Новый сериал скандального режиссёра Валерии Гай Германики рассказывает историю четырёх женщин слегка за тридцать, каждая из которых несчастна по-своему.
Светлана ХОДЧЕНКОВА и Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ.
На Первом канале продолжается показ «Краткого курса счастливой жизни» – многосерийного телефильма о женщинах и для женщин. Экзистенциальная мелодрама с «сиськами в кадре» После того как в 2010 году по телевизору был показан сериал «Школа», имя его режиссёра – молодой эпатажной Валерии Гай Германики – узнала вся страна. До сих пор в истории отечественного ТВ ни один сериал не вызывал такого резонанса в обществе, не порождал столько горячих споров и уж тем более не выносился на обсуждение в Государственной Думе. Естественно, новая работа Германики, о чём бы она ни была, заведомо вызывает интерес. Тем более что, по словам создателей «Краткого курса счастливой жизни», это проект такой степени откровенности, которой на российском телевидении ещё не было. «Говоря о новой степени откровенности, мы не имеем в виду присутствие каких-то шокирующих сцен, обнажёнки или насилия, – рассказывает продюсер проекта Денис Евстигнеев. – Всё это мы много раз видели. В данном же случае речь идёт о новой степени правдоподобия на экране. При том что это художественная, а не документальная история, глядя на экран, испытываешь ощущение, что тебе показывают подсмотренный кусок жизни реальных людей. Всё, что делает Германика, окрашено её яркой индивидуальной манерой. В этом смысле «Краткий курс счастливой жизни» по стилистике повествования – в какой-то мере продолжение сериала «Школа», её фильма «Все умрут, а я останусь». Но герои здесь совершенно другие, соответственно, иные и их проблемы, поступки, переживания. В центре сюжета уже не подростки, не школьники, а поколение тридцатилетних. Отношения мужчины и женщины, родителей и детей – всё это остаётся, но уже на ином – более взрослом уровне. Персонажи сериала – это не представители богемы, гламурной тусовки, а самые обычные люди с самыми обычными проблемами. Я надеюсь, зритель легко узнает в них своих соседей, друзей, самих себя, в конце концов». Видимо, чтобы подогреть интерес к новой работе Германики, в трейлере к сериалу предлагалось увести от экрана детей, а сам фильм маркируется рейтингом 18+. Константин Эрнст заявлял, что для Первого канала Германика сняла эротику. Однако сама Валерия в своей работе ничего скандального не видит: «Ой, я в этом не разбираюсь. Я ж неадекватная в этом плане. Все говорят: «Такой скандальный сериал». Я ничего скандального там не вижу. Ну есть сиськи в кадре. И что?» У многих телезрителей и кинообозревателей уже появились ассоциации со знаменитым сериалом «Секс в большом городе». Однако продюсер «Краткого курса» Денис Евстигнеев уверяет, что «четыре героини – единственное, что связывает фильм Германики с «Сексом в большом городе» математическим образом». «У нас обсуждают мало, больше действий, – рассуждает о своём детище Валерия Гай Германика. – Есть одна баба – она главная героиня, ее парень – главный герой. Есть три ее подруги и их парни – тоже герои. Там даже моя собака снялась. Она тоже герой. Главное отличие этого сериала от того, что я делала раньше, в том, что это больше не драма. Это – экзистенциальная мелодрама. Новое определение моего творчества».
Ирина ХАКАМАДА в новом сериале исполнила роль психолога. --- Валерия Гай Германика (имя при рождении – Валерия Игоревна Дудинская) родилась в 1984 году в Москве. Отец – журналист Игорь Дудинский. Мать – театральный гримёр. Была названа бабушкой, которая очень любила роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак», в честь жены римского диктатора Луция Корнелия Суллы. Валерия Гай – это имя, а Германика – фамилия. Окончила Школу кино и телевидения «Интерньюс». С 19 лет снимает кино. По её собственным словам, «работала оператором на порностудии». Фильм Германики «Девочки» попал в программу фестиваля «Кинотавр» и получил там приз за лучшую короткометражную киноленту, а также был показан в рамках «Дня России» на 59-м Каннском кинофестивале. Следующая картина, «День рождения инфанты», вошла в основной конкурс «Кинотавра». Фильм «Все умрут, а я останусь» был показан на Каннском кинофестивале 2008 года в конкурсе «Золотая камера» и был удостоен Особого Упоминания (Mention Speciale) жюри этого конкурса за лучший дебютный полнометражный фильм. Валерия – вегетарианка. В 2008 году у нее родилась дочь Октавия. В 2010 году Валерия Гай Германика сняла сериал «Школа».
Режиссёр «Краткого курса счастливой жизни» Валерия Гай ГЕРМАНИКА. --- Ксения Собчак сыграла тётю Надю с пуделями История «Краткого курса» довольно проста. Четыре не очень юные девушки ходят в офис, жуют зефирчики, читают гороскопы, фоткаются полуголые на айфон, вместо того чтобы составлять сметы, обсуждают мужиков, детей и тупую работу. У всех, естественно, проблемы. У одной (Ксения Громова) муж интернет-фрик, другая (Алиса Хазанова) бегает от врача к врачу, пытаясь завести ребенка, третья (Анна Слю) ждет волшебного принца, который оценит по достоинству сапоги-ботфорты и свинку-пуфик у кровати. Главная героиня (Светлана Ходченкова) презирает мужчин, спит с кем попало, а когда выясняется, что парень, из квартиры которого она сбежала полчаса назад, – ее новый босс, восклицает: «Вчера я была для тебя обычной шлюхой из бара, а сегодня оказалась еще и интеллигентной женщиной». «Всё не то, всё не так. Развод с мужем, она остаётся одна с маленьким ребёнком! И гулять ей хочется, потому что она молодая женщина – почему нет? Ей хочется и какого-то драйва жизненного, и любви, конечно же, в первую очередь!» – рассказывает о своей героине актриса Светлана Ходченкова. Любви здесь хочется всем и каждой. В агентстве по подбору персонала Саша сразу становится своей. Ведь у коллег и новых подруг всё так же запущено в личной жизни. У Любы, например, вроде и муж есть, но ни детей, ни счастья. «Моя героиня сильная, даже жёсткая в чём-то. Но я так понимаю, уже пожив с ней какое-то время, что на самом деле она гораздо слабее, чем кажется!» – объясняет актриса Алиса Хазанова. Это кино, как и хотели создатели, вскрывает самые больные семейные и душевные женские раны, которые требуют срочного лечения. А то ведь можно, как Катя, жить и притворяться, будто всё хорошо. «Внешнее благополучие, двое детей. Но, как потом оказывается, всё не так счастливо. Муж у компьютера, а не в сердце жены. Ну, как обычно, в общем», – рассказывает актриса Ксения Громова. И самой инфантильной из подруг – Ане – пока не везёт в любви. Её квартира похожа на кукольный дом, вся зарплата уходит на яркие шмотки, и то, что у неё в голове, отпугивает мужчин. «Девушка, которая никогда не теряет надежду, что бы ни происходило, она всегда знает, что всё будет хорошо! Ищет и ищет, и каждый раз надеется, что тот мужчина, который проявляет к ней интерес, это тот единственный её мужчина. А получается по-разному», – говорит актриса Анна Слю. «На главные роли я пригласила актрис, которых хорошо знала и с которыми давно мечтала поработать. Единственным актером, которого я не знала (мне дал его Константин Эрнст), был Кирилл Сафонов – он сыграл женатого босса. Но и с ним мы отлично сработались, – рассказывает Валерия Гай Германика. – В картине много неожиданных ролей: Ксения Собчак играет тетю Надю с пуделями, Ирина Хакамада – психолога. В эпизодах снялись все мои друзья: Рома Зверь, Олег Гаркуша, Пахом, Лера Кудрявцева, Женя Митта, продюсеры Игорь Толстунов с Денисом Евстигнеевым». Сама Валерия Гай Германика сыграла в сериале ясновидящую. «У Германики фантастическое чутьё на правду в кадре, – говорит продюсер сериала Денис Евстигнеев. – Она улавливает каждую мелочь, каждый нюанс. Начинаешь смотреть фильм – и уже через пять минут забываешь, кто тут известный, кто нет, – все они растворены в атмосфере, созданной режиссёром. То же касается и медийных лиц, которые появляются в сериале. Они не выглядят там инопланетянами, не выбиваются из стилистики».
Ксении СОБЧАК роль показалась «забавной, необычной». --- Не хуже «Доктора Хауса»? Из числа известных людей, не являющихся актерами, наиболее серьезно в фильме задействовали политика, экономиста и писателя Ирину Хакамаду – она сыграла одну из наиболее значимых ролей и начитала концептуально важный закадровый текст. «Я опытная женщина, много повидавшая в жизни, у меня было, по крайней мере формально, четыре брака, к тому же, поскольку я читаю мастер-классы, ко мне в огромном количестве приходят другие женщины со своими проблемами. И я могу сказать, что у всех у нас происходит всё то же самое, – рассказывает Ирина Хакамада. – Удивительный талант Валерии в том и заключается, что она, будучи еще совсем молодой, просто позвоночником чувствует человеческий материал. Поэтому актрисы у нее играют не так, как обычно играют в сериалах. Каждому актеру она дает возможность органично проявить себя, и при этом знает, что именно данная форма проявления ей нужна. Она прекрасно разбирается в людях на стихийном уровне. Другое дело, что она специально создает себе определенный имидж, но это провокация. Она не демонстрирует свою мудрость, свое видение мира, которое у нее, несомненно, более глубокое, чем кажется. Она делает провокативное кино, но при этом дико правдивое, и никакого инфантилизма в нем нет. Это жесть абсолютная, но с юмором и с самоиронией». Главная интрига сериала – удастся ли героиням преодолеть «концепцию бабьей доли», с которой они входят в систему отношений, созданную Козловой и Германикой, и если да, то с помощью какого катарсиса дамы смогут перестать воспринимать семью как каторгу, мужчин как источник неприятностей, а детей как стихийное бедствие. «Россия – женская страна, в которой от всего происходящего больше всего страдают женщины, – продолжает Ирина Хакамада. – С одной стороны, им легче адаптироваться, и они на себе всё тянут, с другой – психологически им тяжелее. В стране, где большинство составляют женщины, побеждает психология мужского доминирования. Муж, например, говорит жене: почему у нас ребенок в 14 лет уже спит с кем хочет? Ты женщина, ты за всё и отвечай. Поэтому что неправильного или несправедливого в появлении женских сериалов? Есть боевики, есть фильмы про десантников и ментов, а это фильм про женщин. Причем сделан он с большим вкусом. Мы уже видели «Секс в большом городе», но там всё построено по некой искусственной схеме. Там всё нереально, хотя весело и смешно. Вернее, проблемы реальные, а драматургия не реалистичная. Герои говорят ненатуральными голосами и выглядят как куклы. Это сумасшедший, красивый, интересный жанр, но мы не стали это копировать, и слава Богу. Впрочем, у нас была попытка изобразить такие же искусственные картинки – «Все мужики сво...», но эта была пошлость. А здесь – прекрасный сериал. Я бы сказала, сериал уровня «Доктора Хауса».
Алиса ХАЗАНОВА (Люба).
Анатолий ЗЯБРЕВ, писатель (Красноярск): – Мне совершенно не понравился ни сам фильм, ни анонсы к нему. Бродят какие-то странные личности, камеру качает. Снято, как любительский фильм, на уровне самодеятельности. Всё серо, мрачно, и сюжетная линия за этим практически не просматривается. Мне совершенно непонятно, что культивирует этот сериал и что он может дать зрителю. На мой взгляд, Первый канал должен показывать не это. На отечественном телевидении найдутся более интересные и достойные картины.
Вероника МАХОТИНА, джазовая певица (Красноярск): – Мне очень нравится сама Германика, и то, что она делает, всегда вызывает массу эмоций и разговоров. Это потому, что человек талантлив. У неё своеобразный стиль, который ни с чем не спутаешь. Это похоже на документальный фильм, снятый на плохую камеру. Её работы очень честны. Может быть, кому-то они не очень нравятся с точки зрения эстетики, но, на мой взгляд, эта девушка просто поцелована Богом, и я думаю, что у неё большое будущее. Фильм «Краткий курс счастливой жизни» показывает судьбы нескольких женщин, их взаимоотношения с людьми, с мужчинами. Это просто самое острое и актуальное, что она хотела нам рассказать. Потому что о семейных отношениях говорят либо хорошо, либо никак, или что-то совсем плохое. А тут просто показаны разные истории – как говорится, смотрите и анализируйте.
Аркадий ОЛИН, помощник руководителя автобазы (Киров): – Сразу скажу, мне никогда не нравилось женское кино (автор сценария сериала – женщина), потому что оно, на мой взгляд, затянутое, с обилием ненужных деталей, диалогами ни о чём. Такое же кино сняла Гай Германика. Как всегда – всё обильно вымазано черной краской без малейшего просвета, мир кругом состоит из неудовлетворенных жизнью, слоняющихся без цели людей. Все главные (да и второстепенные) персонажи мне так или иначе противны. Они не могут ужиться сами с собой, а почему я должен уживаться с ними и принимать с экрана тот яд, который они источают? Пусть Валерия и дальше снимает фильмы про «этот мерзкий мир», это ее дело. Мой мир прекрасен.
Анастасия ДОРОФЕЕВА, переводчик (Иркутск): – В интернете о «Кратком курсе» разгорелась жаркая дискуссия: как плохо снято, какой пошлый фильм и как вообще можно такую чернуху показывать на самом главном «рафинированно-вылизанном» канале? Ни у меня, ни у моего мужа шока сериал не вызвал. А муж так и вовсе сказал, что он от этого режиссёра большего ожидал. Думаю, отрицательные отзывы связаны с тем, что многие в главных героинях себя увидели и свою жизнь. А смотреть правде в глаза не очень-то приятно. Возможно, зрительницы ждали от сериала с таким названием, что им чёткую инструкцию предложат. Но им просто реальную жизнь показали. А выводы пусть уж каждая сама делает.
Татьяна ГРИШИНА, экономист, корреспондент деловой газеты (Пермь): – Мне страшно импонирует то, что делает Германика. Она беспредельщица и, без шуток, очень крутой режиссер. Пожалуй, сегодня Валерия почти единственная, кто работает с жанром псевдодокументалистики, и она в этом – профи. «Краткий курс» хорош, остроумен и безжалостен – абсолютно в духе Германики. Но субъективно «Школа» была интереснее. То ли потому, что «Краткий курс» – это отработка уже освоенных приемов и это приедается, то ли жизнь девятиклассников мне интереснее, чем жизнь тридцатилетних. С другой стороны, радует, что Германика не застряла на школьниках, – как этап в ее творческом пути «Краткий курс» вполне закономерен. Обязательно буду смотреть дальше.
Светлана КРАСИЛОВА, юрист (Пермь): – Это первый сериал Германики, который я смотрю. «ККСЖ» – фильм серый, в нем столько грязи, что после просмотра хочется руки помыть. Я каждый день на час, при просмотре, сознательно себя в какую-то депрессию погружаю. Но при этом в нем жизнь, жизнь как она есть. Мне не близок сюжет, и я каждый раз, когда смотрю, мысленно проговариваю: «Главное, чтобы у меня в жизни не так было. Главное, чтобы не так». Мне 21, и я еще верю в женское счастье без всего того, что показано в сериале. Спасибо Ходченковой за актерскую игру, я ей верю. Спасибо, что Сафонова взяли, ему давно пора было сняться в чем-то посерьезнее трёхсотсерийных мыльных опер.
|