Президенты России и Киргизии Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев подписали меморандум по развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и размещению в Киргизии дополнительного российского воинского контингента. Медведев также напомнил, что скоро пройдут первые учения недавно созданных Коллективных сил оперативного реагирования. Однако под вопросом остается участие в них Белоруссии, которая до сих пор не подписалась под документом. Итак, в Киргизии на днях завершился саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Срок действия нового документа – 49 лет с возможностью автоматического продления на 25-летние периоды. Несмотря на его неформальный статус, для Москвы он имел большое значение. Подтверждением тому стало подписание президентами России и Киргизии Дмитрием Медведевым и Курманбеком Бакиевым меморандума о дальнейшем развитии и совершенствовании двусторонней договорно-правовой базы по регулированию пребывания российских военных в Киргизии и размещения дополнительного российского воинского контингента. Господин Бакиев убежден, что это направлено «на улучшение сотрудничества в рамках ОДКБ». В свою очередь, российский лидер напомнил, что «нам предстоят первые учения Коллективных сил оперативного реагирования, к которым мы готовимся». Подписание документа означает скорую переброску в Киргизию дополнительного российского воинского контингента (численностью до батальона) и создание учебного центра для подготовки военнослужащих обеих стран. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, центром смогут пользоваться все члены ОДКБ. В меморандуме отмечается «целесообразность разработки и подписания до 1 ноября 2009 года соглашения между Россией и Киргизией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики». Таким образом, под действие нового документа также попадет российская военная база в городе Кант в 20 километрах от Бишкека. В соглашении должно быть предусмотрено, что статус личного состава объединенной российской военной базы и членов их семей будет равен статусу административно-технического персонала российского посольства в Киргизии. Еще оно определит «условия аренды земельных участков и другого имущества, обеспечения экологической безопасности, возмещения ущерба, связанного с использованием и функционированием объектов объединенной российской военной базы». Сергей Лавров заверил также, что «все вопросы, касающиеся географических параметров нового российского военного присутствия и финансовой стороны, будут обсуждаться в ходе начавшихся переговоров». «В любом случае обе стороны готовы действовать на основе тех принципов, которые оправдали себя на переговорах по открытию российской авиационной базы в Канте. Общая численность будет определяться военными специалистами в связи с необходимостью обеспечения безопасности в этом районе», – заявил министр. Саммит ОДКБ прошел в киргизском курортном городке Чолпон-Ата на берегу озера Иссык-Куль. В ОДКБ входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения. Отметим, что на минувшей неделе в Кремле рассчитывали, что президент Белоруссии Александр Лукашенко, который проигнорировал летний саммит ОДКБ в Москве и не подписался под документами о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), сделает это в Киргизии. Дмитрий Медведев не исключал развития КСОР до уровня НАТО. Однако демарш Минска, который обиделся за «молочную войну», отодвигает эти планы. Если с Минском Москва пытается нащупать более твердую почву для сотрудничества, то с Киргизией отношения развиваются без неприятных сюрпризов. В прошлом году товарооборот составил 1,7 млрд долларов. Россия занимает пятое место по объему инвестиций в экономику Киргизии – после США, Канады, Турции и Казахстана. В Киргизии действуют около 80 предприятий с участием российского капитала.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ: «Результаты саммита ОДКБ были бы более существенными, если бы не уклончивое поведение некоторых членов организации, в частности Белоруссии и Узбекистана. Это относится и к самой Киргизии, которая, подписав меморандум, так и не решила вопрос о создании базы в Баткенской области. Тем более досадно, что не удалось снять оппозицию со стороны Белоруссии. Это связано с самим созданием Коллективных миротворческих сил. Белоруссия не торопится соглашаться и продолжает проводить линию, которую в свое время, в период 90-х годов, в другом объединении, в СНГ, проводила Украина. Это линия на торможение развития организации, на выхолащивание договоренностей. Я говорю об этом с сожалением, потому что такая линия не принесет успеха ни ОДКБ, ни России, ни Белоруссии. Это играет на руку нашим конкурентам. В НАТО озабочены усилением ОДКБ, военной базой в Киргизии, которую они считают российской, и якобы понимают озабоченность Узбекистана по этому поводу. Такая позиция в высшей степени характерна для НАТО. Несмотря на все разговоры о «перезагрузке» и сотрудничестве, НАТО не склонно содействовать эффективной борьбе с последствиями наркотраффика в Центрально-Азиатском регионе. Блок выступает в духе прежних времен: чем хуже для России, тем лучше для западного мира. Эта логика не так давно была раскритикована и президентом России, и лидером США. Но конкретно реальная политика НАТО в том и состоит, чтобы ставить палки в колеса и не замечать того, что натовская операция в Афганистане обернулась для нас увеличением наркотрафика. Натовский контингент не озабочен борьбой с наркоторговлей и, напротив, не занимаясь им, сам выторговывает себе относительно комфортные условия пребывания на территории Афганистана». Александр ХРАМЧИХИН, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа: «В отношении Коллективных сил оперативного развертывания главная задача ОДКБ – это чтобы КСОР не прекратили своего существования ещё до того, как они начали существовать. Нужно поддержать хотя бы видимость того, что они создаются, поскольку вся конструкция начала разваливаться сразу же, ещё до своего создания. Что касается самой ОДКБ, то в лучшем случае это может быть союз четырёх стран – России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. При этом, естественно, участие Киргизии и Таджикистана будет чисто формальным – просто потому, что у них нет никаких сил. Наоборот, они нуждаются в защите. То есть реально, в лучшем случае это будет союз двух стран – России и Казахстана. Причём даже это, на мой взгляд, маловероятно. Перспективы, на мой взгляд, практически отсутствуют, потому что ОДКБ – абсолютно искусственная конструкция, где у участников нет единых целей и при этом совершенно разные задачи. Всё это склеить в одну конструкцию невозможно изначально».
Алексей ПЕТРОВ, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры современной отечественной истории Иркутского госуниверситета: «В последнее время российская внешняя политика получила несколько ударов, как говорится, ниже пояса, от своих бывших друзей. Из экс-советских республик скоро дружить-то будет не с кем. Поэтому федеральные власти готовы платить любые деньги за лояльность среднеазиатских режимов. Создание второй военной базы Россией на территории Киргизии означает то, что еще есть порох в пороховницах (или деньги в бюджете), и Медведев, и Бакиев восстановили отношения после неприятной для нас ситуации с американской базой «Манас». Кроме того, и Запад, и Восток должны понимать, что Россия не собирается уходить из Центральной Азии просто так, без боя. И никакой Узбекистан со своими демаршами (заявлениями) ее не остановит». |