«Я ДЛЯ МНОГИХ СТАЛ КОСТЬЮ В ГОРЛЕ. И СРЕДИ ЧИНОВНИКОВ, И СРЕДИ КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР».
Олег МИТВОЛЬ, заместитель главы Росприроднадзора.
Александр КРУТОВ:
«Некрасиво и стыдно жить броско, роскошно, сверхбогато напоказ»
В гостях у газеты «Конкурент» – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от фракции «Родина», заместитель председателя Комитета по информационной политике, член Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, экс-ведущий программы «Время» Александр Крутов. Он возглавляет Международный фонд славянской письменности и культуры, занимается изданием журнала «Русский дом». Визит в Красноярск у Александра Николаевича был запланирован как раз по делам фонда, но горячей темой общения с депутатом стали поправки к законодательству, связанные с запретом женам делать аборт без согласия мужа. Громкие заявления и смелые оценки происходящих событий можно найти во всех выступлениях, интервью Александра Крутова. В беседе с корреспондентом «Конкурента» он говорил не только об абортах, которые с удовольствием бы вообще запретил, но и о российском телевидении, которое тоже смотреть скорее вредно, чем полезно. Что еще предлагает и советует Александр Крутов? Читайте далее.
– Александр Николаевич, итак, что это за поправка – «Роль мужа при аборте»? – Последние две мои законодательные инициативы вызвали много обсуждений. Одну поправку я внес к закону «О свободе совести», она касается моего предложения о введении в общий образовательный процесс преподавания религиозно-философских дисциплин. Чтобы дети могли получать культурологическое представление о православии, его духовных ценностях, роли, которое оно сыграло в становлении русского народа. Сегодня мы живем в духовном вакууме: от воспитания ребенка отказалась семья, поскольку нужно зарабатывать деньги, и школа, оставившая себе только функцию образования. Роль педагога взяло на себя телевидение, кинематограф и улица. Наши дети вырастают, не зная, что это за страна, в которой они родились, как она создавалась, какие духовные ценности позволили создать русскую культуру. Поэтому я убежден, что каждый школьник должен знать основы православной культуры. Предмет должен быть обязательным. И вторая поправка – к закону «Об охране здоровья». Ее смысл заключается в том, чтобы решение об аборте муж и жена принимали вместе. Это важнейший шаг – убить или родить ребенка, поэтому решение должно быть общим. Сегодня в «Семейном кодексе» все вопросы образования, воспитания детей основаны на принципе равной ответственности. Ведь когда люди создают семью, они мечтают жить долго и счастливо, продолжать свой род. Если речь идет об аборте, то необходимо письменное согласие мужа. Чтобы мужчина тоже чувствовал ответственность за убийство своего ребенка. – Зачастую происходит так, что именно мужчина подталкивает женщину к аборту, говоря, что «не готов». Либо мужа вообще в помине нет, а был случайный партнер… – Если женщина не находится в официальном браке, то ее полное право принимать решение самостоятельно. Произошла вот какая вещь: бурю эмоций и протеста моя поправка вызвала у женщин. Вот, мол, вы нас заставляете… Никто никого не заставляет. Вообще такой варварский способ убийства ребенка должен быть запрещен. Но если вы с мужем не хотите иметь детей, то пользуйтесь контрацептивами, чтобы обезопасить себя. Будьте современными! Не доводите дело до убийства. Ведь церковь считает, что душа у ребенка существует с самого зачатия. Сегодня многие ссылаются на болезни, социальное неустройство, решаясь на аборт. К сожалению, государство мало занимается проблемами детей и семьи. Помощь очень скромная. А значит, у семьи нет уверенности в завтрашнем дне. И это все понимают. Но когда супруги решают пожить в свое удовольствие, отказываясь от детей, оставляя эту обязанность супружескую на потом, то в результате часто оказываются у разбитого корыта. Часто женщина, решившая рожать, потом уже этого не может сделать, поскольку аборты отняли у нее здоровье. И муж говорит: «А зачем ты мне нужна такая?» Семья распадается. Мужчина находит ту женщину, которая родит ему ребенка. Я вспомнил такую интересную историю. Во Франции несколько лет назад был съезд гинекологов. Один из выступающих специалистов спросил аудиторию: «В семье трое детей-инвалидов: один родился слепым, другой глухим, третий с туберкулезом. Мать ждет четвертого ребенка. Что ей делать?» Все гинекологи хором выдохнули: «Аборт». А этим четвертым ребенком был Людвиг Ван Бетховен. Мы не знаем, кого убиваем во чреве. Может быть, это был гений, будущий президент России, который мог ее спасти. Еще один страшный момент: абортивный материал используется в косметической промышленности. Пожилые красотки, прошедшие курс омоложения, получили вторую молодость от убитых младенцев. – Столичный бомонд предъявляет большие требования к внешней красоте человека, – как быть? – Когда я смотрю на таких «подтянутых» женщин, мне становится грустно. Ведь человек хорош во все периоды его жизни. Есть прекрасная старость, когда лица бабушек и дедов излучают свет и красоту. Такие лица бывают у монахинь, священников. Но если человек порочный, то все его страсти и грехи отражаются на лице. Посмотрите на Борю Моисеева: омолодился, но не продлил свою жизнь. – Аборты губят не только здоровье, они и нации в целом вредят, демографию загоняют в угол. Какова печальная статистика? – Статистика говорит нам о том, что сегодня из десяти браков восемь-девять распадаются. Институт семьи испытывает жесточайший кризис, тем более когда в обществе царит атмосфера вседозволенности, распущенности, когда популярны однополые браки. Это считается в порядке вещей, а все остальное относится к темному прошлому, «Домострою». Кстати, «домострой» – умение хорошо вести хозяйство – никому бы не помешало. До двадцати-тридцати процентов женщин страдают бесплодием. Один миллион семьсот тысяч абортов в год – таковы только официальные данные. Эксперты же говорят о 4 – 6 миллионах детей, которые не рождаются. При этом почти миллион человек в России ежегодно умирают. И мы еще спрашиваем, почему у нас работают иностранцы? Если ситуацию не изменить, то Россия вскоре будет населена не русскими, не славянами, а теми, кто приехал и готов продолжать свой род. – Национальный вопрос сегодня во главе угла. Какова ваша позиция? – Я считаю, что главный вопрос касается духовного состояния нашего общества. Мы находимся в кризисе. Смещены все понятия – добра и зла, чести и достоинства. У нас пропагандируется вседозволенность, где можно все купить и продать – совесть, должность. Коррупция – наш бич. Спрашивается, что это за общество? Нужно ли нам так жить дальше? Без духовной основы, стержня. Православие создало культуру, народ и государство. Плохому оно не научит. Православная вера входит в нашу национальную идею. Мы приходим в этот мир не для того, чтобы всласть пожить, поспать, переспать, заработать денег и умереть. Отнюдь. У гроба карманов нет, с собой ничего не возьмешь. Всем хочется подольше пожить, но жить необходимо не для того, чтобы есть и спать. Нужна духовная жизнь, духовная работа. Тогда человек сохранит свою бессмертную душу, она не будет черной, бедной и попадет в царствие небесное. Думаю, что национальная идея заключается в духовном возрождении народа русского. Чтобы у человека была совесть, которая помогала бы ему принимать решения, определяла его жизненные позиции. На это направлены все мои законопроекты. – Как вы относитесь к тому, когда власть, олигархи называют народ быдлом? – Русский народ – не быдло, ему просто надо помочь. Мы должны осознать самих себя, преодолеть отчужденность между обществом и властью. Я говорю «русский народ». Но я не говорю, что русский народ – самый лучший. Каждый народ красив по-своему. Россию можно сравнить с цветущим лугом: убери хотя бы один цветок – и потеряется красота, своеобразие. Россия многонациональна, у каждого народа, который живет в ней, своя роль, и если убрать хоть один народ, то Россия потеряет часть своей силы и красоты. Но нельзя допускать, чтобы одни жили за счет других. Это уже шовинизм. А национализм – хорошее чувство любви к своему народу. – Мы строим капитализм, все говорят: «Это бизнес, ничего личного». Где здесь место духовности? – Главная цель капитализма – извлечение прибыли. Все ООО, ОАО хотят только прибыли. А совесть и нравственность, заповеди как раз мешают умножению богатства. Ведь в бизнесе свои заповеди: «Уничтожь конкурента», например. В православии: «Не убий», «Не желай худого ближнему». Нам это не нужно, это мешает деньги зарабатывать, брать от жизни все. Разорить товарища, предать, обмануть – на этом все построено. Потом мы удивляемся, почему наше общество коррумпировано? Коррупционер – это вор, надо называть вещи своими именами. Я вижу свою задачу в том, чтобы богатый духовно народ строил экономически процветающее общество. Плохой человек построит плохое, циничное и бессовестное общество. Мы не можем дальше так жить. Если ты украл миллиард, тебя назовут финансовым гением, если украл мешок картошки – посадят в тюрьму. За годы перемен кто мог, тот стал богатым, олигархом, а остальные 95% населения? Упустили свой шанс, должны смириться с неравенством? Но ведь не каждый олигарх своим трудом создал это богатство! Многие приватизировали то, что годами создавал народ, поколения людей. Нельзя уравнять честного и вора. Нельзя покупать дорогие яхты, когда вокруг миллионы беспризорных детей, наркоманов. Обществу должно быть стыдно. – Есть ли бизнесмены, которых вы уважаете? – Уважаю тех, кто создал капитал своим трудом, – например, Билла Гейтса. У каждого свои способности, кто-то может придумать фирму, программу, кто-то нет. Но нужно понимать, что некрасиво и стыдно жить броско, сверхбогато напоказ. Когда я направил протокольное поручение руководству крупных российских госкомпаний, чтобы узнать, какие зарплаты у управляющих, мне отказали. В то время как в Германии доходы таких служащих находятся под контролем общества. И СМИ вправе влиять на финансовую политику корпораций. Недавний случай в Германии с планируемым повышением зарплаты топ-менеджерам «Сименс» в общей сложности на три миллиарда марок перерос в скандал. СМИ оценили это повышение как вопиющее бесстыдство: «Вы что делаете? У нас есть безработные, происходят сокращения, а вы присваиваете такие суммы?» И это все восприняли как норму. В результате был создан фонд, где аккумулировались средства для бывших сотрудников. Когда ты живешь хорошо и не хочешь замечать, как вокруг люди живут плохо, значит, ты болен. Так нельзя, нужно задуматься. – Некоторые ваши коллеги-депутаты Госдумы любят роскошь и не стесняются ее подчеркивать, не так ли? – Я не говорю о том, что нам нужно всем пересесть на «Волги», как предлагал в свое время Немцов, ездить всем на «Москвичах» или «Оке». Нет! Понимаете, русский человек, гражданин России всегда должен жить достойно. Мы – богатая ресурсами страна, и они не должны быть приватизированы единицами, а должны принадлежать всем. Нам не нужна сверхроскошь. Нужно, чтобы человек был уверен в завтрашнем дне, чтобы мог иметь жилье, рожать детей и не бояться нищеты. Не ходить в валенках и ватниках. Обидно, когда богатейшая страна живет так бедно. Вот и получается, что один жалуется, что щи пустые, другой – что жемчуг мелкий. Что такое деньги? С одной стороны, это независимость: что хочу, то и куплю. С другой стороны, они делают человека рабом: хочется еще и еще больше денег. Несправедливо. Это духовный надлом, опустошенность. А разруха в голове приводит к разрухе вокруг: мы перестали любить и уважать друг друга искренне. Происходит вымирание нации. Если мы не будем рожать детей, то кто будет кормить пенсионеров? Женщина не родила ребенка и ждет пенсии. То есть она хочет жить в старости за счет чужих детей! Так нельзя. В этой жизни мы работаем, чтобы кормить наших родителей и дедов. – Как экс-ведущий программы «Время», наверное, смотрите телевизор с пристрастием? Какие телеперсоны заслуживают вашего уважения либо неуважения? – К сожалению, хоть я и телевизионный человек, отдавший телевидению 30 лет, но ТВ смотрю редко. Перестал смотреть. Стараюсь не упускать новости. Но так как все новостные программы – на одно лицо и говорят об одном и том же, с одной точки зрения, то становится неинтересно. Как депутат я вижу, что реально происходит в Думе, а что из этого выходит на экран. Передачи, фильмы о жестокости и насилии, сериалы – телевидение распущенное. Я не могу смотреть ток-шоу «Без комплексов». Женщина, которая его ведет, точно без комплексов. Но если перевести это слово на русский язык, значит, «без стыда»! Нас призывают к бесстыдству. И все остальные подобные программы говорят об одном: забудьте мораль, этику, раскройте все секреты перед зрителями, давайте мы в вашем белье пополощемся… А потом все кино- и телезвезды начинают кричать: «Вот папарацци о нас все рассказывают!» Так ведь сами такую культуру создаете, потом жалуетесь. Сами лицедействуете, обманываете, а журналисты только показывают это. Ток-шоу Владимира Соловьева «К барьеру» – просто шоу, где на первом плане господин Соловьев, но нет самой сути вопроса. Проблемы ставятся жесткие, злободневные, но они не анализируются. Кто кого перекричит, тот и прав. – А академик российского ТВ Владимир Познер? – У него передача строго заданная, сразу можно понять, каков будет сценарий, финал. Нет аналитики, нет ничего. Чтобы я посмотрел программу, она должна содержать материал для размышления. В конце должна оставаться недоговоренность, многоточие. А Владимир Познер вбивает последний гвоздь в доску, ради которого вся программа и была задумана: чтобы у человека сложилось определенное мнение. Вся телевизионная жизнь наша построена на воспитании клипового сознания: ты не успеваешь вникнуть в одно, как картинка уже сменилась. Человека не учат думать, его развлекают или просто нагружают разнородной информацией. В итоге мы, как наркоманы, потребляем ее в огромных количествах, даже не успевая перерабатывать. Такое телевидение нас воспитывает. Внушает, что смиряться надо перед злом. А православная культура говорит, что перед Богом. Поэтому я настаиваю на том, чтобы в школе вводили религиозно-философские предметы. И еще Закон Божий. Нужно спасти Россию от духовного опустошения. – Александр Николаевич, какие зарубежные путешествия вам запомнились наиболее ярко? – В свое время было очень интересно ездить за границу. Потом все изменилось. Ничего нового я уже для себя за границей не открываю. Езжу иногда на конференции. И на отдых. Люблю море. Хотя на море часто езжу в Крым, который не считаю заграницей. Я жил и живу в исторической России, весь бывший Советский Союз – моя родина. Я много читаю – документов, материалов, книг, изучая жизнь наших братьев по разуму за рубежом. Из последних работ меня заинтересовал Самуэль Хантингтон, известный историк, философ, политолог, который написал книгу об американцах «Кто мы?». Они занялись национальной самоидентификацией. Им важно знать, на каких духовных основах держится патриотизм, что такое американская мечта. Я был удивлен, когда прочел, что в Америке почти нет неверующих людей. Кто-то во что-то верит. Там нет вседозволенности, а общественное мнение очень сильно. Люди ведут пуританский образ жизни, особенно в малых городах. – Какие впечатления от визита в Красноярск? – Положительные. Мы создали в Красноярске отделение международного фонда славянской письменности и культуры. Руководителем назначен Валерий Сергиенко, уважаемый человек. Задачи фонда – нести духовное просвещение, создавать книги, проводить выставки, фестивали, уроки для школьников. Чтобы показать красоту славянского мира. Красноярский край – кладовая такой красоты, истории, культуры. В Кежемском районе, часть которого входит в зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС, необходимо спасать памятники исторического и культурного наследия. В прошлом году на свои средства фонд организовал археологическую экспедицию в район. Господин Чубайс и его энергетики должны выделить деньги для спасения памятников. Нельзя просто взять и все затопить. Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства. Я посмотрел, сколько в Красноярском крае живет народностей. Вот если бы взять и устроить фестиваль национального костюма на берегу великой реки Енисей. Никакая Испания или Бразилия не годится в сравнение! Неравнодушные люди, кто озабочен сохранением духовного наследия, судьбой славянской культуры, придут в наш фонд. В Красноярске мы нашли огромное количество единомышленников, среди которых Валерий Сергиенко, Олег Пащенко, владыка Антоний. В Москве наши идеи поддерживают известные политики, писатели, художники. Важно собрать всех вместе, преодолеть разобщенность.