[19]сентября[2012]
 
35(000357)

>Читайте в [следующем номере]
«Россия в 2050 году? Думаю, России не будет... в её нынешнем виде»
* Евгений МИНЧЕНКО

Станислав ОКИНКА: «Макдональдс» раздражает не тем, что это фастфуд, а тем, что это монополия общемирового масштаба!»

Лучшие автомобильные интерьеры
(Фотоотчёт)

Энди МАРРЕЙ: «Я соревнуюсь с тремя сильнейшими теннисистами
в истории»


- Америка вновь провоцирует мусульманский мир

- Индексы стремятся вверх

- Игорь КИРИЛЛОВ: «Телеэфиры мне снятся в кошмарных снах» Легендарному диктору советского телевидения исполнилось 80 лет.

- Часы мечтаний

- Ё – наше всё!

- Энди МАРРЕЙ: «Я соревнуюсь с тремя сильнейшими игроками в истории» Вслед за победой на Олимпиаде он стал первым за 76 лет британским теннисистом, выигравшим турнир Большого шлема.

- Нина КОРОТЮК, 24 года, актриса

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Немыслимо, чтобы важнейшие вопросы светской жизни в светском государстве – армия, здравоохранение – решались церковным лоббированием!»

Михаил ПРОХОРОВ,
предприниматель.


Игорь КИРИЛЛОВ: «Телеэфиры мне снятся в кошмарных снах» Легендарному диктору советского телевидения исполнилось 80 лет.

 

«Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» – голос Игоря Леонидовича в памяти многих поколений связан именно с этими словами. Он вёл «Последние известия», «Новости», «Голубой огонек», «Взгляд». Больше 30 лет был бессменным диктором программы «Время». Выступал ведущим трансляций парадов Победы, объявлял о запуске первого искусственного спутника Земли и о полёте Гагарина в космос.
Прошло немало лет, как Игорь Леонидович перестал появляться на телеэкране. Однако его по-прежнему помнят и узнают. Голос Кириллова до сих пор ассоциируется с самыми значительными событиями в жизни страны.

Живёт, пока нужен телевидению

Игорь Кириллов по праву считается одним из незыблемых символов могучей советской империи, хотя изначально телеведущим он становиться не планировал. «Я не хотел быть ни актером, не тем более диктором телевидения, – вспоминает Игорь Леонидович. – Я мечтал стать кинорежиссером. Но эта мечта детства не осуществилась, потому что я не поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Там курс набирал великий режиссер Михаил Чиаурели, который мне сказал: «Молодой человек, ты должен пожить, чтобы иметь жизненный опыт, а потом приходи». 
Окончив театральное училище имени Щепкина, он пришел работать на ТВ, где однажды объявили дикторский конкурс. Кириллов успешно прошел испытания. Дальнейшее, правда, он вспоминает с трудом из-за сильнейшего стресса: «На следующий день утром отработал помощником, а в обед отправился на просмотр. Понял, что комиссия меня одобрила. После пошел к себе в студию, и по пути ко мне подходит режиссёр Сергей Александрович Захаров, берёт за руку и говорит: «Ты теперь наш. У тебя через два часа эфир». У меня ноги подкосились и онемели – мол, как, я же ничего не умею. А он отвечает: «Я тебя за два часа всему научу». А дальше ничего не помню – всё было как в тумане».
Описываемые события случились 55 лет назад – 27 сентября 1957 года. И хотя Игорь Кириллов родился 14 сентября, днём своего рождения считает 27-е. «Я не буду праздновать день рождения, буду праздновать 55-летие своей работы 27 сентября. Так что праздник переносится», – сказал Кириллов накануне 80-летия.
«Телевидение с первых дней моей работы было, остается и будет для меня не просто средством массовой информации, техническим средством для передачи художественных произведений, а настоящим искусством, которое помогло мне избавиться от многих недостатков», – признаётся Игорь Кириллов.
Он до сих пор в штате телеканала, преподает. Говорит, что живет, пока нужен телевидению. Место дикторов теперь заняли телеведущие, которых величают «звездами». Совет от Игоря Кириллова – спуститься с небес на землю: «Они – последнее звено в цепочке большого количества людей, начиная с техника, заканчивая творческими работниками, – они всего лишь последнее звено, и у них главная задача – достойно завершить работу своего коллектива. Всего лишь».
Он знает, о чем говорит. Человек, счастливой судьбой которого стало телевидение.

Помириться с сыном не успел…

Игорь Кириллов всю жизнь оставался верен единственной женщине – своей жене Ирине Всеволодовне, которую знал с раннего детства. Они поженились студентами и прожили вместе больше 50 лет. «Иной раз хотелось всё бросить, уйти на радио, – вспоминает легендарный теледиктор. – Трудности удалось преодолеть благодаря моей чудной жене. Ирина Всеволодовна работала звукорежиссёром и была жёстким критиком: она правильно и точно расставляла акценты на всех моих недостатках, которых было безумное количество и о которых она знала с юности».
Супруга Игоря Кирилова умерла в 2004-м. Через несколько лет скончалась и ее сестра Наталья, с которой Игорь Леонидович дружил. Сын Кириллова Всеволод был бизнесменом, умер в 2011-м. Отец и сын до последнего оставались в напряженных отношениях: родители не приняли жену Всеволода, которая была значительно старше. Игорь Леонидович так и не успел помириться с сыном. После его смерти Кириллов воссоединился с семьей сына, общается с внуками.
Дочь Кириллова Анна профессионально занимается музыкой, живет в Германии.
У Игоря Кириллова четверо внуков – Настя, Василий и близнецы Катя и Лиза.
 

 С дочерью Анной и сыном Всеволодом. 1971 год.


«Когда слышу речь молодёжи, последние волосы встают дыбом!»

Говоря о современном телевидении, Игорь Кириллов с сожалением отмечает, что работу в этой индустрии стали воспринимать больше как бизнес, а не как искусство, и это очень негативно сказывается на качестве программ. «Человек, который выбирает профессию телеведущего, должен думать не о том, что эта профессия ему даст, а о том, что он может привнести в нее. Сегодня мало интеллектуальных, просветительских передач, которые были бы неким «окном в мир», – говорит Кириллов. – Я смотрю в основном информационные программы. С моей точки зрения, неправильно подают новости. Все каналы сходятся в одном – начинают с негативных новостей, как бы бьют по голове своего зрителя. Кроме того, сейчас все используют телесуфлер (приспособление, благодаря которому сегодня ведущие информационных программ читают текст с экрана. – Прим. ред.). Я называю его врагом для нашей профессии. Иногда возникает ощущение, что на экране не человек, а робот. Диктор, ведущий должен быть собеседником, самим собой. Тогда информация запоминается. А когда бежит суфлер, у ведущего задача – быстрей проговорить слова, он сам не понимает, о чем рассказывает. У нас были строгие требования, гораздо строже, чем предъявляют к нынешним ведущим. В эфире должен был звучать чистейший русский литературный язык, без единой неточности и ошибки».
Если снижается общий уровень культуры, то наступает опаснейший момент для государства, потому что оно может погибнуть, считает ветеран российского телевидения. «У нас четыре символа государства: флаг, герб, гимн и язык. А может быть, на первое место поставить язык? – рассуждает Игорь Леонидович. – Посмотрите на Францию, как они борются за национальный язык, как они его берегут и как не допускают иностранные фильмы, особенно американские, до эфиров центральных каналов!
Когда я иду по улице и слышу речь молодежи, то у меня последние волосы встают дыбом! Даже не верю, что это могут говорить 12-13-летние школьницы. Я о нецензурной речи вообще не говорю, потому что она звучит в некоторых фильмах, которые транслируют по центральным каналам. Это такой нонсенс, что дальше ехать некуда. Я очень переживаю, что нынешняя молодежь не знает очень многого. Потому что она не читает, а использует Интернет как подсказчик. Они же не знают ни литературы, музыки, ни изобразительного искусства, ни ваяния, ни архитектуры. А как вам изложения «Войны и мира» или «Анны Карениной» на 17 страничках? Когда семиклассник на «Поле чудес» заявляет, что Антон Павлович Чехов – великий русский композитор, это и есть «деградация культуры, которая приводит к гибели государства», о чём говорил Дмитрий Лихачёв».
 




> Игорь Кириллов проявил себя не только как талантливый телеведущий, но и как актер, снявшись в фильмах «Девичья весна» (1960), «7 дней с русской красавицей» (1991), «Зависть богов» (2000) и других. 
> Голос Игоря Кириллова слышен в начале песни «Russians» Стинга (в фонограмме задействован фрагмент одного из выпусков программы «Время»). Также его голос был использован в песне группы Depeche Mode «To have and to hold». Кроме того, он читает стихи, звучащие в песне «Сталинский сокол» группы «Несчастный случай» (альбом «Mein Lieber Tanz»).
> На вопрос, работал ли телеведущий над постановкой своего уникального голоса, Кириллов отвечает: «Ничего особенного я не делал – это спасибо моим родителям, которые меня так наградили».
> Игорь Кириллов часто выступал в концертных программах с чтением стихов и прозы. В 1988 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 1998 году «За личный вклад в развитие российского телевидения» диктор был награжден премией «ТЭФИ». В 2001 году Кириллову был присвоен почетный титул «Человек-эпоха».
 

(фото) С женой Ириной. 1968 год.


«Мне казалось, что все меня обожают»
(Фрагменты интервью с Игорем Кирилловым)

– Игорь Леонидович, вас знали миллионы людей. Не страдали «звёздной болезнью»?
– Ольга Сергеевна Высоцкая, великая учительница моя, меня предупреждала об этом, говорила, что будут люди, которые меня полюбят, а кто-то и наоборот. Писем приходило много, я молодой еще был, симпатичный, казалось, что все меня обожают. Но во время съемки на ВДНХ я услышал, как разговаривали две женщины. И одна сказала: «А Кириллов мне не нравится. Вот Балашов – вот это да! Такой голос, такая фигура, а Кириллов – ну так…» И у меня похолодело сердце. И я вспомнил слова Ольги Сергеевны Высоцкой и стал истерически над собой смеяться. И с тех пор никакой «звездной болезни». 
– Какие самые яркие воспоминания остались от работы на ТВ?
– Конечно, это первая неделя работы, когда я приходил в себя, когда познакомился с Ольгой Сергеевной Высоцкой – моей учительницей с большой буквы. Высоцкая была одним из первых дикторов экспериментального малострочного телевидения. На уроках мы разбирали тексты, которые накануне я произносил в эфире. Еще это встречи с такими людьми, как Ираклий Андроников, Юрий Левитан. А самый запоминающийся эфир – с Юрием Алексеевичем Гагариным 14 апреля 1961 года, который длился с семи вечера до часу ночи. Гагарин был на Красной площади, на трибуне мавзолея. Со всех уголков Советского Союза приехали представители всех заводов, фабрик, совхозов. Я мальчишкой был 9 мая 1945 года на Красной площади. А 14 апреля, когда люди шли и приветствовали Юрия Алексеевича Гагарина, мне напомнило вот ту Красную площадь 1945 года, только без рыданий, а с такой радостью, с такой гордостью за страну, с таким восторгом за нашего соотечественника – молодого, красивого, обаятельного Юрия Гагарина. Вот это и оставило глубочайший след в моей жизни.
– Трудно было работать с официальной информацией в программе «Время»?
– Разное бывало. Например, нам настойчиво рекомендовали называть Брежнева не «Леонид Ильич», а «товарищ Леонид Ильич». Это очень резало слух! И вот мне написали гневное письмо старые большевики: мол, мы никогда не говорили «товарищ Владимир Ильич». Обычно обращались «товарищ Ленин» или «Владимир Ильич». Я пошёл к председателю Гостелерадио Сергею Георгиевичу Лапину с этим письмом и с просьбой освободить меня от работы в программе «Время», дать возможность заниматься другой, творческой работой. Он ответил, что всё это ерунда, и отложил письмо в сторону. А потом добавил: «Вы будете работать, я вас не освобождаю!»
– Бывает, что вам снятся ваши телеэфиры? 
– Снятся, но сны почему-то страшные, кошмарные. Как будто осталось пять минут до эфира, я бегу в студию и никак не могу туда попасть. Бегу с огромной папкой текстов по каким-то длинным коридорам. Пытаюсь ехать на лифте, а он захлопывается перед самым моим носом. И я снова бегу. Прибегаю в студию, сажусь, открываю папку – а она пустая. И я в ужасе, в холодном поту просыпаюсь.

 

Александр БУШКОВ,
писатель (Красноярск):
 
– Игоря Кириллова я буквально недавно видел в каком-то телешоу, и он очень хорошо держался. Хотелось бы отметить, что в его время на телевидении был высочайший профессионализм, а сегодня его нет. По крайней мере, тогда люди умели числительные склонять, не то что сейчас. И не было такого косноязычия. А Игорь Кириллов всегда был народным любимцем, легендой, человеком, входившим в каждый дом. В его 80-летие я бы пожелал ему здоровья, ясного сознания и долгих лет жизни.

 

Ирина ДОЛГУШИНА,
президент Ассоциации телевещателей Красноярского края «Енисей-ТВ», советник губернатора по телерадиовещанию (Красноярск):
 
– Для меня Игорь Кириллов – это человек-символ. Человек, который так просто, без какого-то изображения тягот и ответственности дикторской профессии, создавал настроение миллионам людей. И за этой его кажущейся легкостью скрывался неимоверный профессионализм. Кроме того, Игорь Леонидович – это человек, который и в восемьдесят выглядит не дряхлым стариком, а красивым мужчиной, и в этом смысле он, конечно, для многих – стимул соответствовать. Я очень люблю Игоря Кириллова и очень радуюсь, что наша профессия таких людей создаёт и дарит их огромной, многомиллионной аудитории. Хочется пожелать ему только одного – жить как можно дольше и радовать нас одним своим присутствием на этой земле!

 

Владислав ЖУКОВСКИЙ,
депутат Красноярского городского Совета депутатов, заслуженный артист России:
 
– Я был свидетелем того, как появились первые телевизионные приёмники – КВН-49, и голос Игоря Кириллова зазвучал в каждом доме. Помню его с детства. Не было ни одного вечера, когда бы я его не слышал. Потому что он представлял абсолютно все программы. Мне очень нравился его голос – своим тембром, диапазоном, культурой речи, чистотой русского языка. Каждое его слово было выверено, точно отмерено и высказано – это был своего рода речевой эталон. Я на сегодняшний день уже 40 лет работаю на ниве театральной педагогики. Занимаюсь с актёрами и стараюсь, чтобы они тоже обладали вот теми качествами. Могу сказать, что сегодня, на фоне повального речевого бескультурья, демонстрируемого телевидением, такие великие мастера русской речи, с одной стороны, являются артефактами, ну а с другой – примерами для подражания.

 

Ольга ХОНИНА, 
телеведущая, руководитель проекта «Квадратный метр» (Киров):
 
– «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» – для меня голос Игоря Леонидовича связан именно с этими словами. Это легендарный диктор нашей страны, который стал для многих журналистов примером ведение телеэфира и образцом того, как нужно держаться в кадре. В советское время работать на телевидении было гораздо сложнее, перед глазами не было суфлеров, по которым бегает текст. Речь практически заучивалась наизусть. К дикторам старой школы предъявлялись более строгие требования, чем в настоящее время. Игорю Кириллову, человеку, посвятившему всю свою жизнь информированию российского населения, – низкий поклон.
 

Ирина СЫРЦЕВА, 
корреспондент, телеведущая (Киров):
 
– Сложно о Кириллове говорить без пафоса, – не люблю слов «легенда», «эпоха». Звучит как-то не по-настоящему и с ним, по-моему, не ассоциируется. Игорь Леонидович – человек искренний и честный. Даже не общаясь с ним ни разу вживую, уверена в этом. Среди молодых таких всё меньше. У каждого времени, конечно, свои требования. И это нормально, что молодежь предпочитает подражать молодежи – девочкам и мальчикам с развлекательных каналов. Но обидно, что сейчас среди требований к тем, кто появляется в кадре, знание русского языка – вовсе не главное. А во времена, когда работал Игорь Леонидович, одна ошибка могла привести к международному скандалу: споткнулся на имени какого-нибудь гостя, африканского принца – и всё! Надеюсь, что культура, как и в целом история, развивается по спирали, и однажды снова в моде будут и «тимуровцы», и профессионализм. А Игорю Кириллову хотелось бы пожелать сохранять бодрость духа, ведь жизнь только начинается!

Материал подготовили Дмитрий РОДИОНОВ и Светлана ТАРАКАНОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен