В автокатастрофе в Москве погиб популярный актёр театра и кино. Ему было 42 года. Роковой перекрёсток Во вторник спектакль в театре Петра Фоменко закончился около полуночи. Уставший артист попросил знакомого подбросить его домой. Практически пустая дорога не предвещала никаких проблем. Без четверти час ночи «ВАЗ 2104», на переднем пассажирском сиденье которого ехал Юрий Степанов, перестроился в левый ряд для поворота на перекрестке улиц Люблинская и Шкулева. Светофор замигал желтым светом, и водитель, включив сигнал поворота, собирался тронуться с места. Но в этот момент сильнейший удар сзади отбросил «четверку» на встречную полосу, по которой ехал автомобиль «ВАЗ 2112». Причем уже на зеленый свет. Свидетели происшествия уверяют, что встречная машина двигалась с довольно высокой скоростью. Удар пришелся как раз в то место, где сидел Степанов. Артист умер на месте, не приходя в сознание. Остальные участники аварии не пострадали. Тайга, театр, кино… Он вырос в сибирской деревне Тайтурка, неподалеку от Черемхова, рядом с Иркутском, в семье агронома, а потом и председателя совхоза. В детстве с отцом ходил на зверя в тайгу. Рано стал зарабатывать на жизнь и, уже учась в Иркутском театральном училище, успел поработать плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. Оттого, быть может, так безусловно верили его героям, что от них исходило знание самой сермяги жизни, ее пота и боли. Он никогда не сидел без работы. Снимался в фильмах «Дикое поле», «Игра», «Гражданин начальник», «Жмурки», «Первый после бога», «Штрафбат»... И всё-таки Юрий Степанов был в первую очередь театральным талантом. Он с красным дипломом окончил Иркутское театральное училище, и его педагог, мудрая женщина, посоветовала: продолжай учиться, езжай поступать в Москву, но только обязательно к Фоменко. Он поехал и поступил, хотя ничего до того про Петра Фоменко не знал. Юрий Степанов – из того первого выпуска, который стал костяком «Мастерской Петра Фоменко», театра, уже 20 лет остающегося одним из самых любимых зрителями. Он – из тех, кого в «Мастерской» называют стариками, хотя им всем сорок с чем-то. Теперь он – тот, кто открыл среди них счет невозвратимым потерям. Первых студенческих ролей – Горбун в «Приключении» Ивана Поповски, сэр Эндрю Эгьючик в «Двенадцатой ночи» Евгения Каменьковича, Собачкин во «Владимире III степени» Сергея Женовача – хватило бы, чтобы обратить внимание на Степанова. Но были еще две, свидетельствовавшие о приходе в театр таланта первой величины, – Лыняев в «Волках и овцах» Петра Фоменко и Бенджи в «Шуме и ярости» того же Женовача. Герой Островского был смешон и трогателен, удивительно достоверен как в своей доверчивости, так и в наивной осторожности. Увалень Лыняев, «съеденный» хитроумной охотницей за мужьями, сулил Юрию Степанову широкую дорогу актера-комика. Но вскоре он сыграл в «Шуме и ярости» бессловесного Бенджи, глазами которого зрители должны были смотреть на описанный Фолкнером мир, – и дар Степанова вдруг повернулся своей трагической стороной. Потом была роль, которая словно просилась быть исполненной Степановым,– гоголевский Чичиков. А еще Ислаев – в «Месяце в деревне», Алджернон – в «Как важно быть серьезным». Но стоило талантливому студенту превратиться в крепкого мужчину, как кино и телевизор, всегда испытывающие недостаток в героях с истинной, неглянцевой харизмой, похитили его у театра. По фильмографии хорошо виден этот момент: за все девяностые всего несколько ролей вне театра, зато в нулевые – по четыре фильма в год. А в год, оказавшийся роковым, уже пять названий. Он снимался у Алексея Учителя, Вадима Абдрашитова, Алексея Балабанова, Николая Досталя. И казалось, что у актера еще только всё начинается, что самая важная роль вот-вот придёт и что впереди еще немало увлекательных поворотов. Так бы и было, если бы не светофор и не бешеная «мазда», врезавшаяся в машину, на которой Юрий Степанов возвращался домой. «Кино – заразная вещь, – говорил Юрий Степанов. – Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», – думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком – это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица». Актер часто признавался, что вообще показываться ненавидит, хотя понимает – это одна из частей профессии. Поэтому решиться на пробы ему всегда было нелегко. Самое первое знакомство с камерой у Степанова было в «Гробовщике» Петра Фоменко. Потом был маленький эпизод «Орел и Решка» у Данелии. Тоже без проб. Поговорили и всё. Тот опыт в «Орле и решке» был очень приятным. Степанов вспоминал: «Передо мной стоял Данелия, а я думал: «Боже мой, неужели это он». Играть в паре с Говорухиным – тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто – в Москву только-только приехал, студент». Артисты приподняли гроб, и зал стоя замер в молчании… Больше тысячи москвичей приехали в субботу 6 марта к театру «Мастерская Петра Фоменко», чтобы проститься со Степановым. Простые зрители и заслуженные артисты выстроились в одну очередь, шаг за шагом продвигаясь к Юрию. Череда из желающих сказать актеру последнее «прощай» протянулась практически до Кутузовского проспекта. На гражданской панихиде появились Владимир Жириновский, депутат Государственной Думы Евгений Герасимов, актеры Евгений Стычкин, Роман Мадянов, Олег Любимов. Гроб с телом артиста установили прямо на сцене, которой он отдал 17 лет. Благодаря театру Юрий познакомился и со своей женой, которая шила костюмы к спектаклям «Мастерской Петра Фоменко». На большом экране сменяют одна другу фотографии артиста - грустного и улыбающегося, репетирующего новые роли и снимающегося в кино… Проститься с Юрием Степановым пришли Петр Фоменко и вся труппа его театра - Алексей Серебряков, Вадим Абдрашитов, Сергей Женовач, Людмила Максакова, Алена Бабенко, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская и многие другие коллеги и друзья артиста. - Мы - те, кто начинал наш театр, мы пришли сегодня проститься с нашим Юрой, - с болью в голосе сказал со сцены Петр Фоменко - Мы встретились 22 года назад в ГИТИСе и вместе строили труппу. Спасибо, что сегодня вместе с нами столько людей. Театр принадлежит актеру, а актер принадлежит зрителям. Поэтому я хочу, чтобы все присутствовавшие увидели лицо Юры и запомнили его навсегда. Артисты приподняли гроб, и зал стоя замер в молчании почти на 10 минут. В зрительном зале в первом ряду сидела жена Юрия Степанова. Учитывая, что Ирина сейчас на восьмом месяце беременности, она очень стойко переносит эту трагедию. От нее не отходят друзья и родственники Юрия, которые приехали на похороны из Иркутской области. Юрия Степанова хоронили на «актерском» Троекуровском кладбище. Рядом - могила погребенного на этой же неделе Владислава Галкина. Чуть поодаль лежит Александр Дедюшко, так же, как и Степанов, разбившийся в страшной автомобильной аварии. Будто злой рок поражает наших актеров - слишком часто и внезапно, в самом расцвете сил уходят они из жизни… Возвращение на родину В 2008 году Юрий Степанов приезжал в Иркутск. «Я долго не мог привыкнуть к Москве после Иркутска. Приехал сюда пацаном. Было трудно. Помню, три раза брал билеты, чтобы улететь домой. Но справился. Сила воли должна быть прежде всего, – вспоминал Степанов. – Люблю приезжать в родные места. В Тайтурке у меня живет брат, он занимается замечательным делом – печет хлеб. Сестра живет в Усолье-Сибирском, работает кардиологом. В Иркутске Юрий Степанов встретился с учениками школы №39. Несмотря на звездные роли в кино, Степанов вёл себя по-простому, тем самым быстро расположил к себе школяров. И они стали задавать ему слегка компрометирующие вопросы. – У вас есть тяга к роскошной жизни, дорогим автомобилям? – спросил парнишка 14 лет. Удивленного Степанова вопрос поставил в тупик. – Да уж... Ну, холодильник, телевизор имеется у меня, – в шутку ответил актер. – Если серьезно, то я не богач. Конечно, есть квартира двухкомнатная, машина. Кстати, её купил совершенно случайно: вышел из метро, занял у друзей денег, пошел и купил. Потом подумал и добавил: – Работа работой, но для меня семья превыше всего. Всё свободное время я посвящаю жене и сыну. Когда уезжаю на гастроли, то пишу сыну письма самые настоящие, бумажные. Никакой интернет не в силах передать эмоции, которые способна передать бумага. Я – служащий театра. Всё-таки мне ближе играть на сцене, перед зрителем воплощаться в Чичикова, Лыняева. А в кино больше люблю эпизоды. Большая роль – это всегда отключение от внешнего мира. – У вас увлечения есть? – не унимались дети. – Детские мальчишечьи забавы – рыбалку и охоту – я оставил. Зато занимаюсь подводной охотой. Это мир, где не звонят мобильные телефоны…
Юрий СТЕПАНОВ: «Под Тулой я чудом выжил в уазике» (Отрывок из интервью актера, в котором он рассказал о съемках сериала «Гражданин начальник», где он играл роль прокурора Пафнутьева. Как оказалось, опасные аварии преследовали актера и раньше.) «Уазик, на котором мы якобы догоняли бандитов, сбрасывали в пропасть. До пропасти оставалось всего ничего. А за рулем был даже не каскадер, а шофер. Я сидел рядом. И уже понимал: всё, едем в пропасть. Хотя у меня дверь была открыта и можно было выскочить. Но этим я только усилил бы экстремальную ситуацию для водителя. Мы встретились глазами с шофером. Я говорю: «Давай, давай...» Всё обошлось... Еще была сцена в «ванной». Меня берут в плен... Съемки проходили в каком-то автосервисе около Тулы. И мне сделали «ванну». Причем в этом автосервисе вода была из артезианской скважины, +4 градуса. «Николай Николаич, а в какой воде я буду купаться?» – спрашиваю режиссера. Он мне показал на два бака, которые грелись на печке, литров на 70. А емкость, которую должны залить водой, – где-то на две тонны. Мотор, камера! И я смотрю, как заливают артезианскую водичку. Режиссер командует: добавьте ему из баков. Я говорю: да что вы, не надо, может, кто другой согреется. Водки? Нет, я на площадке не пью. После – да! И я в этой воде лежал минут пятнадцать. На пасху яйца так не красят, какие у меня были! Ну, говорю, господа хорошие, если у меня не получится второй ребенок, я вам всем устрою».
C женой (на фото слева), племянницей и двумя сыновьями.
Фото с места аварии.
Юрий Степанов в роли Глымова (сериал «Штрафбат»).
Евгений ГРИШКОВЕЦ, писатель: – Юру Степанова знаю давно. Изначально я очень хотел делать спектакль «по По» с ним. Но он был занят на съёмках. Мы же многие годы вынашивали желание и планы как-то вместе поработать. Какое горе!.. У Юры не случилось того кино, которое было бы его уровня мастерства. Но те, кто видел его на сцене, понимают, какую утрату понёс современный российский театр. Он был актёром редчайшего дарования и сути. Он был из актёров такого народного обаяния и силы, как, например, Евгений Леонов. Существуют записи спектаклей театра Петра Наумовича Фоменко – и те, кто не видел Юру на сцене, могут узнать и понять: какой Артист ушёл. Смерть всегда нелепа. Но то, как погиб Юра, это какая-то не поддающаяся пониманию случайность, настолько нелепая, что я просто не могу об этом думать. Про такую смерть Высоцкий сказал: «был сбит, как птица влёт». Скорблю и не знаю, когда смогу набраться сил, чтобы удалить Юрин телефон из телефонной книги моего мобильного. Берегите себя.
Фёдор СИДОРЕНКО, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: – Прошлый год унёс из жизни очень многих великих актеров, все ждали, когда же он закончится, и надеялись, что в этом году будет спокойней и мы станем меньше терять известных людей. Но едва наступил 2010-й, один за другим стали уходить яркие и талантливые актеры. Юрия Степанова я впервые увидел в фильме Алексея Балабанова «Война». Именно с фразой «Здорово, мужики! Я – Александр Матросов», с этой улыбкой, с этой ролью он и вошел в мою жизнь. После этого любой, даже самый плохой фильм, в титрах которого была его фамилия, я не оставлял без внимания, старался посмотреть. Он был, конечно, очень харизматичный, талантливый актер. Несмотря на то, что его характерная манера говорить сохраняется у него во многих фильмах и где-то даже, может, повторяется, не зря говорят о том, что он мог сыграть кого угодно. Конечно, роль Глымова в фильме «Штрафбат», мне кажется, самая яркая его роль. Ему действительно удалось создать образ человека, в которого невозможно не влюбиться, образ настоящего мужика, которого мы бы хотели, условно говоря, видеть среди нас. Юрий Степанов, конечно, не сыграл всех ролей, которых был достоин. А лично мне очень-очень жаль, что я не успел оценить его игру в спектаклях театра Петра Фоменко.
Денис РУБЦОВ, бизнесмен: – Юрий Степанов – великолепный актер. Роль, которую он сыграл в сериале «Штрафбат», наверное, одна из самых лучших. Хотя он с таким же блеском исполнил роль следователя Пафнутьева в фильме «Гражданин начальник» и попробовал себя в других абсолютно разноплановых амплуа. Сейчас в театре и кинематографе много актеров, чей талант можно признать объективно и назвать их профессионалами своего дела. Но для меня Юрий Степанов был не просто хорошим актером, он был любимым. Поэтому очень жаль, что он ушел от нас так рано и столь трагически. Безусловно, для нашего кинематографа это очень большая, я бы даже сказал, невосполнимая утрата.
Владимир ШАГИН, директор, художественный руководитель Иркутского музыкального театра имени Загурского: – Лично с Юрием Степановым мы не были знакомы, но я горжусь тем, что он был нашим земляком, родом из Иркутской области. И в нашем городе его всегда будут помнить и любить. Юрий Степанов закончил наше иркутское театральное училище, после уехал в Москву, где добился успехов, популярности, признания. Безусловно, очень талантливый актёр, он оставил яркий след по большей части в театральной среде. Причём в российском масштабе, потому что играл в хороших, известных спектаклях. Немного, но снимался и в кино, и нужно сказать, что снимался в достойных, интересных картинах. Очень жаль его, это большая утрата. Он смог бы ещё очень многое сделать в своей жизни и в профессии.
Игорь ЧИРВА, заслуженный артист России, актёр Иркутского драматического театра имени Охлопкова: – С Юрой мы вместе учились в иркутском театральном училище. За полтора года до окончания крепко сдружились, очень много времени проводили вместе. После его переезда в Москву виделись, конечно, редко, потому что расстояние большое, а во время моих визитов в столицу или Юриных приездов в Иркутск, как обычно, времени не хватало. У Юры было прекрасное чувство юмора. И потрясающая органика по отношению к делу, к профессии. В работе он всё делал честно, на все сто, с полной самоотдачей. Эта черта характера мне в нём очень импонировала, как и то, что он знал цену настоящему мужскому слову: если он что-то пообещал или сказал, то делал именно так и не иначе.
|