Янковский проработал более 35 лет.
У главного входа в Ленком и на сцене театра было море цветов. Люди занимали место в очереди, чтобы попрощаться с Олегом Ивановичем, чуть ли не с семи часов утра и терпеливо ждали, невзирая на холодную погоду. Тысячи человек на улице, очередь растянулась на километры. Таких похорон Москва не видела, пожалуй, со времён прощания с Высоцким.
Последней ролью Янковского в кино стал митрополит Филипп в историко-религиозной драме Павла Лунгина «Царь». Фильм попал в программу «Особый взгляд» на Каннском фестивале, где на днях состоялась его фестивальная премьера. Но в Канны актер приехать уже не смог.
Олег Янковский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

«Счастье можно испытать и в горе»
Янковский – один из самых титулованных российских артистов, его работы отмечены множеством наград и премий. Но своей самой большой удачей в жизни и самым большим богатством он считал свою семью: супругу Людмилу Зорину, сына Филиппа Янковского, его жену Оксану Фандеру и внуков – Ваню и Лизу.
Любовь к жене Олег Янковский пронес через всю жизнь. В своё время ещё мама Янковского учила сыновей, что жениться надо на всю жизнь, а «по-другому и начинать не надо». Этот урок усвоили все трое.
С будущей супругой Янковский познакомился еще в Саратове на втором курсе училища. Она училась на курс старше и была безумно талантливой. После училища Зорина и Янковский поженились и вместе стали работать в Саратовском драматическом театре. Там Людмила мгновенно стала знаменитостью, а про Янковского тогда говорили: «Это муж самой Зориной».
Как всякого честного и большого художника Янковского порой настигали сомнения в себе и в том, что он делает: «Бывают моменты, когда думаю, что все роли, сыгранные за столько много лет будут забыты, что всё, чего я достиг, кем стал, – всё это ничто, формальность, мелочь... Это страшно. Наверное, ощущение жизни – это востребованность во всех смыслах: в семье, близкими людьми, друзьями, в творчестве. Надеюсь, не всё ещё прожито! Не могу сказать, что прожил жизнь так, как хотел. Поскольку фантазия буйная. Но зависти в этом смысле – мол, я должен прожить по-другому, у кого-то лучше сложилось – нет. То, что вокруг меня есть, слишком мне дорого. Но, может, была бы возможность – прожил бы немножко иначе».
На вопрос, что для него счастье в жизни, Янковский ответил неожиданно: «Это огромное количество каких-то временных единиц, которые не поддаются подсчету. Нельзя сказать даже – минуты это или секунды. Вот эти мгновения и складываются в понятие счастья. А ощущение счастья приходит совершенно неожиданно, и в самом неожиданном месте: например, в трамвае или в очереди в магазине». «С формальной точки зрения я вроде как и счастлив: занимаюсь любимым делом, у меня семья и так далее. Но мне всё-таки кажется, что то, что я перечислил, – это состояние комфорта. Счастье – это другое. Оно ни от чего не зависит. Счастье можно испытать и в горе».

Аристократ советского кино

Олег Янковский родился в казахском городке Джезказгане. Отец актера, Иван Павлович, происходил из польских дворян, был кадровым военным и близко знаком с Тухачевским. В конце 1930-х годов он с семьей был выслан в Казахстан, позже арестован и погиб в лагерях ГУЛАГа.
Большая семья, включая бабушку, трех сыновей и маму, жила в маленькой комнатушке. Несмотря на тяжелые условия, Янковские держали дома большую библиотеку, много читали, говорили на иностранных языках, а по вечерам принимали гостей – такую же ссыльную интеллигенцию.
Матери Янковского пришлось уничтожить все свидетельства дворянского прошлого семьи. Но происхождение в Янковском можно было увидеть невооруженным глазом, недаром его коллеги по цеху утверждали, что он – чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно учиться носить смокинг или фрак. А режиссер Роман Балаян, у которого Янковский снялся в шести фильмах, назвал Янковского «самым органичным аристократом советского и российского кино».
Затем Янковские уехали из Средней Азии в Саратов. Олег хотел поступать в медицинский университет, но как-то случайно заглянул в Саратовское театральное училище. Хотя приёмные туры уже были завершены, Олег решил спросить об условиях поступления и решился зайти в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось, брат Олега Николай в тайне от семьи решил поступать и с успехом прошел все приемные туры. Искренне любящий брата Олега Николай не стал разлучать его со сценой. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
Учился Олег Иванович не без проблем. Как вспоминает педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле «Три сестры», все сомнения у мастера курса в профпригодности Олега отпали.
Его дебютом в кино стала небольшая роль в фильме «Звонят, откройте дверь!», а первой серьезной работой – роль в легендарной картине Владимира Басова «Щит и меч». Олег Янковский дважды снялся у Тарковского – в «Зеркале» и «Ностальгии».
Первой совместной работой Янковского и Марка Захарова в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – характеры, выдающие его происхождение, – вспоминал Григорий Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».
С годами актер стал реже появляться в кино. «В начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые «кинематографисты» окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься.  Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало», – говорил Олег Янковский.
Всего Олег Янковский снялся более чем в 70 фильмах. А в 2000 году сам выступил в качестве режиссера фильма «Приходи на меня посмотреть», в котором сыграл одну из главных ролей.
В 1991 году Олег Янковский стал последним актером, удостоенным звания «Народный артист СССР» – вскоре государство с таким названием прекратило существование. А в день своего 65-летия Янковский получил орден «За заслуги перед отечеством» II степени.

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Фрагменты интервью с Олегом Янковским.

– Вы сыграли множество героев. Можно ли говорить о тяжелом грузе сыгранных ролей?
– О грузе – точно нет. О багаже, об опыте – да. Иногда пересматриваю, когда случайно натыкаюсь по телевизору на фильм со своим участием. Когда вижу «Служили два товарища» – душа кровью обливается. Помните сцену, где меня Высоцкий убивает? Сам не понимаю, кто меня надоумил так повернуться и так посмотреть, чтобы во взгляде не было боли, а было что-то вроде удивления перед смертью.
– Вы Тарковского считаете своим учителем?
– Он не был наставником. У него скорее так было: сам во всём разберись и почувствуй. Он из картины в картину переносил то, что его сегодня мучает. Он был весьма закрытый человек, и не всякого подпускал к себе, но у меня с ним идеальные отношения сложились на «Ностальгии». Мы вдвоем с ним там были. Его семью не пускали тогда, мою тоже не пускали. И мы проводили с ним целые дни. Вот это и есть репетиции. Потом он сказал мне: «Олег, я хочу главные кадры своей жизни снять. Ты пока текст плохо знаешь. Мы сцену без слов снимем – проход со свечой. Сможешь сыграть жизнь и смерть?» Я говорю с лукавым легкомыслием: «Андрей, ну конечно могу». Этой сценой со свечой я, наверное, больше всего в жизни горжусь. Это чистая импровизация. Триста метров – без помощи режиссера, перебивок и так далее – только камера и актёр. Это внутренняя импровизация, импровизация нервной системы, психики, биоэнергетики.
– Кто из режиссеров, помимо Тарковского, произвел на вас сильное впечатление?
– Я счастливый человек, работал со многими – и все они разные. У Тарковского авторское кино, и существовать в его стилистике было очень сложно. Я с радостью вспоминаю Марка Захарова в кино – в театре он совершенно другой. У меня счастливые картины «Обыкновенное чудо», «Мюнхгаузен», а также «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Служили два товарища». Наконец, прекрасный режиссер Швейцер, с которым я сделал, возможно, свою лучшую работу – «Крейцерову сонату».
– Плакали в кино когда в последний раз?
– «Мюнхгаузена» показывали. Я включил, и так защемило в некоторых местах. И, конечно, когда пересматриваю «Полеты во сне и наяву», там тоже комок в горле. «Над вымыслом своим слезами обольюсь» – вот это теперь я понял буквально.
– А вы любите воспроизводить какие-то моменты из жизни своих героев?
– Случается. Сидят во мне отдельные летучие фразы. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

 

«Тот самый Мюнхгаузен». Этой роли Янковский едва не лишился.

 

Моряк Жевакин в спектакле «Женитьба» – последняя театральная роль Олега Янковского.

 

Олег Янковский с женой, сыном Филиппом и невесткой Оксаной Фандерой.

 

Ирина ТРЕТЬЯКОВА,
директор ОРТВ:

 

– У меня в сердце нет безысходной скорби. Олег Янковский не умер, он забрался по веревочной лестнице на небо. Это мой любимый фильм – «Тот самый Мюнхгаузен» – про человека, который УМЕЛ быть счастливым и ЛЮБИЛ быть счастливым. Волшебники и Чудаки Янковского многое открыли для меня в том, что я называю внутренними ориентирами, моими координатами в космосе жизни. В том числе и от них у меня с годами появились такие качества, как «всегда хорошее настроение», неистребимая вера в свои силы и последовательность в достижении цели. Янковский учит нас быть мудрыми и светлыми, благородными и вдохновенными. Он отучает хмуриться, надувать щеки и делать другие подобные глупости. Он доказал, что настоящий ум приветлив и улыбчив, великодушен и притягателен. Я не хочу никого сравнивать с Олегом Янковским. Перефразирую только известное высказывание: он не лучший, он, к сожалению, единственный!

Владимир ЧАЩИН,
Председатель Красноярского городского Совета депутатов:

 

– Известие о смерти Олега Ивановича Янковского было для многих неожиданным, и проводы артиста в Москве, похороны на Новодевичьем кладбище показали, насколько сильна к нему народная любовь, насколько высок его авторитет среди кинозрителей и общественности нашей страны и во всём мире. Его фильмы помнят все, начиная с первой работы Янковского в 1968 году в картине «Щит и меч». Там он молодой и красивый, таким Олег Иванович и запомнится нам. Все отмечают его обаятельную улыбку, близость к людям, он был прекрасным актером и душевным человеком. Ушел великий российский и советский актер, можно причислить его к плеяде самых титулованных наших мастеров кино и театра: Михаил Ульянов, Георгий Жженов... Это очень большая потеря для всех нас.

Людмила СТЕПАНОВА,
заместитель мэра города Ачинска:

 

– Я особым образом отношусь к московскому Ленкому, в том числе не раз была зрителем на спектаклях с участием Олега Янковского. Мне посчастливилось увидеть такие известные театральные постановки, как «Tout paye, или Всё оплачено» и «Женитьба». Актерский состав этих комедий блистательный. Один из этих спектаклей заканчивался фразой из фильма Марка Захарова: «Почему у вас такое серьезное лицо, мой друг? Все глупости в мире совершаются именно с таким лицом». Для всех эти слова, безусловно, ассоциируются с известной ролью Янковского. И реакция зрителей подтвердила всенародную любовь именно к нему. Театр в последние годы переживает череду потерь, каждая из которых ещё вчера нам казалась немыслимой. Но все мы можем не только скорбеть, но и нести в своих сердцах зрительскую любовь к этим великим актерам, делая их по-настоящему бессмертными…

Людмила МАГОМЕДОВА,
депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

 

– Почему-то прежде всего я вспоминаю роль Олега Ивановича Янковского в фильме «Щит и меч». Мне настолько был понятен образ, который он сыграл, настолько в нем пробивалось несогласие со всем происходящим вокруг, и он смело об этом говорил, настолько он был обаятелен как мужчина, что перед глазами стоит именно этот герой. Янковский – глубокий, безумно талантливый и красивый человек. За последнее время ушло очень много талантливых, значимых для всей нашей страны людей, но смерть ни одного из них не произвела на меня такого тяжелейшего впечатления, как смерть этого актера. Я просто плакала, глядя в телевизор. Эта потеря кажется мне невосполнимой. Это несправедливо, Олег Иванович ещё не всё сказал. Янковского с уверенностью можно назвать звездой мировой величины. Может, поэтому столько людей пришло ему поклониться.

Сергей БОГАТЫРЁВ,
арт-директор клуба-ресторана «Эстрада»:

 

– Олег Янковский – потрясающий актёр, любимый мной ещё с детства. «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Мой ласковый и нежный зверь», «Влюблён по собственному желанию»... Думаю, вряд ли найдётся человек, который не видел хотя бы один из этих фильмов. Последняя картина с участием Олега Янковского, которую я видел, это «Стиляги», и даже там он был бесподобен, хотя, как выяснилось, когда снимался фильм, он уже был болен и плохо себя чувствовал. Олег Янковский ещё и театральный актёр знаменитого Ленкома. К сожалению, я на его спектаклях не был, но телевизионные версии некоторых видел. Действительно великий актёр, и очень жаль, что его больше нет.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен