[16]мая[2012]
 
18(000340)

>Читайте в [следующем номере]
«Моя цель – создать ответственную власть, отвечающую за свои решения перед народом»
* Алексей ПОДКОРЫТОВ

Юрий КАЛИНИН: «Мы спорим, протестуем, воюем. Но не на баррикадах, а за столом переговоров»

День победы в Красноярске: 1945-2012 (Фоторепортаж)

Франсуа ОЛЛАНД:
«В Елисейском дворце больше не будет партийных собраний»


- Версии падения Sukhoi Superjet-100 в Индонезии

- Откат с продолжением

- Самые высокооплачиваемые певицы мира

- Леченье со вкусом

- Видал САССУН: «Я работал с волосами, как скульптор»

- Кристина МАКАРОВА, 20 лет, модель БУРЛЕСК-КЛУБА Show Girls (Киров)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Я специально узнавал, как делаются рейтинги радио. Это свой бизнес. Если платит «Европа плюс» – первое место занимает «Европа плюс». Платит «Русское радио» – лидирует оно. Вторые-третьи места тасуют, делят».

Станислав САДАЛЬСКИЙ,
заслуженный артист России.


 
Юрий КАЛИНИН: «Мы спорим, протестуем, воюем. Но не на баррикадах, а за столом переговоров»

«Конкурент» беседует с председателем дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской магистрали.

Когда-то маленький Юра Калинин на утреннике в детском саду наотрез отказался петь вместе со всеми песню про Первомай. Воспитатели подняли шум, вызвали родителей. Скорее всего, это было принято за простое детское упрямство. Но будь у советских педагогов тогда возможность заглянуть в будущее, наверное, немало удивились бы тому, что перед ними не вредный мальчишка, а будущий лидер крупнейшей в стране территориальной организации профсоюза железнодорожников. И случай этот – не просто детская выходка, а, возможно, первые проявления силы характера и отстаивание своего права думать иначе. В нынешний Первомай он, почетный железнодорожник, заслуженный работник физической культуры России, первым шагает в колонне демонстрантов и скандирует лозунги за строительство справедливого общества.
Легко ли сегодня позволить себе такую роскошь, как собственное мнение? Особенно если по долгу службы зачастую приходится идти по тонкой грани – права многотысячной армии трудящихся и интересы администрации крупнейшего холдинга ОАО «Российские железные дороги». О миссии профсоюза сегодня, о роли спорта в жизни и о себе Юрий Калинин рассказал в эксклюзивном интервью «Конкуренту».

– Юрий Николаевич, а всё-таки, какую песню тогда хотел спеть Юра Калинин?
– «Если б я был султан…» (Смеётся.) В то время как раз фильм про Шурика очень популярен был.
– А вы откуда родом? В какой семье росли?
– Родился в 1961 году в солнечной Хакасии, в Абакане. Отец был мелиоратором – руководил краевым управлением. Мама – экономист. Старший брат увлекался спортом, было с кого брать пример. Поэтому с семи лет – дзюдо и самбо. Эти два интересных, красивых вида спорта пересекались в моей жизни, отдать предпочтение одному так и не смог. Хотя были даже весьма успешные попытки и плаваньем заниматься.
– Я так понимаю, вопрос выбора профессии не стоял?
– Само собой. После школы поступил на спортфак Красноярского педагогического института. Никогда не жалел, что получил гуманитарное образование. Этот вуз давал абсолютно все знания, необходимые для жизни, – психология, педагогика, философия, даже атеизм. Была тогда и такая дисциплина. Я настолько проникся, что госэкзамен по атеизму один из группы на «отлично» сдал. (Улыбается.)
– Отрицание любой религии – тогда это было нормально. А сейчас всё-таки верите в существование высших сил?
– По большому счету я, наверное, и сегодня атеист. Хотя захожу в церковь, могу поставить свечу, заказать службу. Но так, чтобы биться лбом оземь, просить чего-то несбыточного, однозначно нет. Без фанатизма. Но верю в добрую, положительную энергетику, в существование биополя. Верю, что есть люди, которым дан дар свыше – лечить, предсказывать, познавать вещи, недоступные простым смертным. Даже в то, что и по линиям на ладони можно узнать многое о человеке.
– Спорт проходит красной линей по вашей жизни. Почему в итоге профсоюзная работа, а не спортивная карьера?
– Это отдельная большая история. В институте выступал под флагом различных спортивных обществ – «Зенит», «Буревестник», «Локомотив». Прошел путь от «желторотых» разрядов до мастера спорта СССР по дзюдо и самбо. Потом была очень серьезная травма позвоночника, и карьеру в большом спорте пришлось завершить раньше, чем хотелось бы. Занялся тренерской работой. Еще студентами набирали группы ребятишек в спортклубах. После института остановился на спортивном обществе железнодорожников «Локомотив», в 21 год возглавил школу олимпийского резерва. После стал председателем этого спортобщества, и так три срока подряд по пять лет. На железной дороге уже 30 лет.
– Гордитесь сопричастностью к истории «Локомотива»?
 – Конечно. «Локомотив» – это же легенда спорта. Приказ о его открытии еще в 1936 году подписал Лазарь Каганович. В середине 80-х, после спортивной реформы, все многочисленные спортобщества страны объединили в единую сеть при профсоюзе, а «Локомотив» устоял и остался практически единственным автономным спортивным объединением. Сейчас это старейшее спортобщество страны после «Динамо». Своя база по всей железнодорожной сети – спортзалы, стадионы, бассейны, лыжные базы… И люди, конечно, главное.
– История на создание музея тянет?
– А мы его и создали шесть лет назад – здесь, в Красноярске. Материальной поддержки не дождались, дали клич, и народ просто валом пошел – несли кубки, медали, грамоты, фотографии, газеты. Ветераны очень помогли. Собрались, сделали, когда открыли – все начали в ладоши хлопать. Сегодня это уникальный музей спорта Красноярской железной дороги, аналогов в России нет. Кстати, его моя жена Валентина возглавляет.
– То есть к спорту и железной дороге в семье имеете отношение не только вы?
– К спорту точно. Четверо детей – и все со спортом дружат: катаются на лыжах, плавают, бегают. Старший сын вообще по моим стопам пошел, спорт – его профессия. Двое детей выбрали иную стезю. Младшей 16 лет, пока не понятно, куда «лыжи навострит».
– А сами предпочитаете активно отдыхать?
– Стараюсь. Уже в возрасте освоил горные лыжи. Сказал себе: встану! И поехал. Потом жену на лыжи поставил. Был перерыв – несколько лет назад «переломались» сильно, гора Гладенькая попалась – но этой зимой опять катался. Тяга есть. Пока двигаешься – живешь, иначе закиснешь. Пляжному отдыху предпочитаю экстремальный. Даже на Южный полюс как-то занесло. Теперь мечтаю побывать на Северном. (Смеётся.)
– В 2010 году вы возглавили Дорпрофсож Красноярской железной дороги – крупнейшую профсоюзную организацию страны. Ответственность огромная. Не сомневались, справитесь ли?
– До этого десять лет входил в состав пленума профсоюза железнодорожников – работа была мне знакома. Но сомнения были, я же не производственник. А профсоюз – это не только «социалка», здесь нужны доскональные знания трудового процесса, охраны труда, быта работников и т.д. Но с другой стороны – я хорошо знаю проблемы и психологию людей, умею общаться и находить общий язык. И это тоже немало.
– В нынешней работе спортивная закалка помогает?
– Ну а как же? Спорт научил трудиться до седьмого пота, не делая поблажек ни себе, ни другим. Бываю очень жестким, упрямым, требовательным. А еще спорт научил бороться и побеждать. Но только честно.
– Опыт, харизматичность, воля… Что еще необходимо профсоюзному лидеру?
– Команда. Команда неслучайных людей, пользующихся авторитетом в коллективе. Люди не подбираются щелчком пальцев. Собрать проверенную, работоспособную, профессиональную команду непросто. Профсоюзники – это народные избранники. И «нравится – не нравится», «устраивает – не устраивает» – так вопрос вообще не стоит.
– Сыграем в ассоциации? Тема – война, бой. В этой истории профсоюз – окоп, тыл, медсанчасть, передовая… Только не задумываться.
– А свои варианты можно? У меня сейчас такая образная параллель возникла: есть командир полка – начальник дороги, и есть замполит полка, идеолог – это профсоюз. Каким будет настрой солдат: боевой дух или упадническое настроение? От эффективного взаимодействия командира и политрука зависит – победим или проиграем.
– Отлично. То есть профсоюз и администрация всё-таки в одной упряжке? А как же независимость?
– Опять же образ: у большого корабля должен быть порт, приписка. Куда идет корабль в открытом плавании? Где он будет болтаться? В нейтральных водах, что ли? Умение найти разумный компромисс, общий язык с руководством предприятия, заручиться его поддержкой – это очень важно. От этого выигрывают все – и работодатель, и работники. Но это совсем не означает, что профсоюз должен быть «карманным» и управляемым. Мы оппонируем, но оппонируем умно, не доводя ситуацию до критической.
– Не секрет, сейчас профсоюзное движение находится в полосе кризиса. Подтверждение тому – сокращение доли работников, входящих в профсоюзы. Как с этим обстоят дела у вас?
– Российский профсоюз железнодорожников – самый крупный в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Сегодня его численность – порядка 1 млн 700 тыс. человек. Среди всех территориальных профсоюзов красноярская организация железнодорожников также сама большая – около 53 тысяч человек. Это 96% от числа всех работников. Плюс такая же армия пенсионеров.
– Цифры, конечно, внушительные. Но такая ситуация далеко не везде. Как железнодорожным профсоюзам удается сохранять доверие людей?
– У железнодорожников самый лучший коллективный договор. И это не мое субъективное мнение. Так считает и премьер-министр Владимир Путин, и глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В этом году нашему отраслевому соглашению уже 20 лет. А что такое колдоговор? Это гарантии, льготы, соцпакет, культурные, спортивные и оздоровительные объекты, поддержка пенсионеров и молодежи, правовая защита и т.д. На эти цели компанией ежегодно тратятся миллиарды рублей. Роль профсоюза – как минимум, не допустить уменьшения этих гарантий, как максимум – расширить их.
– И с оплатой труда в отрасли, по-моему, неплохо?
– В среднем по дороге заработная плата – около 33 тысяч рублей.
– Что скажете о корпоративной системе пенсионных накоплений на железной дороге?
– У железнодорожников есть второй, негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние». Ему уже 15 лет. В свое время люди отнеслись к этому делу с опаской, подозревали очередную аферу. Проводилась большая разъяснительная работа. Зато теперь удачно попавшие под эту систему, выходя на пенсию, буквально хлопают в ладоши. Простая арифметика (цифры приблизительные): по выходе на пенсию от государства человек получает минимум – 4 тысячи с копейками, дополнительная минимальная железнодорожная пенсия – 5 тысяч, максимальная – 20 тысяч рублей. Даже если четыре плюс пять, то девять тысяч – это не четыре. А если четыре плюс двадцать? Согласитесь, на эти деньги российскому пенсионеру можно достойно жить.
– Слушаю вас – так всё замечательно, настроено, налажено. За что еще бороться?
– Человек так устроен – ему никогда не бывает достаточно. Есть немного – хочется больше. Есть многое – хочется всё. (Улыбается.) Если серьезно, работы профсоюзу хватает. Гнет со стороны работодателя, к сожалению, существует. В зоне внимания всё: охрана труда, безопасность, невыплаты, надбавки за вредность, сверхурочные, трудовая неделя, молоко, горячее питание, спецодежда и прочее. Пытаемся залезть в каждую дырочку и предписания о нарушениях выставляем работодателю. Порой со скрипом, с неохотой, но выполняются обязательства. Понятно, не нравится – это же деньги. Но за нами-то – закон. А кто сегодня защитит ваши нарушенные права? Бороться самостоятельно, обращаться в трудинспекцию или суд? Много таких случаев знаете? Известно, один в поле не воин. Предъявить претензии начальнику также мало кто отважится – завтра тебя «съедят», «задавят», уволят любым путем. Это тоже есть. Так что буду настаивать, сегодня в России не существует ни одной общественной организации, способной защитить права трудящихся, кроме профсоюза.
– Проблема сокращения штатов, наверное, тоже есть?
– Не без этого. В прошлом году в Абакане встал вопрос сокращения вагонного депо, порядка тысячи сотрудников. Москва решила минимизировать предприятие, растащить по разным точкам – в Красноярск, Иркутск. Что такое тысяча? С учетом их семей – это три тысячи человек, оставшихся без куска хлеба. Да это стало бы взрывом на рынке труда, и не только для Абакана! Профсоюз инициировал обращения во все возможные инстанции, дошли до правительства, совместно отстояли. Предприятие уже восемь месяцев живет, работает. Такая же картинка была и по электровагоноремонтному заводу. Но выправилось. Практически в полной мере восстановлены объемы производства. А ведь была и трех-четырехдневка.
– И тем не менее люди всё-таки выходят из профсоюзов. Сегодня нередко можно услышать: а мне это ничего не дает, только из жировки процент удерживают.
– Знаете, это, скорее, от незнания и безграмотности. Разговоры типа «не даете место в детском саду – выхожу из профсоюза!» – это же несерьезно. Ну нет в этом регионе ведомственного детского сада, что делать? Зато ребенок, когда подрастет, поедет в загородный лагерь за 10% стоимости, а то и бесплатно. Экономия родительского бюджета составит до 20 тысяч рублей. В отпуск вы отправитесь бесплатно, а двух и более детей провезете за половину стоимости, и так далее.
– Узнаю типовые проблемы молодых семей – детский сад, жильё…
– Проблема с местами в детских садах есть, но она решается. В свое время по объективным причинам ряд дошкольных образовательных учреждений был отдан муниципалитету. Сейчас руководство ОАО «РЖД» подписало соглашения о взаимосотрудничестве с территорией, теперь много вопросов будет решаться на паритетных началах. В том числе и строительство детских садов. В настоящее время возводится детский сад на 300 мест в Саянской: 50% финансирует край, 50% – железная дорога. К слову, построить одно детское место сегодня стоит 1 млн – 1 млн 200 тыс. рублей. В ближайших планах строительство еще двух детских садов на такой же основе.
– Как вам шутка: смертную казнь в России заменили ипотекой под двадцать пять процентов годовых? По-моему, не смешно.
– По-моему, тоже. Если серьезно, процентные ставки в банках действительно зачастую оказываются непосильными для большинства молодых семей.
– Уже предвкушаю, сейчас вы скажете: а вот у нас на железной дороге…
– У нас на железной дороге, кроме наличия собственной организации «Желдорипотека», которая строит ведомственное жилье, любой железнодорожник имеет право взять корпоративный ипотечный кредит. Помимо льготных процентов, при определенных условиях часть основного долга выплачивает предприятие. И это я не касаюсь программы для молодых специалистов – там вообще огромное количество льгот, квот и прочих бонусов.
– А в целом молодежь как относится к профсоюзу?
– Знаете, отрадно наблюдать такую тенденцию: даже не молодежь, а «молодняк» приходит в профсоюз и говорит: хочу быть профсоюзным лидером! Возможно, силы в себе чувствует, энергию. Раньше комсомол был, сейчас эту нишу профсоюз может занять.
– Один из лозунгов первомайской демонстрации – «Долой заемный труд!». В чем минусы такого труда для работника?
– Объясняю, ситуация такая. Например, вагонное депо уходит на аутсорсинг. Отныне железнодорожники, работающие в депо, больше не являются работниками ОАО «РЖД», а становятся сотрудниками фирмы «Одуванчик». А люди-то все те же, наши. Выполняют ту же работу, те же объемы, с одной только разницей – гарантий нет, выплат нет, соцпакета нет, ничего нет. Для аутсорсинговых компаний колдоговор не является законодательным актом. Пытаемся в этих компаниях создать мини-профсоюзы. По законодательству заключение собственных колдоговоров там возможно. Но работодатель, тем более частник, считает деньги. Зачем ему за счет своей прибыли выплачивать соцпакет работнику? Тяжело идет работа, на грани борьбы.
– Как вам такое мнение: «Профсоюз – это идеология, которая учит людей не работать и зарабатывать, а требовать и угрожать»?
– Случайно, не Прохорова цитируете? Не удивлюсь, что это сказал работодатель, который хочет, чтобы люди хорошо и много работали, но не хочет достойно платить. В ответ могу парировать: проф-союз – это шлагбаум для трудового произвола, который не дает превратить рабочих в стадо баранов.
– В продолжение темы: как относитесь к предложениям некоторых предпринимателей практически полностью переписать Трудовой кодекс?
– Отрицательно отношусь. Может, его и надо подкорректировать, но не так глобально, как предлагают некоторые «доброжелатели» – с введением 60-часовой рабочей недели, переходом от месячного МРОТ к почасовому минимальному размеру оплаты труда и прочим. Так мы расплодим неполную занятость. Человек станет таблеткой: сегодня надо – съел, не надо – выбросил, или стой в коробочке до востребования. Прав практически не будет.
– Профсоюзы уже давно требуют возродить Министерства труда. Что думаете по этому поводу?
– Сегодня в России у главного ресурса любой экономики – трудового – нет своего министерства. Это по меньшей мере странно. Несомненно, нужна отдельная государственная структура с широкими полномочиями в правительстве, которая будет заниматься вопросами социально-трудовых отношений, включая миграционные. Сейчас на рынке труда есть перекосы и дисбалансы, которые только усиливаются в результате некоторых реформ.
– Сегодня во многих странах трудовые конфликты выливаются в акции протестов. В России такой радикальный способ выражения протеста всё-таки не очень популярен. Почему?
– У профсоюзов есть стратегия конструктивного диалога с работодателем. И она оправдывает себя: удается не только сохранить социальный мир на предприятии, но и наметить пути его развития на годы вперед. Забастовка – сейчас это вполне цивилизованная, эффективная, но всё же самая крайняя мера отстаивания своих прав. Искусство диалога – нравственно выше. Да, мы спорим, протестуем, воюем. Но не на баррикадах, а за столом переговоров.
– Ваше отношение к альтернативным профсоюзам?
– Сегодня у железнодорожников есть один узаконенный профсоюз, с которым заключены все соглашения, договоры, который ведет единую политику и за работой которого стоят реальные дела. Так называемые «желтые» профсоюзы периодически «полуподпольно» возникают. Цель одна – протест. Причем зачастую не важно – политический или социальный. Люди, стоящие у руля этих организации, хотят быть кем-то, обещают золотые горы. Но потенциала нет, ресурсов нет – ни административного, ни финансового, ни даже идеологического. В итоге – выполнить обещанное невозможно, эти ячейки разваливаются. Протестуют, высказываются, хотя больше льют грязь, негатив, накаляют обстановку. Сегодня «играть» на проблемах народа можно элементарно. Другой вопрос – насколько это честно и насколько это эффективно.
– Ваш рабочий день расписан по минутам. На что еще хватает времени?
– Читаю. Нравятся книги по философии, психологии – Блез Паскаль, Ларошфуко… А вообще-то (достает из рабочего стола подарочное издание Омара Хайяма «Рубаи») – вот, настольная книга. Помогает, когда настроение плохое. Порой очевидные, но неожиданные ответы находишь. Очень рекомендую.
– Из Хайяма сейчас навскидку могу вспомнить только это: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Вы избирательны в своем окружении? Чувствуете людей?
– Стараюсь. Избегаю общения с теми, от кого веет чернотой, тяжелой энергетикой. С возрастом всё чаще замечаю: первый взгляд на человека, некое резюме, которое ты составляешь при первой встрече, несмотря на кажущееся отсутствие логики, оказывается самым верным. Наверное, у каждого есть внутренний голос, нужно просто научиться слушать собственную интуицию. В жизни были случаи, когда это внутреннее чутье, шестое чувство меня и от больших неприятностей спасало.
– Можете рассказать? Интересно.
– В одну из своих поездок в Москву встретился с другом, решили посидеть в кафе у метро. Времени до отлета было еще достаточно, но что-то не сиделось, я засобирался в аэропорт. Товарищ мой, конечно, возражал: да ты что, давно не виделись, почти и не поговорили… Но я почему-то уперся, настоял. Уже прилетев в Красноярск, узнал: буквально через какие-то минуты после нашего ухода в метро прогремел взрыв. Это был один из серии терактов в московской подземке. Вот что мной двигало тогда?
– Наверное, судьба. Верите в предопределенность?
– Раньше верил, сейчас уже не очень. Мне хочется думать, что разум и логика могут менять ход событий в жизни. Русской поговорке «судьба придет – на печи найдет» я предпочитаю другую: «каждый сам кузнец своего счастья». Хочешь лежать – лежи, но к тебе не посыплется. Хочешь идти – иди, строй, делай, дерзай… Думаю, больше будет толку.

Елена ГЛУШАН.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен