[16]мая[2012]
 
18(000340)

>Читайте в [следующем номере]
«Моя цель – создать ответственную власть, отвечающую за свои решения перед народом»
* Алексей ПОДКОРЫТОВ

Юрий КАЛИНИН: «Мы спорим, протестуем, воюем. Но не на баррикадах, а за столом переговоров»

День победы в Красноярске: 1945-2012 (Фоторепортаж)

Франсуа ОЛЛАНД:
«В Елисейском дворце больше не будет партийных собраний»


- Версии падения Sukhoi Superjet-100 в Индонезии

- Откат с продолжением

- Самые высокооплачиваемые певицы мира

- Леченье со вкусом

- Видал САССУН: «Я работал с волосами, как скульптор»

- Кристина МАКАРОВА, 20 лет, модель БУРЛЕСК-КЛУБА Show Girls (Киров)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Я специально узнавал, как делаются рейтинги радио. Это свой бизнес. Если платит «Европа плюс» – первое место занимает «Европа плюс». Платит «Русское радио» – лидирует оно. Вторые-третьи места тасуют, делят».

Станислав САДАЛЬСКИЙ,
заслуженный артист России.


Леченье со вкусом

Популярный тренд здорового образа жизни подразумевает не только поддержание себя в форме, но и лечение с улыбкой и без скуки. Дизайнеры помогают в этом врачам, придавая медицинским устройствам забавную форму.

Врачебные приспособления – непаханое поле для дизайнеров. Куда ни глянь – кошмарного вида термометры, грелки и шприцы, невероятного уродства инструменты и громадины диагностических приборов. Поэтому дизайнеры и производители активно занялись усовершенствованием этой сферы: медицина – один из самых актуальных трендов предметного дизайна.
Интерес профессионалов в этом вопросе сошелся с требованиями пациентов, которые самостоятельно осваивают диагностику и лечение: ходить в больницу некогда и дорого, а в вопросах собственного здоровья хочется быть «продвинутым пользователем». Повальная мода на полезные гаджеты не обошла стороной и медицину, подтверждением чему – золотые медалисты конкурса iF Product Design Award, одного из самых авторитетных конкурсов в Европе в сфере промдизайна: очки с ручным наведением фокуса Superfocus от одноименной американской компании и инвалидная коляска с модульной конструкцией Avantgarde3 немецкой фирмы Otto Bock Mobility Solutions. Жюри не откажешь в политкорректности, но к ней примешивается и ориентация на основную аудиторию нашего стареющего мира – на нее работают «медицинские» дизайнеры.

 

Инвалидная коляска с модульной конструкцией Avantgarde3 немецкой фирмы Otto Bock Mobility Solutions.

* * *
«Заговор врачей» да и производителей против пациентов закончился – на откуп пациенту отдается всё больше диагностических и лечебных опций. Если раньше максимум, что можно было сделать самому, – это померить температуру, попить чайку и ждать доктора, то теперь есть все возможности развернуть прямо на дому настоящий филиал диагностического отделения. Радикальнее всех поступила компания Philips, выпустив прибор, который раньше был исключительно больничным, а именно – дефибриллятор. Портативный аппарат HeartStart, «оживляющий» сердце при нарушениях ритма вплоть до остановки, предназначен для домашнего использования. Он упакован в яркий и эргономичный чемоданчик, который распознается сразу благодаря красному цвету и в то же время не отпугивает своим видом гостей.
В этом и состоит главная задача дизайнеров: медицинские приборы для домашнего использования обязаны быть функциональными, как больничные аналоги, но при этом простыми в использовании и привлекательными, чтобы их не стыдно было поставить у себя в гостиной или вынуть из сумочки. Высший пилотаж – когда внешний вид гаджета никак не намекает на его медицинское предназначение. Поэтому в состав разработчиков всё чаще привлекаются дизайнеры, которые доводят до ума «внешность» медоборудования. К предметникам обращаются даже такие монстры, как NASA Jonhson Space Center, ранее не замеченные в желании делать какие-либо потребительские продукты. В сотрудничестве со шведскими дизайнерами Якобом фон Матерном и Фредриком Хилтен-Каваллиусом агентство разработало переносной рентген (пока на стадии концепта) – он складывается до размеров большого чемодана, работает от обычной электрической сети, а снимки сразу же передаются на компьютер.
Что уж говорить о производителях малогабаритных девайсов – они стараются угодить потребителям вовсю, выпуская медицинские «игрушки» – выглядящий как «тамагочи» тест для диабетиков на уровень глюкозы FreeStyle Lite от германской фирмы Abbott или слуховые аппараты швейцарской фирмы Phonak, практически не отличимые от гарнитур для мобильников.
В одной из серий незабвенного «Доктора Хауса» пациент соревновался с командой врачей, кто быстрее поставит диагноз: доктора использовали опыт и знания, а молодой разработчик компьютерных игр – интернет. Пару лет назад, когда была снята эта серия «Доктора Хауса», онлайн-диагностика была на пике популярности, а сейчас ее сменила новая фишка – медицинские приложения для мобильных телефонов. Так, в прошлом году бельгийская фирма Imec, специализирующаяся на наноэлектронике, выпустила приложение, делающее электрокардиограмму. В этом же направлении пошли и английские медики: еще в конце 2010 года несколько учреждений, включая Medical Research Council, выделили 4 миллиона фунтов стерлингов на разработку теста на венерические заболевания, который они описывают как «usb-чип, совместимый с мобильником или компьютером, обрабатывающий мочу или слюну и выдающий диагноз за пару минут».
Компании активизировались в расчете на пожилых людей, ведь ни для кого не секрет, что мир стареет. К традиционным пенсионерским странам вроде Японии неуклонно присоединяются и молодые нации. Например, американская: в этом году по 66 лет исполняется первым беби-бумерам, родившимся в 1946 году. А ведь этого поколения 78 миллионов человек! «Мы считаем, что в будущем медицинские товары для домашнего использования будут еще более востребованны – для пожилых людей, которым необходимо справляться с хроническими заболеваниями», – говорит Стив Рушковски, глава Philips Healthcare.

 

Трости от нью-йоркского бренда Omhu, целевая аудитория которого – пожилые люди, стремящиеся выглядеть красиво и стильно.

* * *
Раз уж человек попал в больницу, надо его всячески развлекать, чтобы он отвлекся от грустных дум о своей болезни. Так решили дизайнеры и компании-производители, принявшиеся внедрять дизайнерские хитрости в медицинское оборудование. Еще несколько лет назад коллаборации с дизайнерами были громким событием, приводившим в изу-
мление медицинское сообщество. Таким стала разработка электронных хирургических инструментов серии Diego, предназначенных для операций на «ухо-горло-носу», которой в 2007 году занималась американская фирма Gyrus совместно с дизайн-агентствами SonicRim и IDEO. Теперь же «внешними эффектами» не брезгуют и консервативные в плане дизайна бренды вроде Siemens, в прошлом году ставший финалистом iF Product Design Award. Немцы «поколдовали» над МРТ – устрашающего вида и назначения прибором, вызывающим клаустрофобию даже у самых морально стойких пациентов. Чтобы клиент не чувствовал себя как в узком туннеле, магниты МРТ были сделаны короткими, более того, с помощью LED-ламп поверхность аппарата попеременно окрашивается в разные цвета, создавая эффект наподобие цветомузыки на дискотеке.
Яркие цвета – универсальная палочка-выручалочка в персонализации продукта (за этим гоняются практически все бренды). Выразить свой вкус в больничной палате предлагается с помощью специальных мультимедийных терминалов – их разноцветные версии выпустила немецкая фирма Bewatec совместно с дизайнерами из Suxdorf Studio. Кроме яркой внешности, в терминале – а по сути, компьютере с сенсорным дисплеем – полно функций: телевидение, интернет, телефон и музыкальный плеер. Так пациент может развлекать себя в палате.

 

Сделать тест на уровень глюкозы можно быстро и легко с помощью аппарата FreeStyle Lite от германской фирмы Abbott.

* * *
Самые молодые дизайнеры активно завоевывают место под солнцем как раз в области медицины – это наиболее перспективно. По оценке американского Бюро трудовой статистики, к 2018 году количество рабочих мест в медицине США вырастет, как ни в какой другой: на 22%, или 3,2 миллиона человек. Теперешние студенты дизайнерских вузов «столбят территорию», чтобы в будущем гарантированно получить работу и реализовывать свои сегодняшние медицинские концепты, которыми пестрят новостные ленты специализированных ресурсов.
В отличие от своих старших коллег, «молодняк» не страдает стереотипностью мышления, подвергая пересмотру буквально всё, даже такие «священные коровы» от медицины, как аптечки скорой помощи. Так сделали студенты тайваньского Национального университета Шен-Хон Ли и Ю-Лин Чен, придумавшие аптечку, по форме больше похожую на фонарик. А вот третьекурсник из университета Плимута Эндрю Когилл «замахнулся» на таблетки, потому что его бабушке тяжело их глотать. Поэтому он предложил выпускать таблетки в более приемлемых формах, например, джема или леденцов на палочке.
Помимо повсеместного заигрывания с аудиторией с ограниченными возможностями (практически каждое студенческое портфолио содержит концептуальные вариации на тему слуховых аппаратов, очков, инвалидных колясок и девайсы со шрифтом Брайля), новое поколение обеспокоено вредным влиянием окружающей урбанистической среды. Специально для конкурса концептов Livable Cities Award компания Philips провела масштабный опрос на тему «хорошо ли вам жить в своем городе», в котором участвовали более 30 тысяч человек из 32 стран мира. Самыми недовольными оказались жители вполне благополучных стран – англичане, японцы и итальянцы (в то время как довольны жизнью жители Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Индии). На эту широкую и, главное, платежеспособную аудиторию недовольных и рассчитывают молодые дизайнеры, разрабатывая детектор аллергенов (швед Эрик Борг), самостерилизующуюся дверную ручку (кореянка Хои Боми) или даже искусственную иммунную систему (бельгиец Тур ван Бален). Их фантастические проекты имеют все шансы стать реальностью – этому поспособствует если не экология, то уж точно ипохондрия жителей мегаполисов.

 

Очки с ручным наведением фокуса Superfocus.

Подготовил Александр ФЕДИН.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен