Над вопросом выхода страны из экономической «зимы» с минимальными потерями ломает голову не один десяток экспертов и государственных деятелей. На федеральном уровне принята антикризисная программа, которая призвана помочь подъёму страны в сегодняшних непростых реалиях. Напомню, что и краевое Правительство поддержало эту политику и буквально в первых числах текущего года представило превентивные меры по стабилизации социально-экономической ситуации в крае. О том, как реализуется антикризисная программа на региональных подмостках и каковы приоритеты властей в вопросах государственной поддержки на сегодняшний день, беседуем с заместителем председателя Правительства Красноярского края Андреем Гнездиловым. – Андрей Алексеевич, вы недавно назначены на пост заместителя председателя Правительства. Какие задачи ставит перед вами губернатор? И в целом, на чём собираетесь сосредоточить своё внимание в первую очередь? – Безусловно, основная задача – это реализация всего спектра антикризисных мероприятий: и формирование нормативной антикризисной базы с учетом широкого общественного обсуждения, и модернизация уже действующей, а также непосредственная реализация всех этих мер и, конечно, контроль с целью достижения качественных результатов. – А в чём заключается «качественность» результатов? – Это, в первую очередь, сокращение безработицы, это формирование нового облика, нового имиджа всех отраслей промышленности Красноярского края, для того чтобы из кризисных времен мы вышли одним из сильнейших регионов, может быть, даже не только в Сибири, но и в России в целом. Сюда будут входить меры, касающиеся вопросов на проблемных предприятиях с неустойчивым экономическим положением, которым надо помочь в текущем режиме. Но, пожалуй, основной задачей могу назвать поиск тех серьезных точек роста, которые будут определять промышленное и экономическое лицо нашего региона в перспективе пяти – десяти лет. Сейчас ведь многие предприятия в самых разных отраслях чувствуют себя не очень уверенно, это общемировая тенденция. Мне кажется, это тот самый момент, когда нам необходимо сосредоточиться на поддержке тех, кто будет расти, где будут очевидны заложенные основы как для занятости населения, так и для использования новых технологий, расширения рынков сбыта. Вот основное направление моей работы. Параллельно уже я возглавлю инвестсовет Правительства края – это тот самый инструмент, с помощью которого можно реализовать вышеобозначенные мероприятия: речь о государственных гарантиях, компенсации процентных ставок и других механизмах. Но помимо непосредственно выдачи гарантий или работы, связанной с финансовой поддержкой предприятий, обязательное внимание краевые власти будут уделять усилению производственной кооперации внутри региона. Это подразумевает поиск тех самых заказов, государственных и частных, которые могут выполняться красноярскими предприятиями, но по каким-то причинам производятся за пределами региона или даже страны. Необходимо такие заказы стягивать сюда – благо в крае громадный промышленный, кадровый и научный потенциал, которым многие регионы не могут похвастаться. Наша задача – консолидировать все эти силы, ресурсы и создать серьезный «кулак», который поможет выйти из сложившихся реалий, во-первых, в короткие сроки, а во-вторых, обновленными. Этим спектром задач будем активно заниматься. Начальные условия, действительно, не очень радужные, достаточно серьезно выросла безработица: если на начало года на учете было 36 тысяч человек, то на 1 мая в службу занятости обратилось уже 52 тысячи желающих трудоустроиться. Эту тенденцию, безусловно, необходимо переломить, и я надеюсь, что совместными усилиями всех краевых министерств удастся это сделать. Все понимают: в любом деле есть пессимистичные и оптимистичные прогнозы. Моя задача – чтобы оправдался оптимистичный вариант развития событий. – В начале года Правительством края были разработаны и предложены так называемые «антикризисные пакеты». Можно ли уже оценивать их эффективность? – Да, безусловно. Надо сказать, что кризис 2008–2009 годов кардинально отличается от всех известных экономических потрясений нового времени, поэтому бороться с ним – это такая интеллектуальная, если хотите, творческая задача. Нельзя сказать, что все предложенные меры удались. Да, собственно, и на федеральном уровне мы видим, что многие стабилизационные меры еще не заработали в полную силу и не показали собственную эффективность. Однако есть качественные меры, которые надо модернизировать и улучшать в ответ на вызовы окружающей среды. В целом инициативы, заложенные в эту антикризисную программу, очевидно хороши, и часть этих мер нормально работает. Это и направления помощи лесного комплекса, и программа поддержки по снижению напряженности на рынке труда. При этом часть мер, например субсидирование оплаты услуг ЖКХ или выдача образовательных кредитов, на мой взгляд, подлежит дополнительному улучшению с учетом сегодняшней ситуации. Этим мы обязательно займемся, более того, намечен целый ряд новых законопроектов, которые сейчас разрабатываются правительством. Готовится порядка пяти проектов законов, и это, пожалуй, только начало, поскольку изменения внешних условий происходят достаточно активно, и на это просто необходимо мобильно реагировать. Самое главное здесь – сохранить приоритеты. – Каковы эти приоритеты? – Они просты. Повторю, Красноярский край из кризиса должен выйти обновленным и еще более мощным регионом. Это первое. И второе – необходимо максимально снизить негативный социальный эффект от всех экономических потрясений. – Известно, что губернатор недавно поручил Правительству разработать и представить единую антикризисную программу. Интересно узнать, на каком она этапе на сегодняшний день? И каковы её основные направления? – Формат программы уже сформирован. Это пакет антикризисных законов, которые в настоящий момент подлежат уточнению. Новая, модернизированная антикризисная программа будет в максимальной степени приближена к сегодняшним реалиям. Как только она будет окончательно готова, она тут же будет представлена губернатору края. – Такой вопрос: участвуют ли в обсуждении стабилизационных мер эксперты из реального сектора экономики и общественных организаций? – Моя задача – провести серьезный разговор по каждой отрасли совместно с общественными организациями, которые аккумулируют у себя текущие предложения. Сегодня есть разные определения нынешнего кризиса – «экономический», «финансовый», «ипотечный». Однозначной характеристики нет. Поэтому бороться с этим явлением надо сообща, используя все интеллектуальные силы региона. Привлекая, безусловно, представителей реального сектора, и нашу мощную науку, и общественные организации. Наша задача – избежать оптимизации производств за счёт сокращения рабочих мест, необходимо бросить все силы и средства на энергосберегающие технологии, на реструктуризацию производства, для того чтобы сохранить трудовые коллективы, увеличить количество и улучшить качество выпускаемой продукции. Здесь мы готовы к открытому разговору со всеми предприятиями. Я постоянно встречаюсь с представителями наших заводов, мы общаемся на антикризисных заседаниях, работаем с экспертами в соответствующих областях. – На днях вы уже в новой должности были с визитом на заводе холодильников «Бирюса» и на Комбайновом заводе. Ваша оценка положения дел на этих предприятиях: какие проблемы удалось выявить? Какие задачи требуют первостепенного решения? – Самое главное в вопросе «Бирюсы» – заявленного сокращения еще ста пятидесяти человек не будет. У нас состоялся откровенный разговор с собственником предприятия об их дальнейшем развитии, обсудили возможности, которые может предоставить со своей стороны власть. Особенно хотелось бы отметить, что та продукция, которую сейчас выпускает «Бирюса», абсолютно соответствует всем высоким требованиям мирового уровня. Это как раз тот случай, когда за слоган «покупай отечественное» совершенно не стыдно. На заводе в силу сложившейся кризисной ситуации открыли еще и дополнительную линию производства холодильников «AKAI». Безусловно, таким предприятиям необходимо помогать, это та ситуация, когда имеется возможность завоевать рынки за пределами края: закрылись заводы с аналогичной продукцией в Саратове и Орске, освобождаются ниши, которые нам в срочном режиме необходимо завоёвывать. Что касается Комбайнового завода – здесь мы наблюдаем пример производственной кооперации и эффективного использования федеральных средств на площадке края: теперь КЗК будет производить дорожную технику для Управления федеральной дороги «Байкал». Более того, после нашей туда поездки к руководству уже обратились сельскохозяйственные и геологические организации с вопросом модернизации своего машинного парка. Важный момент: десятилетиями считалось, что красноярские комбайны неконкурентоспособны, но, побывав на предприятии, я убедился, что сейчас это абсолютно современная техника, «серьёзные» машины, которые могут использоваться как в крае, так и за его пределами. Скорее всего, нам даже удастся удержать объем производства в 2009 году на уровне 2008, несмотря на абсолютно кризисный первый квартал. Не всегда со стороны государства предполагается финансовая помощь. Мы будем, к примеру, заниматься позиционированием нашей продукции на федеральном уровне – помогать предприятиям находить новые рынки сбыта, если хотите, лоббировать интересы местных производителей. – Не секрет, что сегодня банки неохотно предоставляют кредиты предприятиям и населению, плюс ко всему – поднимают процентные ставки по уже действующим кредитам. Удалось ли Правительству края наладить конструктивный диалог с банковским сектором? – Диалог у нас полностью налажен. Я бы не смог выделить ни одного банка, который не откликается на соответствующие просьбы рассмотреть, обсудить вопрос. Но банковская среда Красноярского края находится в общей банковской системе Российской Федерации, и те условия, которые сейчас выставляются в целом по системе, для промышленного сектора практически не- подъёмны. Взять, например, ту же самую Америку, Европу: ставки центробанков существенно ниже. В результате предприятия получают выгодные кредиты под минимальные ставки от местных банков. А дешёвое кредитование, как известно, способствует развитию предприятия и привлечению новых технологий. У нас иная ситуация: на те 12% годовых, которые сейчас выдаются Центральным банком, накручиваются еще надбавки коммерческих банков – от двух до десяти процентов и даже выше. Понятно, что необходимой рентабельностью, чтобы удовлетворять условиям кредитования, может похвастаться не каждое предприятие. Поэтому система может дать сбой: представители бизнеса будут копить задолженность по дорогим краткосрочным кредитам, а это неблагоприятным образом скажется и на жизни самих предприятий, и на самочувствии банковского сектора. Думаю, мы в этом вопросе будем разрабатывать отдельные, конкретные меры, выходить на федеральный уровень. Кризис российский не похож на то, что проходит в других странах: если там этот процесс сопровождается или очень низкой инфляцией или даже дефляцией, то у нас инфляция составляет практически двойную цифру. Важно понимать, что корень проблемы не в регионе, у нас сильный банковский сектор, готовый к эффективному сотрудничеству с властью. Нужно искать понимания у федерального правительства, которое может совместно с Центробанком принять соответствующие решения или по поэтапному снижению, или по компенсации части процентной ставки. Наша задача – инициировать это обсуждение, которое позволит понять, что нужно делать в рамках страны, чтобы положительный эффект транслировался к нам в край. – Понятно, что с позиции руководителя предприятия в контексте этих непростых социально-экономических реалий проще всего уповать на господдержку. Быть может, есть те, кто самостоятельно пытается бороться с кризисом? – Конечно, такие примеры есть, они работают в нормальном режиме, получают прибыль. К примеру, по многим направлениям неплохо себя чувствуют энергетики. Тут необходимо сказать, что управленцам предприятий не стоит поддаваться этому всеобщему ажиотажу сокращения рабочих мест, пользуясь, так сказать, кризисом в кавычках. За этими моментами мы будем пристально следить, дабы не возникали ситуации, когда менеджмент, а иногда и собственники пытаются использовать всеобщую истерию. Но тем не менее в той или иной степени практически все испытывают трудности. По общим оценкам, сельскохозяйственный сектор кризисные явления переживает хорошо. Но разговоры с конкретными представителями этой отрасли позволяют разглядеть существующие проблемы каждого отдельного предприятия. И тут опять встаёт вопрос о лоббировании красноярской продукции на всех уровнях. Путь простой «раздачи денег», конечно, неуместен. Там, где есть перспективы роста, где есть временные трудности, мы будем искать выходы из ситуации, рассматривать каждый случай индивидуально. Нет, к сожалению, единого рецепта для всех: в пределах одной отрасли есть болевые точки, которые необходимо выявлять и «лечить». Безусловно, говоря о помощи предприятиям, мы учитываем интересы каждого человека, нам важно смягчить негативные социальные последствия, которые даёт кризис. Как сказал однажды депутат Законодательного Собрания Юрий Абакумов, «зарплату надо получать в кассе предприятия, а не в кассе социальной помощи». Конечно, бывают разные жизненные ситуации, но очевидно то, что перспективы Красноярского края связаны в первую очередь с промышленностью, а для её развития необходимо внедрение новых технологий. Победителем будет высокотехнологичное предприятие, обладающее качественным кадровым потенциалом, имеющее эффективную логистику, налаженные связи, пользующееся поддержкой властей. Эта универсальная схема, которая срабатывала во всём мире, думаю, сработает и в нашем случае. А если только раз за разом повторять слово «кризис» – проблем меньше не станет. |