«Мы должны снизить информационные нагрузки на респондентов. И мы это делаем…» В настоящее время основная масса отчетности в Федеральную службу государственной статистики (Росстат) сдается в бумажном виде. Это создает сложности как для респондентов, так и для территориальных органов Росстата. В соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах» одной из главных задач органов государственной статистики является минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения безбумажной технологии сбора статистической отчетности. Внедрение юридически значимого электронного документооборота особенно актуально в условиях сложившейся экономической нестабильности, когда необходимо оптимизировать затраты. Предоставление статистической отчетности в электронном виде с электронно-цифровой подписью позволяет более эффективно использовать средства. Снижаются затраты на доставку отчетности в органы статистики, и более эффективно используются трудовые ресурсы. Кроме того, переход на сдачу отчетности в электронном виде с ЭЦП позволит респондентам избежать проблем с несвоевременной доставкой статистической отчетности, повысит ее достоверность, т. к. программные средства позволяют осуществлять необходимый контроль перед отправкой информации. Статистические отчеты, подписанные электронной цифровой подписью, могут быть переданы в органы статистики в течение нескольких секунд. При этом не требуется подтверждение на бумажном бланке формы. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) имеет унифицированный статус – отчетность можно направлять в любые контролирующие органы (органы государственной статистики, налоговую инспекцию, Пенсионный фонд). При наличии договора со специализированным оператором связи об установке одного рабочего места для предоставления отчетности в электронном виде с ЭЦП и отправки отчетности в один контролирующий орган установка дополнительного места для передачи отчетности в другой контролирующий орган не требуется. Для этого достаточно провести мероприятия по рекомендуемой технологической схеме организации процесса сдачи статистической отчетности в электронном виде электронно-цифровой подписи: внутренним распорядительным документом полномочия по отправке всей отчетности делегируются с одного рабочего места; специалистами организации (бухгалтерией, плановым отделом, кадровой службой и др.) отчетность заполняется на персональном компьютере и направляется на рабочее место с установленной программой специализированного оператора связи; с рабочего места с установленной программой специализированного оператора связи отчетность отправляется в контролирующие органы. За первое полугодие 2009 года в территориальный орган государственной статистики по Красноярскому краю статистическую отчетность в электронном виде с ЭЦП предоставили 700 предприятий, что составляет 7,8% от общего количества отчитывающихся хозяйствующих субъектов при плановом индикаторе на 2009 год – 10%. Сформированная в августе 2008 года нормативная база поспособствовала бурному внедрению и адаптации «спецоператорных» технологий в территориальных органах Росстата. На этом этапе Росстат, как и прочие государственные контролирующие органы, осуществляющие сбор отчетности через спецоператора связи, столкнулся с очень серьезной проблемой. Каждый новый спецоператор связи предусматривал установку своего приемного комплекса на стороне территориальных органов. И это создавало дополнительные трудности. Возникала необходимость в дополнительных технических средствах, в дополнительном штате сотрудников и дополнительном обучении персонала. Для решения данной проблемы Росстат одним из первых среди государственных контролирующих органов принял кардинальное решение о создании своего единого модуля приема (ЕМП). Одной из главных целей ЕМП – возможность сбора в один приемный модуль отчетности, поступившей через всех спецоператоров связи. Ввод в промышленную эксплуатацию ЕМП планируется в августе 2009 года. |