[28]марта[2012]
 
12(000334)

>Читайте в [следующем номере]
«Мой отец родился в Красноярском крае – Манский район, село Сорокино. И для меня этот край тоже близкий и родной»
* Бату ХАСИКОВ

Александр ТАРХАНОВ: «Красноярск даже зимой чистенький, а летом так вообще прелесть»

Боракай: мука на райском островке
(Фоторепортаж)

Хоакин ФЕНИКС:
«Не могу устоять перед женской красотой»


- Пойдёт ли на пользу России антитабачная кампания?

- «Медведи» тянут вниз

- Питер СПИК-МАРИН: «Настоящая ценность придёт со временем»

- НОВОСТИ

- Частный бизнес поможет госкомпаниям в борьбе с коррупцией

- Екатерина ГАУФ, 18 лет, модельное агентство «PermModelLook» (Пермь)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Все понимают, что Северная Корея – государство весьма своеобразное и, говоря неполиткорректным языком, просто отмороженное. Это государство может пойти на иррациональные действия»

Фёдор ЛУКЬЯНОВ,
гендиректор Фонда исследований мировой политики.


 
Александр ТАРХАНОВ: «Красноярск даже зимой чистенький, а летом так вообще прелесть»

«Конкурент» беседует с заслуженным тренером России по футболу.

Общаться с Александром Тархановым одно удовольствие. Нашему брату он никогда не отказывает в интервью, в каждом из которых подчеркивает свою любовь к Красноярску. Недавно он провёл мастер-класс для молодых футболистов «Енисея», а затем принял участие в семинаре для местных тренеров.

– …Я приезжаю в Красноярск, потому что у меня здесь много родственников – сёстры, братья живут здесь, племянники, племянницы. Естественно, тут у меня много друзей, поэтому сюда тянет. Несмотря на почти 40 лет жизни в Москве, считаю себя красноярцем. Красноярск даже зимой чистенький, а летом так вообще прелесть.
– Александр Фёдорович, знаю, что у вас рабочая встреча в краевой администрации. Завесу тайны не приоткроете, по какому поводу встречались?
– Встречался с министром спорта Сергеем Гуровым. Ему тоже интересно, наверное, общаться с людьми, как и мне. Я хотел пригласить его в Москву, показать нашу базу, где мы интернат открыли, поля сделали для детской спортивной школы.
– Тема вашего возможного возвращения в красноярский футбол как-то обсуждалась?
– Нет, об этом речи не было. Понятно, что тот же «Енисей» просит оказывать какую-то помощь в селекции, и я стараюсь не отказывать.
– Дабы закончить тему: тренер Александр Фёдорович Тарханов рассматривает работу в Красноярске? Мало ли что у нас может произойти, и в следующем сезоне у «Енисея» будет задача выхода в премьер-лигу, а вам поступит предложение возглавить команду…
– Как поступит такое предложение, тогда и надо разговаривать на эту тему. Сейчас неэтично говорить об этом, потому что есть команда, тренерский состав, руководство, которые хорошо работают. Первый год в ФНЛ, и они уже практически обеспечили себе прописку в первом дивизионе на следующий год.
– За выступлениями «Енисея» следите?
– Я по телевизору несколько раз видел игры. Если взять первую часть чемпионата, то они достаточно хорошо сыграли. Я такого не ожидал. Не знаю, что случилось во втором круге, потому что там они выступали менее удачно. Может быть, это свойственно командам, которые только выходят в первую или высшую лигу. Бывает, что они начинают играть без боязни, а потом уже, когда вроде начинает высвечиваться результат, начинается какая-то боязнь, нервозность, игра уже пропадает – и, естественно, пропадает результат. Думал, что однозначно в восьмерке команда будет, но не получилось.
– О ком из игроков «Енисея» сейчас говорит московская тренерская элита? Фамилии можете назвать?
– Пока ни о ком. (Смеётся.) Сам я знаю возможности многих ребят из команды. Самое главное, что сейчас удалось сохранить состав. Есть стабильность – значит, будет и результат.
– Пять лет назад мы с вами общались, когда вы приезжали в Красноярск в качестве тренера «Терека». Ситуация с развитием спорта в крае была менее радужной. Взять даже хоккейный «Енисей» вашего давнего товарища Сергея Ломанова, который еле ноги волочил.
– Спорт – это имидж города. Те же хоккеисты, которые боролись в этом году за чемпионство, биатлонисты, борцы приносят славу региону. Очевидно, что всему этому нужно уделять повышенное внимание. Знаю, в Красноярском крае строят очень много искусственных футбольных полей. Я был в Зелёной Роще на «Металлурге», там уже два поля, естественный газон, зимой заливается каток. Не хватает Красноярску манежа, – я видел проект будущего сооружения, он будет уникальным и, несомненно, даст толчок развитию футбола. В большей степени он нужен детско-юношеской школе, поскольку зимой ребята будут играть не на морозе или в спортзале, а на хорошем поле, и прогресс будет налицо. Значит, у команды мастеров будет постоянная кадровая подпитка.
– С той же Самарой, где вы не один год отработали, Красноярск по спортивной инфраструктуре можно сравнить?
– Нет, конечно, в Самаре сейчас исчезают все виды спорта. Остались только футбол и баскетбол. А был женский футбол, хоккей на траве, хоккей, бенди – всё это пропало. При Константине Титове был положительный импульс в Самарской области, а сейчас спорт там пришел в упадок. В Красноярске я вижу, что есть заинтересованность в развитии.
– Так и денег у нас хватает…
– Не думаю, что денег где-то в другом регионе меньше, – они есть везде. Главное – это желание властей, тем более недавно избранный президент Путин сказал, что спорт должен быть на приоритетных позициях в обществе, а люди должны быть здоровыми. Вообще, мне импонирует, как развивается мой родной регион, – взять то же строительство четвёртого моста в Красноярске, заявка на проведение Универсиады в 2019 году. Посмотрите, какой стал Татарстан, там есть всё. Если развивается спорт – развивается город.
– Кстати, у нас скоро выбора мэра.
– Я в курсе, что Пётр Иванович Пимашков ушел. Самое главное, чтобы его место занял человек, знающий город и как нужно тут работать. Из кандидатов я никого не знаю, затрудняюсь сказать, на что они способны, но человек должен быть достаточно образованным, чтобы управлять таким городом. Мэром-то может стать любой, но потом как управлять? Так и в любой другой области, взять тот же футбол: в тренировочном процессе главное же не упражнения, а управление, чтобы создать хорошую команду.
– Вы уже почти год без клуба. По работе не скучаете?
– Во-первых, в Москве у меня есть «Ника», где я председатель совета директоров, работаю с молодыми ребятами, помогаю тренерам. Сейчас мы набрали мальчишек, и они уже за два месяца начинают прибавлять. То проигрывали со счетом 0:5, 3:7, а сейчас в турнире на Кубок Москвы мы заняли 3-е место. Я люблю работать с молодыми футболистами. Среди наших воспитанников тот же Денис Глушаков, очень много ребят играет в первом и втором дивизионах. У нас есть школа, институт, ребята совмещают тренировочный процесс и получение высшего образования.
– На топ-уровень вернуться нет желания?
– Я особо поисками не занимался. В премьер-лиге три круга, турнир в этом году необычный, посмотрим, какие предложения будут весной. Куда-то ехать бороться с безденежьем не хочется. Буду рассматривать только интересные варианты.
– А если их не будет, мы вас сможем увидеть в качестве обозревателя Евро-2012, как это было четыре года назад?
– Такое предложение у меня уже есть. (Смеётся.) Только сейчас немного по-другому. У телеканала «Россия-2» в Польше и на Украине будут только комментаторы и корреспонденты, а вся остальная работа будет на Шаболовке.
– Так что же, на ваш взгляд, ждет сборную России на Евро-2012 на Украине и в Польше?
– Как всегда, надеемся на лучшее. Если рассуждать по-дилетантски, то группа, которая нам досталась, не самая сильная, через нее можно пройти в четвертьфинал однозначно. А если с профессиональной точки зрения смотреть на ситуацию, то нам попались очень сложные команды. Польша, Чехия и Греция играют в тот футбол, который нам неудобен. Все эти команды действуют в организованной обороне, в организованной контратаке. Нам очень сложно играть с такими командами, поэтому мы не можем у Словакии выиграть, Словении проиграли, – они как бы не дают нам играть, не дают пространства. В позиционной атаке мы тоже не всегда хорошо выглядим. Так что главное – подготовиться к игре против вязкой обороны.
– То, что вернулось большинство лидеров в российский чемпионат, это плюс для сборной?
– Конечно, потому что Аршавин в матче премьер-лиги с «Динамо» выглядел уже по-другому. А когда он только приехал из «Арсенала», за сборную «выжался», а потом две игры в чемпионате он сыграл не очень хорошо, не смотрелся. Сейчас мы уже видим другого Аршавина. Также Павлюченко, думаю, быстро наберет необходимую форму за этот промежуток времени. Его последний гол в ворота ЦСКА – лишнее тому подтверждение.
– Александр Фёдорович, в одном из интервью вы честно признались, что победили рак. Вообще мало кто об этом говорит. Не могли бы вы поделиться своей историей? Что здесь главное – выявление на ранней стадии или правильное лечение?
– Главная часть – выявление. В советские времена были обязательные обследования, сейчас этого нет. У кого есть деньги, тот и проходит обследования, потому что всё платное. Я всё время за собой следил, ежегодно езжу в санатории на лечение. У меня были камни в почках, я их вылечил, уже, наверное, лет пять нет. Я ездил на отдых в Кисловодск, Железноводск, сборы там проводил, каждый раз три недели уделяю внимание своему здоровью. Там регулярно проходил углубленное обследование, где и выявили онкологию. Я поехал в Литву на операцию. Потом еще одна опухоль была рядом, я об этом знал, – меня, когда сделали операцию, предупредили, что есть небольшая опухоль, я ее контролировал. Литву выбрал, потому что там работал, чтобы не было суеты, перелетов, самая дальняя поездка – два часа на автобусе. Вторую операцию, когда началась прогрессия, мне сделали в Москве.
– Для этого не обязательно ехать в Израиль, Германию, как сейчас многие делают?
– Нет, у нас очень хорошие врачи. В Москве нашли очень хорошего хирурга, плюс он был болельщиком ЦСКА. (Смеётся.) Сергей Алексеевич Сергеев.
– Как дела у нашего земляка, вашего друга Олега Романцева?
– Нормально. Он мне говорит всё время, что раньше, когда мы работали, были сами себе хозяева, сами решали, как подбирать игроков, как работать, – никто не мешал. А сейчас ситуация изменилась, сейчас много менеджеров приходит не из футбольной среды, они начинают указывать. Когда Романцев пришел, ему тоже указывали, привозили игроков. Он говорит, что не нужно, а менеджеры привозят. Сейчас творческим людям, таким как Романцев, сложно работать. У меня немного более крепкий характер – я могу в драку вступить, отстаивать, а Олег Иванович не может, ему нужны определённые условия для творчества, тогда он может себя проявить. А так он не согласен: зачем, говорит, я куда-то пойду, если через два месяца опять уходить.
– Ведь Хиддинку везде же создают условия?
– Это мы еще посмотрим. В «Анжи» у него еще только начало. Видите, Хиддинк неудачно выступил со сборной – сразу уволили, в Турции неудачно сыграли – сразу убрали. Здесь создают условия, но это тоже зависит от результата. Потом всё равно спросят, тем более в таких командах, как «Анжи»: где много финансов вкладывается, там и результат требуется, причем за короткий срок.
– А как вы относитесь к проекту «Анжи»? Ваш давний знакомый по Самаре Герман Ткаченко имеет к команде из Дагестана непосредственное отношение.
– Не могу сказать, как пойдет дальше.
– Ну, это нормально, что команда живет и тренируется в Подмосковье, а в Махачкалу словно на гастроли летает?
– Просто в Махачкале нет никаких условий. Непонятно же, насколько хватит выдержке персоналу, футболистам, их жёнам-подругам, чтобы так мотаться. В этом главная проблема «Анжи».
– В силу объективных причин я не застал игру вашего поколения за «Автомобилист», но мой отец рассказывал, что в 70-е стадион был набит битком, на Коммунальном мосту перекрывали движение, для того чтобы болельщики могли спокойно Остров Отдыха покинуть. Почему при таком ажиотаже вы так и не смогли выйти в ту же первую союзную лигу? Ведь состав был – вы, Романцев, Кишиневский, Сипкин…
– В те времена в Красноярске был настоящий футбольный бум, на нас ходили по 25 тысяч зрителей. Ты знаешь, тогда в Сибири и на Дальнем Востоке очень мощные команды были. Много футболистов, поигравших в высшей лиге, везде были хорошие финансовые условия. У нас в этом вопросе было похуже, чем у конкурентов. Поэтому в Красноярске был сделан уклон на нас – молодежь, которую только-только взяли в команду мастеров. У нас не всегда все честно выигрывали. Камчатка была, Сахалин, а самая хорошая команда была в Хабаровске. (Смеётся.) Но они без денег, зато есть административный ресурс в виде армии. Нашему «Автомобилисту» чуть-чуть не хватало в организационном плане. По игре, особенно дома, никого не отпускали. Я помню, свой первый гол забил в 1972 году, мне еще не было восемнадцати. Играли с Южно-Сахалинском, они шли в лидерах, а у нас народу битком, поле идеальное – и мы 7:1 их обыграли. А когда на выезд мы ехали, нас там судьи частенько прибивали. Мы были очень сильны в индивидуальном плане, обу-ченнее соперников, нам очень многое дал Юрий Альбертович Уринович… Мы как-то с Олегом Ивановичем Романцевым стояли, смотрели детский футбол, и один тренер ребятишкам кричит: «Играйте в пас, не водитесь, отдайте передачу!» Поворачивается Романцев ко мне и говорит: «Фёдорыч, если бы Юрий Альбертович тебе запрещал водиться, ты бы стал футболистом?» Я в ответ, мол, конечно, нет. (Смеётся.) Потому Уринович нам всегда при потере мяча говорил: «Ничего, нормально, всё класс». А я любил возиться с мячом, и Саша Кишиневский был индивидуально сильный, хотя, наверное, чисто психологически он был немного не готов выступать на высоком уровне. А чисто по-футбольному – дриблинг, финты, которые он придумывал, – все на него смотрели с восхищением.
– Про Кишиневского много футбольных перлов ходит.
– Ну да, есть такое. Он такого характера человек. Может, вот это и не дало ему заиграть на высоком уровне. Чисто психологически был немного растерянный, всё время переживал, сомневался. Потом выходит на поле – и появляется боязнь. Саша мне сам как-то сказал, что единственный год, когда он здорово сыграл, это в Ростове. Я тогда уже заканчивал карьеру, играл опорного хава, и я ему сказал: «Саша, ты ничего не бойся, лети вперед, я тебя подстрахую, если что». Он тогда прилично забил, чувствовал в себе уверенность, которую я ему придавал.
– Другому красноярскому Саше – Харитонову – вы дали путёвку в премьер-лигу, пригласив в «Сатурн». Почему у него не получается реализовать полностью свои возможности, ведь по своему потенциалу он может играть в топ-клубе?
– Тут к кому и как попадешь. Артур Юсупов сейчас играет в московском «Динамо», а мне его еще недавно отдали в «Химки» – мол, забери. Я его взял, мне он понравился, хотя мои руководители говорили, что он слабый, нужно от него избавляться. Но я ему доверил, и впоследствии он стал лидером команды. Если не доверять, никто никогда не раскроется. В той же Швейцарии сейчас раскрывают молодежь, чтобы потом выгодно продать в хороший клуб, а у нас тренеры боятся ставить неопытных футболистов. А у меня из ЦСКА вышли Дима Хохлов, Влад Радимов. Даже Аршавину, поскольку он долгое время не играл регулярно в клубе, после «Арсенала» нужно адаптироваться в России.

Дмитрий УСКОВ.
Фото Сони ГРУШИНОЙ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен