В США на 85-м году жизни скончался знаменитый британский парикмахер и стилист.
Видал Сассун умер в ночь на 10 мая в своем доме на улице Малхолланд-драйв в пригороде Лос-Анджелеса. В прошлом году представители Видала Сассуна официально заявили, что двумя годами ранее у стилиста обнаружили лейкемию. Он проходил курс лечения в Беверли-Хиллз и Лондоне. Но врачи не сумели помочь известному парикмахеру. В заявлении, сделанном по случаю его смерти, родственники Сассуна написали, что «как ни печально, он потерпел поражение в борьбе с лейкемией». Комплимент королеве «Парикмахеры – это прекрасная порода, – говорил Видал Сассун. – Вы работаете один на один с другим человеком, и ваша цель состоит в том, чтобы он почувствовал себя гораздо лучше и чтобы его глаза блестели, когда он смотрел на свое отражение. По окончании работы вы ощущаете необычайное удовлетворение». Его сравнивали с рок-звездами, называли художником причесок, мастером, изменившим мир при помощи ножниц. Значение Сассуна для эстетики причёсок сравнивают с заслугами Коко Шанель в сфере женского костюма: он создал новые стандарты простоты и гармонии. Ещё в 50-е годы с волосами было принято обходиться как с особо вредной субстанцией, которой ни в коем случае нельзя давать волю: волосы завивали, укладывали, заливали лаком или бриолином и придавали причёске такую форму, какая никогда не удержалась бы на необработанных волосах. Видал Сассун первым догадался использовать естественные качества волос: их упругость, способность кудрявиться. Он заявил, что делать на голове «пчелиный улей» и закручивать локоны на бигуди совсем не обязательно, и ввёл в моду стрижки, для укладки которых надо было лишь тряхнуть головой. Сассун говорил, что главная его задача – избавить клиентов от возни с волосами: длительных укладок, утомительного моделирования и прочего. При этом парикмахер подчеркивал, что стричь волосы нужно не в зависимости от повальной моды, а в зависимости от их структуры, цвета, густоты, а также от формы лица. «Он полностью изменил подход к прическе. До Сассуна все делали начёсы и поливали голову лаком, создавая искусственную высокую укладку. И вдруг стало можно просто провести пальцами по волосам, встрепать волосы рукой. Это было освобождение», – говорит креативный директор американского Vogue Грейс Коддингтон, которая в 1960-е была одной из моделей мастера. «Мой замысел заключался в том, чтобы стрижкой придать волосам форму. Я работал с волосами, как скульптор со своим материалом, я хотел использовать волосы как ткань и отрезать всё лишнее, – говорил Видал Сассун. – Для меня прическа – это непременно геометрия, углы. Это и неровные срезы, если они выгодно подчеркивают овал лица и форму головы». Модели причесок, созданные Сассуном, приобрели огромную популярность во всём мире в 60-е годы. Самой знаменитой была изобретенная им разновидность прически каре, которую в СССР называли «сэссон» по имени автора. Видал Сассун произвел «демократическую революцию» в мире парикмахерского искусства, освободив женщин от «тирании салонов красоты». Модели, созданные британским мастером, были практичны, они позволяли женщинам выглядеть привлекательно и стильно, не проводя много времени в парикмахерской. Главный принцип, которого придерживался в своем творчестве Сассун, – «помочь человеку выглядеть и чувствовать себя лучше». По словам мастера, он с одинаковым вниманием относился и к VIP-персонам, и к простым людям: «У меня было много клиентов-звёзд. Но когда ко мне приходит девушка – простая работница, которая выкроила пять шиллингов на стрижку, я обращаюсь с ней, как с принцессой». В 2009 году парикмахер получил от королевы Елизаветы II орден Британской империи. Во время церемонии посвящения его в рыцари Британской короны Сассун, к глубокому изумлению Ее Величества и окружавших их людей, похвалил цвет волос и прическу королевы. И после непродолжительной паузы добавил: «Чему вы удивляетесь? Я стригу 67 лет и могу отличить хорошую работу от плохой».
Вторая жена Сассуна – Беверли АДАМС. --- Видал Сассун был женат четыре раза. Впервые он женился в 1956 году на Элейн Вуд, но их брак распался три года спустя, когда жена ушла от него к британскому чемпиону по водным лыжам Дэвиду Нейшнзу. В 1967 году Сассун женился на канадской актрисе Беверли Адамс. Беверли в течение 13 лет их брака была бессменным PR-директором в компании мужа. Именно она, будучи известной личностью в Голливуде, снимавшаяся с Элвисом Пресли, Дином Мартином и Мики Руни, прославила имя мужа среди своих американских друзей и коллег. Стричься у Сассуна стало престижно. Видал и Беверли развелись в 1980 году. У них было четверо детей, один из которых – усыновленный. В 2002 году одна из их дочерей, актриса Катя Сассун, умерла от передозировки наркотиков. Третья жена Видала – Джанет Хэтфорд-Девис – была чемпионом по объездке лошадей и бывшей топ-моделью. Они поженились в 1983 году и вскоре развелись. В последний раз Сассун связал себя узами брака в 1992 году. Его четвертая супруга Ронни оставалась с Видалом до самой его кончины.
Видал САССУН и его четвёртая супруга Ронни. --- С ножницами – на фашистов Помимо своих грандиозных успехов на ниве моды, Видал Сассун был известен тем, что принимал активное участие в антифашистском движении в первые послевоенные годы. В британских СМИ Видал Сассун не раз упоминался как «антифашистский боец-парикмахер». В возрасте 17 лет, подрабатывая стажером в одной из лондонских парикмахерских, будущий мастер влился в ряды «Группы 43», участвовавшей в уличных стычках с фашистами в конце Второй мировой. «Группа 43» получила название по числу человек, присутствовавших на первом собрании, и состояла из бывших еврейских военнослужащих, вернувшихся домой в Британию и столкнувшихся с засильем сторонников Гитлера, которые называли себя БСФ (Британский Союз Фашистов). Участники «Группы 43» и БСФ не раз схлестывались в кровопролитных уличных драках, пока первым не удалось уничтожить лондонское фашистское движение на корню. Соратники Сассуна, как правило, были вооружены ножами и бритвенными лезвиями. А вот будущий стилист предпочитал орудовать ножницами. --- Стриг звёзд и болел за «Челси» > Видал Сассун создал сеть парикмахерских школ, носящих его имя, в которых будущих стилистов учили моделировать прически, исходя из формы головы клиентки. Филиалы его академии находятся в Англии, США, Канаде, Германии и Китае. > Он был автором нескольких книг, в том числе «A Year of Beauty and Health» («Год красоты и здоровья»), ставшей бестселлером. > Сассуну принадлежит идея создания ручного фена. «Однажды я увидел, как один из моих сотрудников руками укладывает волосы клиентки под феном-колпаком, – вспоминал Видал. – Весь уикенд я мучительно думал, как это можно развить. Так мы начали применять ручной фен». > Имя этого модельера причесок было одним из самых признанных в мире моды за последние полвека. Среди его клиентов были голливудские звёзды, такие как Ава Гарднер, Рита Хейворт и Элизабет Тейлор, модель Джин Шримптон и модный дизайнер Мэри Куант. Французская певица Мирей Матье, однажды постригшись у Сассуна, тридцать лет с тех пор не меняла образ. А постриженная им актриса Миа Фэрроу вскоре после этого развелась со своим тогдашним мужем Фрэнком Синатрой. По слухам, не последней причиной развода была стрижка Сассуна. > Видал Сассун всю жизнь был фанатом лондонского футбольного клуба «Челси» и водил тесную дружбу со многими игроками в 1960-х и 1970-х годах.
Одна из звёздных клиенток мастера – актриса Миа ФЭРРОУ. --- «Мама сказала, что я должен стать парикмахером…» Видал Сассун родился в 1928 году в лондонском Ист-Энде – районе, где в начале XX века селились нищие еврейские эмигранты. «Мой отец родился в Салониках в северной Греции, где наша семья жила несколько лет. По отцу я сефард. Родители матери иммигрировали в Англию с Украины, и она родилась уже в Лондоне. Моя мать была очень интересной женщиной, страстной сионисткой, свободно говорила на ладино и идише», – рассказывал стилист о своем происхождении. Мать Видала после ухода отца из семьи не могла прокормить детей и отдала 5-летнего сына в еврейский приют, где мальчик провёл 6 лет. По словам Сассуна, он выбрал свою будущую профессию по совету матери. «Я думал, что буду футболистом, но мама сказала, что я должен стать парикмахером. Как это часто бывает, мама сумела добиться своего», – признавался стилист. «Раньше в 14 лет дети выбирали, учиться ли им дальше или идти работать. При наличии денег или выдающихся умственных способностей я мог бы продолжить образование, но у меня, к сожалению, не имелось ни того ни другого. Мы жили очень бедно, и не было другого выхода, кроме как идти зарабатывать себе на жизнь, – вспоминал Видал Сассун. – Мать отвела меня к мужчине по имени Адольф Коэн, у которого была парикмахерская в еврейском гетто, где я и начал обучаться мастерству. Он был сторонником строгой дисциплины и приучил к ней меня. Впоследствии это не раз помогало мне в жизни». Видал поступил на курсы парикмахеров, работал в рабочем районе города и брал уроки по технике речи, чтобы избавиться от простонародного акцента. Сменив несколько окраинных парикмахерских, Сассун оказался в одном из центральных лондонских салонов, где и состоялось его становление как мастера. В 1948 году 20-летний Сассун отправился в Израиль, где участвовал в войне за независимость еврейского государства. На исторической родине будущий стилист провел год, а затем говорил, что этот период помог ему закалить характер, необходимый для строительства карьеры. В 1954 году Видал сделал первый шаг к известности: он открыл в Лондоне свой парикмахерский салон, названный «Раймон». Согражданам и клиентам Сассуна было отнюдь не до красивой жизни. Большинство из них радовались тому, что пережили Вторую мировую войну, нуждались в самом необходимом и на большее не замахивались. Видалу хватило чутья откликнуться на запрос времени. И он заговорил. «Никто не понимал, о чем это я так долго беседую с клиентками, – едва ли не вдвое дольше, чем продолжается процесс стрижки, – вспоминал Сассун по прошествии полувека. – А мы обсуждали природу волос, тип лица, манеру держаться, и как всё вместе сочетается с их прической». Словом, предметом беседы было то, что ныне зовется имиджем, а сам Видал был первым в истории имиджмейкером. Потребовались годы, чтобы в парикмахерском искусстве возник термин «сассунирование» («sassooning»), обозначавший полный цикл обхаживания клиента по Видалу Сассуну – от задушевного разговора, продолжающегося порой более часа, до мытья, покраски, стрижки и укладки волос. Первая слава пришла к Сассуну в 1967 году – после работы в качестве стилиста в фильме Романа Полански «Ребенок Розмари» с Миа Фэрроу в главной роли. С тех пор термин «стиль Сассуна» вошел в лексикон модных домов Европы и Америки. В 80-х годах парикмахер покидает Великобританию и переезжает в США, где его мастерство оценили по достоинству, и его имя вскоре появилось на косметической продукции фирмы Procter & Gamble, ставшей популярной во всем мире. В 2003 году Сассун судился с Procter & Gamble, обвинив компанию в том, что та недостаточно активно продвигала бренд Vidal Sassoon на рынок в пользу другого своего продукта, Pantene. Через год стороны достигли соглашения.
Ольга ВУКОЛОВА, специалист по связям с общественностью (Красноярск): – Для парикмахерского искусства Видал Сассун – это целая эпоха. Именно он, «революционер моды причёсок», создал стрижку «каре», столь популярную и сегодня среди многих женщин и девушек. Такая причёска позволяет хорошо выглядеть и при этом не тратить кучу времени на укладку. Я не расстаюсь с ней уже лет восемь. При современном темпе жизни это очень актуально. Думаю, женщины всего мира благодарны Видалу Сассуну за его изобретение. Светлая память легендарному мастеру!
Анастасия ДОРОФЕЕВА, переводчик (Иркутск): – Лично я хочу сказать спасибо Видалу Сассуну уже за то, что он совершил революцию в мире женских причёсок. Стрижка, которая не требует многочасовой укладки, – это действительно здорово! Достаточно просто вымыть волосы, высушить их и расчесать, а значит, прибавить лишний час к утреннему сну, что так необходимо в нашем стремительно развивающемся мире. Наверное, поэтому стрижки, придуманные Сассуном в середине прошлого века, по-прежнему актуальны. Главное, чтобы парикмахер, который стрижёт в технике «Видал Сассун», был профессионалом и правильно определил структуру волос, направление роста и, соответственно, подобрал именно ту форму, которая подходит каждой конкретной персоне. Второе, за что Сассуну благодарны женщины всего мира, – изобретение ручного фена. Трудно представить сегодня, чтобы кто-то сушил волосы естественным способом или прибегал для этого к услугам парикмахерских.
Ольга МИКША, предприниматель (Красноярск): – Жизнь Видала Сассуна во многом может служить примером для подражания. Он прошёл путь от мальчика из бедной семьи, зарабатывавшего деньги помощником парикмахера, до знаменитого стилиста, владельца международной сети парикмахерских салонов. Я читала, что помимо дела своей жизни – парикмахерского искусства – он также занимался общественной деятельностью, изучал антисемитизм и написал несколько книг. А ведь он мог и не стать знаменитым парикмахером! Но его мать не пожелала видеть в нём футболиста. И за это он ей всю жизнь говорил спасибо.
Светлана ПЕСКИШЕВА, стилист (Киров): – Видал Сассун, несомненно, легенда парикмахерского мира. Среди великого множества талантливых мастеров, для того чтобы стать отцом-основателем целого технологического направления, а не только законодателем моды, нужно нечто большее, чем талант или везение. Я думаю, так происходит со всеми великими мастерами своего дела: ему повезло родиться в свое время и быть на своем месте. И всё это не просто дополнялось талантом, а еще многократно умножилось трудолюбием Видала Сассуна, его искренним восхищением своей профессией.
Ника ЕФИМОВА, начальник отдела охраны труда филиала ОАО «ТГК-9» «Пермский» (Пермь): – Видал Сассун – интересный мужчина с искрящимся взглядом. Вероятно, был очень привлекателен для женщин. Он и сам ценитель прекрасного, иначе бы не стал таким известным и почитаемым парикмахером и стилистом. Ведь для этого надо действительно любить, понимать и чувствовать красоту. Стиль вообще штука тонкая, почти неуловимая, я всегда восхищаюсь людьми, которые владеют его секретами. В юности мне очень нравились изобретенные Сассуном женские стрижки-прически – этакое дыхание западной роскоши. Но, к сожалению, в мое время советских работников ножниц и расчёсок правильно, фирменно стричь не учили. И вместо картинного «сассуна» получалось не пойми что. Я думаю, этого человека по праву можно считать одним из тех, кто привнёс что-то новое, удивительное, интересное в этот мир, украсил его.
Валерия ГУДКОВА, дизайнер текстильного решения в интерьере (Екатеринбург): – Видал Сассун – один из ярких и талантливых модераторов своего времени. Разве часто мы слышим: «Стилист изменил историю»? Разумеется, нет. Но Видал действительно «мастер, изменивший мир с помощью ножниц». Думаю, большинство женщин, живущих сейчас и регулярно делающих стрижки, могут благодарить именно Сассуна за элегантность, легкость и возможность быстрой модельной укладки вместо часовых посиделок в парикмахерских. Увы, неординарный мастер своего дела ушел из жизни в возрасте 84 лет. Он совершил свою революцию и навсегда останется в памяти женщин как стилист, изменивший историю.
|