Обилие кровавых сцен в программе 62-го Каннского кинофестиваля привело к скандалу. «Пальмовую ветвь» – «Белой ленте» Фавориты очередного кинофорума на Лазурном побережье были известны с самого начала, однако как именно распределит награды жюри во главе с Изабель Юппер, предсказать на все сто процентов не мог никто. Главный приз – «Золотую пальмовую ветвь» – получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке. Его фильм «Белая лента» несёт на себе печать безупречного режиссерского мастерства. Картина строго чёрно-белая. Её действие разворачивается накануне Первой мировой войны в германской деревне. Обстановка там царит гнетущая. Застегнутые на все пуговицы селяне с детства задавлены системой религиозных и моральных ценностей, возведенных в абсолют. И почти каждая семья, от пастора и доктора до работников, ворочающих сено и навоз, скрывает за благообразным фасадом что-нибудь нелицеприятное. Деревню будоражит серия странных и жестоких преступлений, жертвами которых становятся и дети. Но ни общее собрание, ни местный учитель в роли детектива-любителя так и не могут выяснить, кто виноват и что делать. Насилие и жестокость рождаются сами, из системы местного воспитания. «Я хотел показать истоки терроризма всех сортов, и фашизма в том числе, – объясняет Ханеке. – Когда любой идеал, политический ли, религиозный, возводится в абсолют, он теряет человечность». Вторую по значимости награду – Гран-при – получил «Пророк» француза Жака Одьяра, повествующий об арабском подростке, по воле корсиканской мафии ставшем киллером. Шарлотта Гинсбург увезет с Лазурного берега премию за лучшую женскую роль в фильме «Антихрист» Ларса фон Триера. Приз за лучшую мужскую роль получил австриец Кристоф Вальц, сыгравший нацистского офицера в «Бесславных ублюдках» Тарантино. «Царь» остался без наград В рамках программы «Особый взгляд» в Каннах были показаны две российские картины – «Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николая Хомерики. «Особый взгляд» – вторая по значимости конкурсная программа Каннского фестиваля со своим жюри и призами. Оба режиссера были в свое время открыты в Каннах: Павел Лунгин получил специальный приз за режиссуру в 1990 году за свою дебютную картину «Такси-блюз», а Николай Хомерики был удостоен приза жюри в конкурсе студенческих фильмов «Cinefondation» в 2005-м за короткометражку «Вдвоем». Главные роли в фильме «Царь» исполнили Пётр Мамонов и Олег Янковский. Этот актерский дуэт критики называют одним из основных достоинств картины. Новость о кончине Олега Янковского, который исполнил роль митрополита Филиппа в картине Лунгина, достигла Канн вскоре после премьеры фильма. «Весь мировой кинематограф постигла огромная потеря», – заявило от имени всего мирового кино руководство 62-го Каннского кинофестиваля. «Мы потрясены и скорбим со всеми по великому мастеру, который внёс огромный вклад в советское, российское и мировое кино», – отметил президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб. Победителями программы «Особый взгляд» стали греческий фильм «Клык» и румынский «Полиция, прилагательное». Специальный приз жюри вручили живой легенде французского кино Алену Рене. В конкурсе нынешнего фестиваля показывали лирическую комедию Рене «Сорняки». 86-летний режиссер, привезший 50 лет назад на Каннский кинофестиваль картину «Хиросима, любовь моя», сказал, что всегда надеялся собирать большую аудиторию. «Если бы я знал, что, если установить камеру чуть правее, или чуть левее, переместить её или поставить её в определенном месте, будет больше публики, которая посмотрит это, я бы обязательно это сделал», – сказал Рене. Он заявил, что снимает фильмы потому, что «так и не нашел другого способа зарабатывать деньги и платить за аренду». «Сорняки» – слегка абсурдная комедия о мужчине, который находит бумажник, – резко отличается от кровожадных мотивов других фильмов в конкурсной части фестиваля, таких как «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино или «Антихрист» Ларса фон Триера. Ален Рене выразил понимание причин кровопролития в работах более молодых режиссеров. По его словам, «возможно, это доказательство того, что мы лучше понимаем эти вещи и осознаем дикость и кровожадность, на которую способен человеческий род». Рене не собирается присоединяться к этой тенденции в своих будущих фильмах: «Я не буду говорить вам: «Смотрите, в моем следующем фильме будет море крови, и я собираюсь пойти еще дальше в плане насилия. Это не сработает. Я слишком ленив и бездеятелен по натуре». «Позор Триеру!» Пожалуй, самой ожидаемой премьерой завершившегося Каннского кинофестиваля был кроваво-саркастический проект Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Впрочем, очередной мрачный «шедевр» автора «Криминального чтива» провалился. В фильме уж слишком много чрезмерного натурализма вроде срезания человеческих скальпов крупным планом, а еще – явных нелепостей: действительно, кто же, как не американские евреи, мог взорвать кинотеатр со всем верховным командованием Германии во главе с Гитлером и одним махом закончить Вторую мировую?! Но зато «Бесславные ублюдки» собрали самую грандиозную красную дорожку за весь фестиваль – её посетили почти все находившиеся в Каннах знаменитости, включая Брэда Питта и Анджелину Джоли. Сам Тарантино, ступив в «устье» дорожки, принялся азартно танцевать с исполнительницей главной женской роли в «Бесславных ублюдках» – Мелани Лорен. Жюри влиятельного Экуменического конкурса 62-го Каннского фестиваля присудило картине «Антихрист» известного датского режиссера Ларса фон Триера «Антипремию». Тем самым этот конкурс, отмечающий картины, наполненные высокими религиозными и гуманитарными ценностями, выразил свою неудовлетворенность лентой фон Триера. Художественный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо назвал данное решение жюри Экуменического конкурса глупым, скандальным и походящим на цензуру. В комментарии к своему решению президент жюри конкурса румынский режиссер Раду Михайлеану отметил, что новая работа Триера является «самым женоненавистническим фильмом». «Моими действиями руководил сам Бог, а он является лучшим кинематографистом в мире», – заявил 53-летний Ларс фон Триер на пресс-конференции относительно своего «Антихриста». Фильм рассказывает о женщине, потерявшей ребенка в автокатастрофе. Героиню сыграла 37-летняя английская актриса Шарлотта Гинсбург. Женщина с мужем переезжает в заброшенный лесной дом и сходит с ума. Ленту до конца досмотрели треть зрителей в зале. Первыми ушли с просмотра супруги молодых немецких режиссеров. Они не выдержали сцену гибели ребенка. Черно-белый эпизод с использованием замедленной съемки длится пять минут. Действие разворачивается под музыку Генделя. «Режиссер психопат и садист. Таким людям место в сумасшедшем доме», – возмущалась женщина. Оставшиеся в зале освистали фильм. Публика выкрикивала «Позор Триеру!» в сторону ложи, где сидел бледный режиссер. «Мне безразлично, что думают все эти люди, – сказал Триер. – Я снимаю фильмы для себя. В «Антихристе» много насилия. Я стремился быть честным. Это лучший фильм в моей карьере. Я снял его после того, как два года провел в депрессии. Сценарий писал из собственных снов». За откровенные сцены в фильме «Идиоты» Триер не получил награды на 53-м кинофестивале в Каннах в 1998 году. В 2000-м режиссера наградили здесь «Золотой пальмовой ветвью» за драму «Танцующая в темноте».
Кроваво-саркастический проект Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» был самой ожидаемой премьерой Канн-2009.
Шарлотта Гинсбург в фильме «Антихрист».
«Золотую пальмовую ветвь» получил австрийский режиссёр Михаэль Ханеке.
Главные звёзды на красной дорожке – Анджелина Джоли и Брэд Питт.
Александр ВИГЕЛЬ, директор по кинопрокату мультиплекса «КВАДРО-фильм»: – Я думаю, что на Каннском фестивале в этом году было две картины, от которых можно чего-то ожидать прокатчикам. Это «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, которые себя уже хоть как-то показали, хотя этот фильм слишком «вялый» для Тарантино: многовато диалогов (слишком увлекся он этим) и маловато экшена. Режиссер замечания принял к сведению и побежал быстренько перемонтировать фильм. Это вселяет какую-то надежду, что в прокате картина себя еще покажет, потому что в августе мы запланировали её как некое событие. Ну и, конечно же, «Антихрист» Ларса фон Триера. После просмотра фильма у некоторых критиков появилось устойчивое желание набить режиссеру лицо. Мы теперь боремся с собой – брать всё-таки эту картину или не брать? Не хотели брать, но теперь, когда вокруг картины разгорелся громкий скандал, задумались. А на победителей разного рода кинофестивалей я, честно говоря, не особо обращаю внимание. Их дальнейшая кассовая судьба очень мало коррелируется с количеством полученных наград.
Юлия ХАЧАТУРЯН, исполнительный директор РОО ККМТС «Лица Будущего XXI» (конкурсы «Мисс Красноярск» и «Маленькая красавица»): – Я очень порадовалась тому, что, несмотря на участие не в основной программе 62-го Каннского фестиваля, а в конкурсе «Особый взгляд», картина нашего режиссера Павла Лунгина «Царь» имела огромный успех. И не важно, что жюри не отметило фильм наградами. Хотелось бы, конечно, видеть наших кинематографистов среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». Я думаю, у нас есть достойные режиссеры. Несмотря на то что многие критики считают фильмы фестиваля в этом году откровенно слабыми, я всё же думаю, что сегодня, в нестабильной финансовой ситуации, которая, безусловно, не могла не отразиться на творчестве именитых художников, организаторам удалось провести это мероприятие на достойном уровне.
Николай ИВАНЕНКО, ostrauhdesignstudio: – Ларс фон Триер остаётся одним из самых гениальных режиссеров на сегодняшний день. Новый его фильм, который спровоцировал скандал на кинофестивале в Каннах, я не смотрел. На самом деле я люблю раннего фон Триера, поздние его картины мне кажутся депрессивными. Мои любимые фильмы у этого режиссера – «Европа», естественно, и «Рассекая волны». Ларс фон Триер – это, наверное, единственный кинорежиссер, который действительно стоит на стороне человека, в основном человека маленького. Он единственный, кто этого человека защищает – и не думает, захватит он внимание массового зрителя или нет. Фон Триер озабочен только тем, чтобы сказать людям: «Не будьте злыми, попытайтесь жалеть окружающих», – вот и всё.
Владимир ВАСИЛЕНКО, журналист, педагог: – Поскольку фильма «Антихрист» я, как и большинство моих соотечественников, не видел, могу комментировать только скандал. Сам по себе скандал – это не хорошо и не плохо: в истории искусства несть числа скандалам, многие из которых по прошествии времени кажутся нелепыми и абсурдными. Скандалом закончилась премьера драмы Виктора Гюго «Эрнани», улюлюканьем добропорядочных буржуа была встречена «Мадам Бовари», Бодлера угрожали убить в ответ на «Цветы зла», Набоков покинул Америку после травли «Лолиты». Продолжать? Вместе с тем скандал вовсе не обязательно означает появления шедевра: голая задница Бориса Моисеева по-своему скандальна, но это всего лишь голая задница. Подождём появления «Антихриста» в файлообменной сети, скачаем, посмотрим, а потом уж будем судить. Пока я склонен больше доверять великому режиссёру, нежели его хохочущим, свистящим и бранящимся хулителям. Вспомним, как были восприняты триеровские «Идиоты», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвиль», – что-то я и там особого единодушия не замечал. И кто оказался прав?
Николай ТАРХАНОВ, режиссёр: – Каннский фестиваль, безусловно, одно из самых амбициозных мероприятий в мире кино. Результаты его, на мой взгляд, не всегда объективны. Если честно, с некоторых пор я перестал внимательно следить за жизнью, развитием этого фестиваля. Потому что мне интересна не только чужая творческая жизнь. Больше времени я уделяю развитию своих проектов и съёмкам своего кино. Наряду с Каннским фестивалем есть ведь масса других кинематографических конкурсов, фестивалей и форумов – и в России, и в мире. Да, возможно, они не такие пропиаренные, не такие помпезные, известные, но это тоже профессиональные мероприятия. Каннский фестиваль сегодня – это, скорее, даже больше какой-то коммерческий проект. С другой стороны, участие в этом фестивале, представление там своих работ считается неким важным этапом, стартом в профессиональной жизни. Кинокартина не всегда снимается с единственным желанием: поучаствовать в Каннах. Есть другие задачи, которые ставит перед собой киношник. Но если моя работа будет признана на этом мероприятии, не могу сказать, что отнесусь к этому событию равнодушно.
|