Актуально: как изменилась краевая казна? Напомним, что практически месяц назад Правительство края представило на суд Законодательного Собрания проект нового закона «О внесении изменений в закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов». Все минувшие недели на профильных комитетах шли жаркие обсуждения этой законодательной инициативы. 26 мая она была вынесена на сессию. Совершенно очевидно, что необходимость корректировки «краевой копилки» вызвана общим спадом экономики. Как заметил заместитель председателя Правительства края, министр финансов Михаил Котюков, говоря об исполнении бюджета края за первые три месяца 2009 года, за прошедший период «экономика и бюджет региона уже ощутили на себе ухудшение мировой конъюнктуры цен на цветные металлы». По словам Михаила Михайловича, конъюнктурные условия оказались примерно в два раза хуже, нежели это закладывалось при составлении бюджета. Взять хотя бы никель: при запланированной его цене в 20 тысяч долларов за тонну этот благородный металл стоил 10,5 тысячи. Не радужные показатели и в промышленности: индекс производства упал на 9%. Плюс ко всему сжатие объема инвестиционных отчислений, сокращение фондов оплаты труда вполне закономерно привели к снижению налогооблагаемой базы и, как следствие, денежных поступлений в бюджеты всех уровней. «Общие потери консолидированного бюджета оцениваются в более чем 51 миллиард рублей, краевого бюджета – в более чем 40 миллиардов рублей. Мы понимаем, что сокращение расходов в таком объеме может повлечь серьезные негативные последствия для экономики и социальной сферы края. Мы подготовили проект, предполагающий сокращение расходов краевого бюджета на 24,1 миллиарда рублей. Плюс еще примерно на 6 миллиардов – города и районы, всего около 30 миллиардов рублей. Недостающую сумму планируем получить за счет федеральной помощи и в результате работы с крупными налогоплательщиками», – заявил министр финансов Красноярского края. Надо понимать, что бюджет состоит как из собственных доходов и расходов, так и из федеральных средств. Так вот в результате корректировки общая сумма бюджета края стала не меньше, а больше – как раз таки за счет дополнительного финансирования центра. Но деньги эти целевые и могут направляться лишь на определенные статьи расходов. А это в основном крупные инвестиционные проекты, поддержка строительного рынка, программа капитального ремонта жилого фонда плюс социальная политика, разумеется. На корректировке краевых статей доходов и расходов они не сказываются. Что касается бюджетных приоритетов, которые обозначило краевое Правительство, то это, в первую очередь, социальные расходы: зарплата бюджетникам, социальные гарантии, льготы и пособия – всё, что утверждено законами края. Немаловажный момент – помощь территориям. Здесь не только сохранение в полном объеме всех дотаций, но и выделение дополнительных 5 миллиардов рублей на выдачу бюджетных кредитов муниципальным образованиям. Конечно, не осталась без правительственной протекции и реализация антикризисных мер. В частности, финансовое обеспечение краевого заказа на строительные, дорожные работы, поддержка сельского хозяйства, поддержка краевых инвестиционных проектов, а также финансирование объектов капитального строительства со сроками сдачи в текущем году и на завершающей стадии. Под сокращение попали, в первую очередь, нераспределенные резервы. В частности, резерв на отраслевую систему оплаты труда – 7,5 миллиарда рублей. Принято решение в этом году завершить подготовку нормативных правовых актов, а поэтапную реализацию и, соответственно, финансирование проекта начать в следующем году. Также изымается из бюджета нераспределенный резерв на инвестиционные проекты. Из 5 миллиардов рублей были распределены 1,5 миллиарда, оставшиеся 3,5 сокращены. Под сокращение попал и нераспределенный ресурс, который предполагался в рамках целевых программ: это новые мероприятия, новые объекты строительства. Правительство края настаивает, что оно не отказывается от перечисленных проектов, а переносит их реализацию на следующий бюджетный период. «Корректировка бюджета – процесс трудный и ответственный. За каждой бюджетной строкой стоят интересы конкретных людей, – говорит Михаил Котюков. – Нынешние изменения соответствуют экономической ситуации: уменьшились собственные расходы и доходы бюджета. 24 миллиарда рублей – это объем тех средств, которые будут исключены из бюджета края. Мы считаем, что ранее заявленные базовые приоритеты при этом, конечно, должны сохраниться: средства для выплаты заработной платы, для социальных выплат гражданам сохранены в полном объеме. Есть уточнения по нашим программам: в этом году не будем внедрять отраслевую систему оплаты труда. К ней было неоднозначное отношение, поэтому, считаю, пауза необходима, чтобы провести дополнительные консультации, принять законы и смотреть, как они будут восприняты обществом. Инвестиционный фонд мы отчасти уменьшаем. Но эти сокращения лишь по той части, по которой еще не было принято решения поддержки тех или иных инвестпроектов. Так, озвученный объем средств в полтора миллиарда рублей соответствует уровню прошлых лет. В рамках программы строительства свои коррективы: ряд объектов, которые предполагалось начать строить, перенесены на более поздний период. Это не значит, что мы о них забыли или вообще отказались, – их финансирование начнется по мере того, как появятся деньги. Все базовые расходы должны быть у нас сохранены, есть определенные перераспределения между отдельными подразделениями бюджета. Важно понимать: это не секвестр («урезание». – Прим. авт.) бюджета, это корректировка. Мы не ставили задачу урезать расходы по министерствам, мы анализировали каждую бюджетную строку, каждую программу и именно адресно искали возможность уменьшить расходы. Поэтому сейчас некорректно было бы говорить, что та или иная отрасль пострадала больше, а другая вышла из процесса корректировки с наименьшими потерями. Из бюджета в первую очередь изъяли средства, которые были, скажем так, не распределены», – добавил министр. Уже на комитете по бюджету и налоговой политике, который прошел в преддверии майской сессии Законодательного Собрания края, прозвучали конечные цифры корректировки бюджета-2009. Объем сокращения – 24,1 миллиарда рублей. Дефицит краевой казны – 29,6 миллиарда рублей. В результате депутатских поправок собственные доходы и расходы бюджета увеличились на 303 миллиона рублей. Дополнительные средства в краевом бюджете – доход от размещения Правительством края средств краевого бюджета на банковских депозитах. Эти деньги решено направить на финансирование целевых программ. После обсуждения законопроекта в комитетах ЗС депутаты внесли ряд поправок, касающихся перераспределения расходов из одной статьи в другую на общую сумму 247 миллионов руб-лей. В итоге после корректировки общие доходы краевого бюджета составляют 108 797 514,5 тысячи рублей, общие расходы – 138 410 614,3 тысячи рублей. Как афористично заметил первый заместитель председателя Заксобрания Валерий Семёнов, «будем плакать, но выходить на те параметры, которые можем покрыть реальными доходами». Стоит добавить, что корректировка бюджета прошла независимую экспертизу. Предлагаемые законопроектом изменения, по мнению Экспертного совета, необходимы в сложившейся экономической ситуации, «включены в комплекс предупредительных мероприятий, направленных на повышение эффективности и экономного использования бюджетных средств и в конечном счете на стабилизацию социально-экономической ситуации в крае». «Благодаря нашей жёсткой бюджетной политике еще с конца прошлого года, на сегодняшний день мы стабильно выполняем свои обязательства, закрепленные законом», – подытожил Михаил Котюков. Сейчас, когда этот номер «Конкурента» уходит в печать, подошла к концу сессия Законодательного Собрания, повесткой дня которой стали новые цифры бюджета 2009 года. Проект закона о корректировке краевого бюджета был принят депутатами ЗС сразу в двух чтениях. Стоит отметить, что на антикризисные мероприятия в бюджете заложено 51,3 млрд руб-лей, на финансирование строительства социальных объектов на завершающей стадии – школ, больниц, учреждений культуры – 2,2 млрд рублей. |